Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу главы администрации муниципального образования Приреченский сельский совет Новоорского района Оренбургской области Чикова Сергея Ивановича на вступившие в законную силу постановление начальника Северо-Восточного территориального одела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 17 августа 2021 года, решение судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 5 апреля 2022 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 5 июля 2022 года, вынесенные в отношении главы администрации муниципального образования Приреченский сельский совет Новоорского района Оренбургской области Чикова Сергея Ивановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением начальника Северо-Восточного территориального одела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 17 августа 2021 года N 184-21-19, глава администрации муниципального образования Приреченский сельский совет Новоорского района Оренбургской области Чиков С.И. (далее - глава администрации МО Приреченский сельский совет Новоорского района Оренбургской области) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Решением судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 28 октября 2021 года указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Оренбургского областного суда от 22 декабря 2021 года решение судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 28 октября 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела решением судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 5 апреля 2022 года постановление начальника Северо-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 17 августа 2021 года N 184-21-19 оставлено без изменения.
Решением судьи Оренбургского областного суда от 5 июля 2022 года постановление начальника Северо-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 17 августа 2021 года N 184-21-19 и решение судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 05 апреля 2022 года изменены. Из постановления должностного лица и решения судьи районного суда исключено указание на нарушение Чиковым С.И. требований статьи 38 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в части не проведения технического обследования центральных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отсутствия учета результатов такого обследования при разработке схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования Приреченский сельсовет Новоорского района Оренбургской области. В остальной части указанные акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Чиков С.И. просит обжалуемые акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить. Одновременно с подачей жалобы Чиковым С.И. заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования судебных актов. Ходатайство о восстановлении срока обжалования разрешению не подлежит, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрен срок для подачи жалобы в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 названного Кодекса.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 16 июля 2021 года N 19-12-п в период с 22 июля по 4 августа 2021 года сотрудниками Северо-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области проведена плановая выездная проверка в отношении администрации МО Приреченский сельсовет Новоорского района Оренбургской области по вопросу исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства (том 1 л.д. 30-33).
Проверка проведена на объектах надзора в селе Центральная Усадьба совхоза "Новоорский", селе Красноуральск, селе Плодовое МО Приреченский сельсовет Новоорского района Оренбургской области.
В ходе проверки установлено, что по результатам мониторингового наблюдения 2020 года за качеством водопроводной воды зафиксировано несоответствие качества питьевой воды действующим нормативным санитарным показателям, в связи с чем 27 января 2021 года в адрес администрации муниципального образования Приреченский сельсовет территориальным отделом Управления Росприроднадзора по Оренбургской области направлено соответствующее уведомление, в соответствии с которым органу местного самоуправления необходимо было направить в адрес организации, обслуживающей водопроводные сети и сооружения, техническое задание для разработки программы действия, направленной на приведение качества водопроводной воды до нормативных санитарных показателей.
В ходе проверки также был произведен отбор проб питьевой воды и по результатам лабораторных исследований, проведенных ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области" установлено ее несоответствие требованиям таблиц N 3.3, 3.12 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", в частности: вода питьевая из скважины N 1 с. Красноуральск не соответствует нормативу по показателю общей жесткости; вода питьевая из скважины N 2 с. Плодовое не соответствует нормативу по показателю суммарной альфа активности (протоколы лабораторных исследований от 30 июля 2021 года N 2347-н, N 2352-н; том 1 л.д. 20-23).
По результатам проверки составлен акт проверки от 4 августа 2021 года N 19-12-п, в котором отражены выявленные нарушения, допущенные администрацией МО Приреченский сельсовет Новоорского района Оренбургской области, а именно:
- не обеспечены условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, вода из скважин "адрес" не соответствует требованиям санитарных правил (статья 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
- не проводилось техническое обследование центральных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, при разработке "Схемы водоснабжения и водоотведения... " не учитывались его результаты (статья 38 Закона N 416-ФЗ); (далее - Закон N 416-ФЗ);
- не проводилась работа, направленная на согласование "Плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями... " с территориальным органом Управления Роспотребнадзора по "адрес" (статья 40 Закона N 416-ФЗ; том 1 л.д. 24-27).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении главы администрации МО Приреченский сельсовет Новоорского района Оренбургской области протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и дальнейшего его привлечения постановлением должностного лица к административной ответственности, установленной указанной нормой.
Судья Новоорского районного суда Оренбургской области исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства, руководствуясь статьей 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьями 3, 6, 23, 37, 40 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", СанПиН 1.2.3685-21, с выводами должностного лица административного органа согласился.
Изменяя постановление начальника Северо-Восточного территориального одела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 17 августа 2021 года, решение судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 5 апреля 2022 года и исключая из указанных актов указание на нарушение Чиковым С.И. требований статьи 38 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в части не проведения технического обследования центральных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отсутствия учета результатов такого обследования при разработке схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования Приреченский сельсовет Новоорского района Оренбургской области, судья Оренбургского областного суда установил, что администрацией Приреченского сельсовета было принято постановление от 3 декабря 2014 года N 103 "Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования Приреченский сельсовет Новоорского района Оренбургской области". Данным постановлением утверждена схема водоснабжения и водоотведения названного сельсовета (приложение) и пришел к обоснованному выводу о том, что в указанной части правонарушение не является длящимся и считается оконченным 3 декабря 2014 года, годичный срок давности привлечения к административной ответственности за данное нарушение истек 3 декабря 2015 года, что исключает привлечение к ответственности за данное нарушение. В остальной части состоявшиеся акты оставлены без изменения.
Оснований не согласиться с указными выводами не имеется.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия главы администрации МО Приреченский сельсовет Новоорского района Оренбургской области квалифицированы по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека.
Законность и обоснованность постановления о назначении административного наказания проверены судебными инстанциями с соблюдением требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Все доводы жалобы на постановление по делу об административном правонарушении были предметом рассмотрения, отклонены по основаниям, подробно изложенным в судебных актах, не согласиться с выводами судебных инстанций оснований не установлено.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации МО Приреченский сельсовет Новоорского района Оренбургской области Чиков С.И. в обоснование незаконности постановления должностного лица и судебных актов указывает на отсутствие состава административного правонарушения в его действиях, поскольку субъектом ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является, Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ в части 2 статьи 19 определено лицо, ответственное за качество питьевой воды - организация, осуществляющая холодное водоснабжение.
Следует признать, что все доводы жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, аналогичны доводам, заявленным при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица административного органа, они являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях главы администрации МО Приреченский сельсовет Новоорского района Оренбургской объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с выводами суда первой и второй инстанций инстанции при рассмотрении кассационной жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела в соответствии с Законом Оренбургской области "Об утверждении перечня имущества муниципальной собственности Новоорского района, передаваемого в собственность вновь образованных поселений, находящимся на территории Новоорского района" от 8 декабря 2006 года N 826/167-IV-О3 в собственность МО Приреченский сельсовет Новоорского района Оренбургской области переданы в том числе водопроводные сети, протяженностью 1, 5 км, расположенные в селе Центральная Усадьба совхоза "Новоорский", водопроводные сети, протяжённостью 12, 5 км, расположенные на территории с. Красноуральское. Актом приема-передачи от 8 сентября 2010 года в собственность муниципального образования переданы система водоснабжения, скважина, водонапорная башня, водоразборные колонки, расположенные на территории с. Плодовое.
Пунктами 1, 4, 5, 6 части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях помимо прочих относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.
В силу части 1.1 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В Оренбургской области отдельные вопросы местного значения закреплены за сельскими поселениями Законом Оренбургской области от 21 февраля 1996 года "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области", согласно которому за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляются вопросы, предусмотренные подпунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 4).
Таким образом, обязанность по организации водоснабжения МО Приреченский сельсовет Новоорского района Оренбургской области в соответствии с указанными выше нормами возложена на администрацию указанного муниципального образования.
На основании договора аренды от 31 декабря 2015 года водопроводные сети и сооружения переданы ООО "Водоканал Штрих".
Исходя из положений статей 23 и 40 Закона N 416-ФЗ предыдущие инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что обязанность по обеспечению качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.
Вместе с тем обеспечение качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, в соответствие с установленными требованиями осуществляется органами местного самоуправления путем разработки или корректировки инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды согласно установленным требованиям.
При рассмотрении дела установлено, что органом местного самоуправления не были выполнены требования статьи 23 Закона N 416-ФЗ об обеспечении условий, необходимых для организации подачи ООО "Водоканал Штрих" питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, план мероприятий по обеспечению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиям не согласован, в связи с чем вывод предыдущих инстанций о том, что глава администрации муниципального образования Приреченский сельсовет Новоорского района Оренбургской является надлежащим субъектом ответственности по настоящему делу об административном правонарушении, является верным.
Вопреки доводам жалобы, изложенным заявителем, из материалов дела следует, что несоответствие проб воды водопроводной в с. Красноуральск и с. Плодовое по показателям солевого состава, радиологическим показателям является природным фактором и не зависит от условий содержания и эксплуатации водопроводных сетей, ответственность за содержание которых несет ресурсоснабжающая организация. Обеспечение условий подачи воды и ее очистки от природных загрязнений возложено на администрацию муниципального образования.
Доказательств, которые могли бы свидетельствовать о принятии главой администрации необходимых и достаточных мер, направленных на обеспечение качественного и безопасного питьевого водоснабжения потребителей и выполнение санитарно-эпидемиологических требований к качеству воды, ее очистки, не имеется.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление начальника Северо-Восточного территориального одела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 17 августа 2021 года, решение судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 5 апреля 2022 года (измененное решением судьи Оренбургского областного суда от 5 июля 2022 года), решение судьи Оренбургского областного суда от 5 июля 2022 года, вынесенные в отношении главы администрации муниципального образования Приреченский сельский совет Новоорского района Оренбургской области Чикова Сергея Ивановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главы администрации муниципального образования Приреченский сельский совет Новоорского района Оренбургской области Чикова Сергея Ивановича - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.