Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 18 августа 2022 года кассационную жалобу Комитета земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 24 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 марта 2022 года по административному делу N 2а-3231/2021 по административному исковому заявлению Замалеевой Г.А. к Комитету земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан) и исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании решения об отказе в перераспределении земельного участка путём утверждения схемы расположения земельного участка; постановления о формировании земельных участков; бездействия, выразившегося в повторном оставлении без рассмотрения заявления; о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка по ранее поданному обращению.
Заслушав доклад судьи Бритвиной Н.С, изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационной жалобы, выслушав в её поддержку посредством видеоконференцсвязи объяснения представителей Комитета земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Зинангирова Л.И, Кузьминой Т.Н, возражения относительно доводов кассационной жалобы Замалеевой Г.А, её представителя Гайнутдиновой Ю.А, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Замалеева Г.А. (далее - административный истец) обратилась в суд с административным иском к Комитету земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан) (далее - КЗИО и ГД Альметьевского муниципального района), исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - исполком Альметьевского муниципального района) об оспаривании решения об отказе в перераспределении земельного участка путём утверждения схемы расположения земельного участка; постановления о формировании земельных участков; бездействия, выразившегося в повторном оставлении без рассмотрения заявления; о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка по ранее поданному обращению.
В обоснование иска Замалеевой Г.А. указано, что 17 июля 2019 года она обратилась в исполком Альметьевского муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка путём утверждения схемы расположения земельного участка площадью 968 кв.м, из земельного участка, находящегося в муниципальной собственности площадью 311 кв.м, и земельного участка, находящегося в собственности административного истца с кадастровым номером N, площадью 675 кв.м.
Решением Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Палата земельных и имущественных отношений) от 1 августа 2019 года ей отказано в утверждении схемы расположения земельного участка ввиду нахождения части земельного участка за границей красных линий, а также прохождением по испрашиваемому земельному участку подземного распределительного газопровода низкого давления, которое ею оспорено в судебном порядке.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 марта 2020 года отказ признан незаконным, на Палату земельных и имущественных отношений возложена обязанность повторно рассмотреть заявление от 17 июля 2019 года.
После обращения 1 сентября 2020 года в Палату земельных и имущественных отношений, ей дан ответ от 8 сентября 2020 года о том, что её заявление рассмотрено повторно и 7 августа 2020 года направлен ответ за N 10398/203, который административный истец не получала.
В ответе от 8 сентября 2020 года Палата земельных и имущественных отношений сообщила об отсутствии оснований для перераспределения земельного участка путём утверждения схемы расположения земельного участка с указанием в качестве основания на возможность образования самостоятельного земельного участка; наличие постановления исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 21 августа 2020 года за N 1227 "Об утверждении схемы расположения земельных участков" (далее - Постановление от 21 августа 2020 года N 1227), согласно которому сформированы два самостоятельных земельных участка, в том числе, из площади испрашиваемого Замалеевой Г.А. земельного участка; земельный участок, формируемый Замалеевой Г.А, согласно приложенной схемы имеет конфигурацию неправильной формы; несоответствие схемы расположения земельного участка формату и требованиями его подготовки.
Не согласившись с вышеуказанными ответами, Замалеева Г.А. просила: признать незаконными решения КЗИО и ГД Альметьевского муниципального района, изложенные в письмах от 7 августа 2020 года N 10398/203 и от 8 сентября 2020 года N 12362/209; признать незаконным и отменить постановление Исполкома Альметьевского муниципального района от 21 августа 2020 года N 1227; признать незаконным бездействие Исполкома Альметьевского муниципального района, не рассмотревшего повторно заявление от 17 июля 2019 года N 12879/зем; обязать Исполком Альметьевского муниципального района утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключить соглашение о перераспределении земель и земельных участков, находившихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 24 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 марта 2022 года, административные исковые требования Замалеевой Г.А. удовлетворены в части: признаны неправомерными решения КЗИО и ГД Альметьевского муниципального района, изложенные в письмах от 7 августа 2020 года N 10381/203 и от 8 сентября 2020 года N 12362/209, об отказе в перераспределении земельного участка путём утверждения схемы расположения земельного участка; признано неправомерным и отменено постановление исполкома Альметьевского муниципального района от 21 августа 2020 года N 1227 "Об утверждении схемы расположения земельных участков"; на КЗИО и ГД Альметьевского муниципального района возложена обязанность повторно рассмотреть обращение Замалеевой Г.А. от 17 июля 2019 года N 12879/зем о перераспределении земельного участка путём утверждения схемы расположения земельного участка, в остальной части в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе КЗИО и ГД Альметьевского муниципального района ставит вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы КЗИО и ГД Альметьевского муниципального района указывает на то, что вопреки доводам судов обеих инстанция в оспариваемых решениях указаны все основания для отказа в перераспределении земельного участка, а именно, возможность формирования на испрашиваемых землях самостоятельных земельных участков; разработка схемы расположения земельного участка осуществлена с нарушением требований к образуемым земельным участкам. Судом первой инстанции сделан вывод о том, что оспариваемые решения не содержат обоснования того, что образуемый земельный участок является шестиугольным, вместе с тем в ответе от 8 сентября 2020 года комитетом указано, что формируемый земельный участок имеет конфигурацию неправильной формы, факт наличия изломанности границ подтверждается заключением кадастрового инженера, которым не дана надлежащая правовая оценка.
По мнению кассатора, выводы судов не содержат конкретных норм права, подтверждающих право административного истца на перераспределение земельного участка, а также незаконности постановления Исполкома Альметьевского муниципального района, которым утверждена схема расположения двух образованных земельных участков.
В обоснование доводов кассационной жалобы её автор, не соглашаясь с выводами суда о возникновении притязаний административного истца на земельный участок в 2019 году, считает, что все притязания административного истца направлены на легализацию самовольного захвата земельного участка, о перераспределении которого ею заявлено.
Также, по мнению автора кассационной жалобы, не обоснован вывод суда о наличии у административного истца преимущественного права на приобретение соответствующих земель, учитывая, что административным истцом не обоснована невозможность приобретения сформированных оспариваемым постановлением земельных участков.
В судебном заседании представители Комитета земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Зинангиров Л.И, Кузьмина Т.Н. доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали в полном объеме, Замалеева Г.А. и её представитель Гайнутдинова Ю.А. в удовлетворении кассационной жалобы просили отказать, судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений норм процессуального и материального права судом апелляционной инстанции при рассмотрении административного дела не допущено.
Как следует из материалов дела и установлена судами, Замалеева Г.А. является собственником земельного участка площадью 675 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
17 июля 2019 года административный истец обратилась в исполком Альметьевского муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка площадью 311 кв.м, находящегося в муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в её собственности.
Решением Палаты земельных и имущественных отношений от 1 августа 2019 года в удовлетворении заявления административного истца отказано, которое ею оспорено в судебном порядке.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 марта 2020 года отказ Палаты земельных и имущественных отношений от 1 августа 2019 года признан незаконным, на Палату земельных и имущественных отношений и исполком Альметьевского муниципального района возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Замалеевой Г.А.
В ответ на обращение административного истца от 4 августа 2020 года и от 6 августа 2020 года, КЗИО и ГД Альметьевского муниципального района 7 августа 2020 года за N 10381/203 отказано в перераспределении земельного участка путём утверждения схемы расположения земельного участка по тем основаниям, что приложенная схема расположения земельного участка предполагает захват свободной территории соседних земель, что будет создавать препятствие при дальнейшем формировании земельных участков; согласно приложенному каталогу координат, перераспределение земельного участка запроектировано без учёта границ прилегающей территории, формируемый земельный участок имеет конфигурацию неправильной формы.
В ответе от 8 сентября 2020 года за N 12382/209 на заявление административного истца от 3 сентября 2020 года повторно указано на то, что формируемый земельный участок имеет конфигурацию неправильной формы, а также на то, что постановлением исполкома Альметьевского муниципального района от 21 августа 2020 года N 1227 на территории предполагаемого проезда сформированы два самостоятельных земельных участка.
Разрешая административный спор и принимая решение о признании незаконными оспариваемых ответов от 7 августа 2020 года и от 8 сентября 2020 года, суд первой инстанции указал, что оспариваемые решения в нарушение требований пункта 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации не содержат обоснования того, что образуемый земельный участок является шестиугольным, что свидетельствует о конфигурации неправильной формы и приводит к изломанности границ и нерациональному использованию земель.
Признавая незаконным и отменяя постановление от 21 августа 2020 года N 1227, суд первой инстанции исходил из того, что образование двух самостоятельных земельных участков препятствует перераспределению земельного участка в соответствии с первоначально составленной административным истцом схемой расположения земельного участка
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, в том числе, в части признания незаконным постановления от 21 августа 2020 года N 1227, указав также на то, что вместо исполнения судебного акта и повторного рассмотрения заявления административного истца, исполкомом Альметьевского муниципального района сформированы два земельных участка, что явилось в дальнейшем основанием для отказа в удовлетворении заявления Замалеевой Г.А.
Судебная коллегия находит выводы судов обеих инстанций основанными на применимых нормах материального права и правильной оценке представленных сторонами доказательств.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 года N 283-ФЗ).
В силу положений пунктов 2, 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Так, пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно пункту 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренного пунктом 16 статьи 11.10 данного Кодекса.
В силу подпунктов 1, 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка несоответствие схемы расположения земельного участка её форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из содержания оспариваемых решений КЗИО и ГД Альметьевского муниципального района следует, что основанием для отказа в перераспределении земельного участка явился вывод органа местного самоуправления о том, что согласно приложенному каталогу координат формируемый земельный участок имеет конфигурацию неправильной формы.
В то же время, как верно отмечено судебными инстанциям, пункт 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, не предусматривает в качестве основания для отказа в перераспределении земельных участок то обстоятельство, что формируемый земельный участок имеет конфигурацию неправильной формы.
Судами при рассмотрении дела сделан обоснованный вывод о том, что указание в оспариваемых ответах в качестве основания для отказа факт нахождения части испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования ранее являлся предметом рассмотрения судебными инстанциями и отказ по такому основанию признан незаконным.
Принимая решение о признании незаконным постановление исполкома Альметьевского муниципального района от 21 августа 2020 года N 1227, судами обеих инстанций правильно указано на то, что после возложения судебным актом на исполком Альметьевского муниципального района обязанности повторно рассмотреть заявление Замалеевой Г.А. от 17 июля 2019 года, вместо принятия решения в рамках повторного рассмотрения заявления, административным ответчиком сформированы два самостоятельных земельных участка, что впоследствии явилось основанием для отказа в удовлетворении заявления административного истца, но уже по другим основаниям.
Установив приведенные выше обстоятельства, и применив указанные законодательные нормы, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемых решений КЗИО и ГД Альметьевского муниципального района, а также о незаконности постановления исполкома Альметьевского муниципального района от 21 августа 2020 года N 1227.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов обеих инстанция, направлены на их переоценку, и не могут повлиять на обоснованность и законность постановленных по делу судебных актов.
Учитывая, что доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали бы изложенные в них выводы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 24 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 18 ноября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.