Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Смирновой О.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1362/2022 по иску Яночкиной Валентины Александровны к Управлению социальной поддержки населения комитета по социальной политике администрации городского округа "Город Калининград", Комитету по социальной политике администрации городского округа "Город Калининград", администрации городского округа "Город Калининград" о признании решения об отказе в установлении ежемесячной доплаты к пенсии за муниципальную службу незаконным, назначении доплаты к пенсии за муниципальную службу по кассационной жалобе Яночкиной В.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 22 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, выслушав объяснения Яночкиной В.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Яночкина В.А. обратилась в суд с иском к Управлению социальной поддержки населения комитета по социальной политике администрации городского округа "Город Калининград", Комитету по социальной политике администрации городского округа "Город Калининград", администрации городского округа "Город Калининград", просила признать отказ в установлении ежемесячной доплаты к пенсии за муниципальную службу незаконным, установить доплату к пенсии за муниципальную службу с 20 июля 2021 г.
Истец полагала, что при наличии стажа муниципальной службы более 21 года у нее возникло право на получение доплаты к пенсии, однако в установлении такой выплаты неправомерно отказано.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 22 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 22 июня 2022 г, в удовлетворении исковых требований Яночкиной В.А. отказано.
В кассационной жалобе Яночкиной В.А. ставится вопрос об отмене апелляционного определения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного постановления, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс).
Судом при рассмотрении дела установлено, что 20 сентября 1999 г. Яночкина В.А. принята на должность муниципальной службы - ведущий специалист отдела ЗАГС администрации Центрального района г. Калининграда.
24 июля 2000 г. постановлением мэра г. Калининграда N 2198, в соответствии с решением городского Совета депутатов Калининграда (второго созыва) от 29 марта 2000 г. N 97 и на основании Соглашения, заключенного между администраций Калининградской области и мэрией г. Калининграда, о передаче государственных полномочий по осуществлению регистрации записей актов гражданского состояния в администрацию Калининградской области, администрациям районов г. Калининграда постановлено приступить с 24 июля 2000 г. к передаче государственных полномочий по осуществлению регистрации записей актов гражданского состояния в администрацию Калининградской области.
Распоряжением администрации Центрального района г. Калининграда от 24 июля 2000 г. N 168 (л-с) должность начальника отдела ЗАГС с 25 июля 2000 г. сокращена, муниципальные служащие отдела ЗАГС, отказавшиеся от увольнения в порядке перевода в областную адинистрацию, предупреждены о предстоящем высвобождении в срок до 26 сентября 2000 г. в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.
25 июля 2000 г. истец на основании распоряжения администрации Калининградской области от 7 апреля 2000 г. N 76 переведена на муниципальную должность муниципальной службы начальника отдела ЗАГС администрации Центрального района г. Калининграда и в этот же день уволена в порядке перевода по пункту 5 статьи 29 Кодекса законов о труде РСФСР.
26 июля 2000 г. Яночкина В.А. принята на государственную должность государственной службы заведующего Центральным сектором отдела ЗАГС в порядке перевода.
26 апреля 2001 г. Яночкина В.А. уволена с государственной службы заведующего Центральным сектором отдела ЗАГС в отдел ЗАГС администрации области в порядке перевода по пункту 5 статьи 29 Кодекса законов о труде РСФСР.
27 апреля 2001 г. Яночкина В.А. принята на государственную должность государственной службы заведующего сектором филиала в Центральном районе г. Калининграда отдела ЗАГС администрации Калининградской области.
21 февраля 2005 г. истец переведена на должность государственной гражданской службы заведующего сектором Калининградского межрайонного отдела ЗАГС.
22 декабря 2005 г. Калининградской областной Думой принят Закон Калининградской области N 720 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области отдельными государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния".
30 декабря 2005 г. истец освобождена от занимаемой должности государственной гражданской службы заведующего сектором Калининградского межрайонного отдела ЗАГС и уволена с гражданской службы.
На основании личного заявления, распоряжения мэра г. Калининграда от 30 декабря 2005 г. N1255-р Яночкина В.А. принята на муниципальную должность муниципальной службы начальником отдела ЗАГС с исполнением отдельных государственных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.
С 10 января 2006 г. по 31 декабря 2008 г. истец работала в администрации Центрального района г. Калининграда, администрации Центрального района муниципального образования "Город Калининград", администрации Центрального района городского округа "Город Калининград" на муниципальной должности начальника отдела ЗАГС.
С 1 января 2009 г. по 13 июля 2021 г. истец работала на муниципальной должности в администрации городского округа "Город Калининград".
С 13 июля 2010 г. истец является получателем пенсии по старости.
13 июля 2021 г. Яночкина В.А. уволена по пункту 14 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, пункту 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 г.) в связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.
Протоколом заседания комиссии от 23 июля 2021 г. N 14 установлено, что стаж муниципальной службы Яночкиной В.А. для установления ежемесячной доплаты к пенсии за муниципальную службу составил 16 лет 04 месяца 11 дней. Поскольку одним из условий для установления такой доплаты на дату обращения истца с заявлением в 2021 году являлось наличие стажа муниципальной службы минимальной продолжительностью 17 лет 6 месяцев, в надбавке Яночкиной В.А. отказано со ссылкой на то, что период работы с 26 июля 2000 г. по 30 декабря 2005 г, когда она замещала различные должности в Калининградском территориальном управлении по осуществлению государственных полномочий администрации Калининградской области, в стаж муниципальной службы для определения права на выплату не подлежит включению.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьёй 2, пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ, частью 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пунктом 1 части 61 статьи 19, частью 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 2 статьи 31.1 устава городского округа "Город Калининград", утверждённым решением городского Совета депутатов Калининграда от 12 июля 2007 г. N 257, частью 2 статьи 1, статьёй 3 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии за муниципальную службу в городском округе "Город Калининград", утверждённого решением окружного Совета депутатов Калининграда от 28 ноября 2012 г. N 381 (далее - Положение), исходил из того, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих городского округа "Город Калининград", осуществляемого за счёт средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления, соответственно, именно органы местного самоуправления устанавливают порядок, условия и правила исчисления таких выплат за счёт собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, с учётом имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
Согласно закреплённым в Положении условиям установление такой доплаты положенно исключительно тем лицам, которые замещали должности муниципальной службы в городском округе "Город Калининград" и имеют определённый стаж работы именно в органах местного самоуправления городского округа "Город Калининград".
Установив, что в период работы с 26 июля 2000 г. по 30 декабря 2005 г. истец замещала государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, то есть не являлась муниципальным служащим, суд первой инстанции признал правильным решение комисии о недостаточности стажа работы Яночкиной В.А. для установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии за муниципальную службу.
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно пунктам "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счёт средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В рамках предоставленных федеральным законодателем полномочий решением окружного Совета депутатов Калининграда от 28 ноября 2012 г. N 381 утверждено Положение, которым определён порядок и условия установления ежемесячной доплаты к пенсии за муниципальную службу в городском округе "Город Калининград".
Согласно части 2 статьи 4 Положения в стаж муниципальной службы подлежат включению периоды замещения должностей муниципальной службы, муниципальных должностей муниципальной службы в городском округе "Город Калининград", а также должностей в органах государственной власти и управления г. Калининграда, существовавших до установления (введения) наименования должностей муниципальной службы в соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" (для лиц, уволенных с должностей муниципальной службы, муниципальных должностей муниципальной службы); все периоды замещения должностей в органах государственной власти и управления города Калининграда до момента увольнения с должностей, указанных в приложении N 1 к настоящему Положению (для замещавших на постоянной основе должности в органах государственной власти и управления города Калининграда, указанные в приложении N 1 к настоящему Положению, и уволенных с этих должностей).
Судом правомерно сделан вывод о законности решения комиссии от 23 июля 2021 г. N 14 об отказе в установлении истцу ежемесячной доплаты к пенсии за муниципальную службу, поскольку период работы в Калининградском территориальном управлении по осуществлению государственных полномочий администрации Калининградской области не является муниципальной службой, а должности, занимаемые с 20 сентября 1999 г. не относятся к должностям, перечисленным к приложению N 1 вышеуказанного Положения.
Ставя вопрос об отмене апелляционного определения Яночкина В.А. в кассационной жалобе указывает на наличие оснований для получения доплаты к пенсии, поскольку в стаж муниципальной службы включаются периоды на государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды на государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 23 того же Закона предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Из подпункта 3 части 1 статьи 29 Закона Калининградской области от 17 июня 2016 г. N 536 "О муниципальной службе в Калининградской области" следует, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды на государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации.
Положением о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии за муниципальную службу в городском округе "Город Калининград", утверждённым решением окружного Совета депутатов Калининграда от 28 ноября 2012 г. N 381 предусмотрены условия дополнительных мер социальный поддержки муниципальным служащим.
Само по себе несогласие истца с нормативно-правовым актом органа местного самоуправления, не отменённым и не признанным недействительным в установленном законом порядке, ограничивающим, по мнению подателя жалобы, в реализации права на пенсионное обеспечение по сравнению с федеральным и региональным законодательством субъекта Российской Федерации, не свидетельствует о незаконности принятых судебных актов, при принятии которых правильно применён материальный закон.
При таких обстоятельствах, а также учитывая общепризнанный принцип правовой определённости, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренный статьёй 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 22 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Яночкиной Валентины Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.