Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 26 сентября 2022 года кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кузнецовой Г.М, поданную 15 октября 2022 года кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Смирнова С.А. на решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июня 2022 года по административному делу N 3а-4/2022 по административным исковым заявлениям индивидуальных предпринимателей Кузнецовой Г.М, Смирнова С.А, Самигуллина Р.М. к Правительству Республики Марий Эл о признании недействующим в части постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года N 319 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл на 2021-2023 годы".
Заслушав доклад судьи Бритвиной Н.С, изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационных жалоб, выслушав в их поддержку объяснения представителя индивидуального предпринимателя Кузнецовой Г.М. - Садковой Т.А, посредством видеоконференцсвязи объяснения представителя индивидуального предпринимателя Смирнова С.А. - Измайловой С.Н, возражения относительно доводов кассационных жалоб представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл - Волкова Д.Н, заключение прокурора Мигунова В.Ю, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года N 319 "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл на 2021 - 2023 годы" (далее - постановление Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года N 319), утвержден Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл на 2021 - 2023 годы (далее - Документ планирования регулярных перевозок), которое согласно пункту 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года N 319 вступило в силу 28 августа 2021 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 25 мая 2021 года.
Данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале Республики Марий Эл марийэл.рф 17 августа 2021 года и официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 18 августа 2021 года.
Приложением к Документу планирования регулярных перевозок является Перечень муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл, подлежащих отмене и исключению из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа "Город Йошкар-Ола" с 1 апреля 2022 года (далее - Перечень маршрутов, подлежащих отмене).
Административный истец индивидуальный предприниматель Кузнецова Г.М. (далее - ИП Кузнецова Г.М.), осуществляющая перевозки пассажиров автобусами на основании лицензии и свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 1к (Профессиональная - Республиканская больница - Профессиональная (кольцевой)), обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 9 Перечня маршрутов, подлежащих отмене, которым с 1 апреля 2022 года отменяется маршрут N 1к по основанию оптимизации маршрутной сети.
Административный истец индивидуальный предприниматель Смирнов С.А. (далее - ИП Смирнов С.А.), осуществляющий перевозки пассажиров автобусами на основании лицензии и свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 17к (Овощевод - ул. Прохорова), обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 15 Перечня маршрутов, подлежащих отмене, которым с 1 апреля 2022 года отменяется маршрут N 17к по основанию оптимизации маршрутной сети.
В дальнейшем административные истцы дополнили требования, требованием о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года N 319, допускающего придание обратной силы нормативному правовому акту.
Определением Верховного Суда Республики Марий Эл от 16 декабря 2021 года административные дела по вышеуказанным административным исковым заявлениям объединены в одно производство.
Определением Верховного Суда Республики Марий Эл от 28 декабря 2021 года указанное административное дело объединено с административным делом по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Самигуллина Р.М. (далее - ИП Самигуллин Р.М.) о признании недействующим в части постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года N 319, в рамках которого ИП Самигуллин Р.М, осуществляющий перевозки пассажиров автобусами на основании лицензии и свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 34к (ул. Фестивальная - микрорайон Звездный) и N 22к (Профессиональная - микрорайон Сомбатхей - Профессиональная (кольцевой)), оспаривал пункт 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года N 319, а также с учетом уточненных требований просил признать недействующими пункты 17 и 19 Перечня маршрутов, подлежащих отмене, которым с 1 апреля 2022 года отменяются маршруты N 22к и N 34к по основанию оптимизации маршрутной сети.
Требования административных истцов мотивированы тем, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, куда они обратились за продлением срока действия свидетельств об осуществлении перевозок по обслуживаемым ими маршрутам регулярных перевозок, в нарушение части 5 статьи 39 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ) приказом от 25 мая 2021 года N 96 продлило им действие свидетельств на срок менее 5 лет - до 31 марта 2022 года, при этом на момент обращения в Министерство и окончания срока действия предыдущих свидетельств оспариваемый Документ планирования регулярных перевозок принят не был. Придание ему обратной силы - распространение его положений на правоотношения, возникшие с 25 мая 2021 года, не соответствует Конституции Российской Федерации, статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 39 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ и ранее принятому постановлению Правительства Республики Марий Эл от 21 января 2021 года N 13, которым утвержден Порядок подготовки документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл, ухудшает положение административных истцов в сфере предпринимательской деятельности, поскольку позволяет признать законным приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 25 мая 2021 года N 96, противоречащий Федеральному закону от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ.
При подготовке Документа планирования регулярных перевозок, предусматривающего отмену муниципальных маршрутов, не был проведен предварительный анализ действующей сети муниципальных маршрутов. Документ планирования регулярных перевозок не содержит конкретного перечня планируемых мероприятий по организации пассажирских перевозок, а также обоснования необходимости и целесообразности их проведения. Предусматривая отмену всех муниципальных маршрутов регулярных перевозок и исключение из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок сведения о них, согласно приложению, Документ планирования регулярных перевозок не предусматривает взамен иные мероприятия, тем самым указанные мероприятия носят формальный характер, не основаны на законе и осуществлены произвольно, не основаны на результатах научных исследований о фактической потребности населения города в перераспределении транспортных потоков, о состоянии пассажиропотока в городе, на обращениях и жалобах граждан. В качестве основания для отмены муниципальных маршрутов указана "оптимизация маршрутной сети". Однако такое основание отмены маршрутов не предусмотрено Правилами организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл, утвержденными Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 февраля 2021 года N 67 (далее - Правила от 24 февраля 2021 года N 67).
Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 февраля 2022 года административные исковые требования ИП Кузнецовой Г.М, ИП Смирнова С.А, ИП Самигуллина Р.М. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июня 2022 года решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 февраля 2022 года в части отказа в удовлетворении административных исковых требований ИП Кузнецовой Г.М, ИП Смирнова С.А, ИП Самигуллина Р.М. о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года N 319 отменено; в отмененной части постановлено новое решение, которым признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года N 319 в части распространения указанного постановления на правоотношения, возникшие с 25 мая 2021 года в отношении маршрутов, указанных в пунктах 9, 15, 17, 19 Перечня муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола", подлежащих отмене и исключению из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа "Город Йошкар-Ола" с 1 апреля 2022 года, являющегося приложением к Документу планирования регулярных перевозок, утвержденному постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года N 319.
В остальной части решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 февраля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИП Кузнецова Г.М. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций в части отказа в удовлетворении административного искового заявления, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права, просит принять по делу новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление в полном объёме.
В обоснование доводов кассационной жалобы её автор указывает на то, что при принятии решения об отмене муниципального маршрута N 1к был нарушен установленный законом порядок принятия такого решения, а также отсутствовали правовые основания для отмены действующего маршрута, а именно, документ планирования, предусматривающий отмену муниципального маршрута N 1к, принят и утвержден 17 августа 2021 года, то есть после истечения срока действия ранее выданного ей свидетельства на осуществление регулярных перевозок; документ планирования не содержит указания на конкретную дату исключения сведений об отмене маршрута.
Административный истец в жалобе обращает внимание на то, что выводы суда о том, что защита прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности в рассматриваемом случае гарантирована и обеспечена посредством установления срока - 180 дней, не позднее которого он должен быть уведомлен об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок, не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку суд уклонился от выяснения обстоятельств вступления принятого решения об отмене маршрута в силу и причин не внесения соответствующих сведений в реестр.
По мнению автора кассационной жалобы, административным ответчиком в ходе рассмотрения дела не представлено доказательств, свидетельствующих об объективной необходимости отмены действующего маршрута N 1к по основаниям, указанным в пункте 17 Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 февраля 2021 года N 67 (далее - Правила перевозок N 67).
Также кассатор ссылается на то, что проект документа планирования частично не соответствует тексту утвержденного документа, что свидетельствует о нарушении процедуры его согласования и утверждения.
В кассационной жалобе административный истец ИП Смирнов С.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы её автор указывает на те же основания для отмены обжалуемых судебных актов в отношении решения об отмене муниципального маршрута N 17к, что и административный истец ИП Кузнецова Г.М.
В судебном заседании представитель ИП Кузнецовой Г.М. - Садкова Т.А. и представитель ИП Смирнова С.А. - Измайлова С.Н. доводы, изложенные в кассационных жалобах, поддержали в полном объеме, представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл - Волков Д.Н. в удовлетворении кассационных жалоб просил отказать по основаниям, указанным в возражениях на кассационную жалобу, судебные акты оставить без изменения.
В отзыве на кассационные жалобы Правительство Республики Марий Эл указывает на отсутствие оснований для их удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу частей 2 и 3 статьи 328 вышеуказанного Кодекса основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела, административные истцы на основании лицензий, действующих бессрочно, и в соответствии со свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданными администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола", осуществляли перевозки пассажиров автобусами: ИП Кузнецова Г.М. на основании лицензии от 29 апреля 2019 года и в соответствии со свидетельством об осуществлении перевозок на срок с 30 сентября 2019 года до 14 июня 2021 года осуществляла перевозки по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 1к; ИП Смирнов С.А. на основании лицензии от 15 апреля 2019 года и в соответствии со свидетельством об осуществлении перевозок на срок с 27 июля 2018 года до 14 июня 2021 года осуществлял перевозки по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 17к; ИП Самигуллин Р.М. на основании лицензии от 11 июня 2019 года и в соответствии со свидетельством об осуществлении перевозок на срок с 4 июля 2016 года до 14 июня 2021 года осуществлял перевозки по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 22к, N 34к.
В связи с предстоящим истечением сроков действия указанных свидетельств административные истцы обратились в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (далее - Министерство) с заявлениями о продлении и выдаче карт маршрута на неограниченный срок.
Приказом Министерства от 25 мая 2021 года N 96 продлен срок действия свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок городского округа "Город Йошкар-Ола" и карт маршрутов, выданных администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола", на срок до 1 апреля 2022 года по муниципальным маршрутам NN 1к, 8к, 17к, 21к, 22к, 34к; приказано направить копию данного приказа индивидуальным предпринимателям, в том числе административным истцам.
Во исполнение данного приказа Министерство выдало административным истцам свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок на срок по 31 марта 2022 года.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, административные истцы указывали, что отмена маршрутов регулярных перевозок осуществлена произвольно, в отсутствии законных оснований, без объективной необходимости, поскольку Документ планирования регулярных перевозок не содержит обоснованности необходимости и целесообразности реорганизации действующей транспортной сети, не устанавливает перечень конкретных мероприятий по развитию регулярных перевозок. В части оспаривания положения о придании обратной силы нормативному правовому акту указывают, что распространение его действия на правоотношения, возникшие с 25 мая 2021 года, не соответствует положениям Конституции Российской Федерации, статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 39 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ и ранее принятому постановлению Правительства Республики Марий Эл от 21 января 2021 года N 13.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года N 319, пунктов 9, 15, 17, 19 Перечня маршрутов, подлежащих отмене, суд первой инстанции исходил из того, что постановление Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года N 319, которым утвержден Документ планирования регулярных перевозок, принято уполномоченным органом в рамках компетенции, с соблюдением необходимой процедуры, в целях решения вопросов местного значения городского округа; облечен в надлежащую форму, опубликован в установленном порядке; Документ планирования регулярных перевозок соответствует определению документа планирования регулярных перевозок, данному в пункте 27 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ; подготовлен с соблюдением Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок.
Указано со ссылкой, в том числе, на аналитическую справку Министерства от 18 марта 2021 года, что принятия данного нормативного правового акта не носило произвольного характера, обусловлено подтвержденной необходимостью развития и оптимизации транспортной сети городского округа города Йошкар-Ола; относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Оставляя решение суда первой инстанции в силе в части отказа в удовлетворении требований административных истцов о признании недействующим пунктов 9, 15, 17, 19 Перечня маршрутов, подлежащих отмене, суд апелляционной инстанции согласился с вышеозначенными выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении административных требований о признании пункта 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года N 319 о придание нормативному правовому акту обратной силы, и принимая в данной части новое решение о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункта 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года N 319, суд апелляционной инстанции исходил из того, что действия уполномоченного органа по внесению изменений в указанные нормативные правовые акты, в том числе, касающиеся оснований отмены муниципальных маршрутов, должны быть предсказуемы, в связи с чем пришёл к выводу о том, что применению подлежит общее правило вступления нормативного правового акта в силу и распространения его на отношения, возникшие после введения его в действие.
В данной части законность апелляционного определения в кассационных жалобах под сомнение не ставится, как не ставятся под сомнение выводы судов о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к порядку его подготовки и принятия, его форме и виду, в связи с чем, исходя из положений части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к предмету проверки суда кассационной инстанции отнесены быть не могут.
Между тем, отказывая в удовлетворении требований о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года N 319, пунктов 9, 15, 17, 19 Перечня маршрутов, подлежащих отмене, суды не учли следующее.
В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона N 220-ФЗ подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, - в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.
Пунктом 7 Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл", утверждённого постановление Правительства Республики Марий Эл от 21 января 2021 года N 13, предусмотрено, что подготовка документа планирования осуществляется на основании проводимого Министерством на постоянной основе анализа действующей сети муниципальных маршрутов, а также предложений органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, владельцев автомобильных дорог, объектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки по муниципальным маршрутам, по развитию регулярных перевозок по муниципальным маршрутам.
Пунктом 4 Методических рекомендаций по разработке Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Минтрансом России 30 июня 2020 года, установлено, что документ планирования следует разрабатывать на основании документов территориального, транспортного и социального-экономического планирования (при их наличии). Обязательным условием для разработки Документа планирования является наличие разработанного на основе распоряжения Минтранса России от 31 января 2017 года N НА-19-р "Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (в редакции распоряжения Минтранса России от 13 апреля 2018 года N НА-55-р) и утвержденного на региональном или местном уровне Социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом или другого нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающего аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению. Документ планирования служит непосредственным основанием для проведения конкурсов и заключения контрактов на выполнение перевозок, установления, изменения и отмены маршрутов регулярных перевозок, изменению вида регулярных перевозок.
Несмотря на то, что данные методические рекомендации, как следует из его преамбулы, носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом, вместе с тем, данные методические рекомендации предназначены для использования при разработке документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, определяют единые подходы, основные направления и конкретные мероприятия по развитию регулярных перевозок на среднесрочную перспективу.
Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 30 декабря 2020 года N 292 "О некоторых вопросах в сфере организации транспортного обслуживания пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", вступившим в силу с 1 января 2021 года, установлено, что в целях организации и повышения качества транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл, следует применять уровень, показатели качества транспортного обслуживания населения и их нормативные значения, установленные Социальным стандартом транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным распоряжением Минтранса России от 31 января 2017 года N НА-19-р (далее - Социальные стандарты); учитывать уровень, показатели качества транспортного обслуживания населения и их нормативные значения, при разработке документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе, по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола".
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований административных истцов, суд первой инстанции, сослался на аналитическую справку Министерства от 18 марта 2021 года о состояния маршрутной сети города Йошкар-Олы, которая явилась в соответствии с пунктом 7 Порядок подготовки документа планирования регулярных перевозок основанием для подготовки Документа планирования регулярных перевозок, на Соглашение о сотрудничестве, заключенное 2 июня 2021 года между Правительством Республики Марий Эл и государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ", на государственный контракт от 25 июня 2021 года, заключенный между Министерством и обществом с ограниченной ответственностью "ДОРНАДЗОР".
Вместе с тем, судами не дана оценка аналитической справке, которая содержит фактически только справочную информацию по существующей транспортной сети с указанием на задублированность существующих муниципальных маршрутов, необходимости формирования новой маршрутной сети, приоритетность троллейбусных маршрутов, без указания на то, на основании анализа каких данных сделаны выводы о необходимости отмены существующих муниципальных маршрутов и установления новых, а также учитывались ли при этом уровень, показатели качества транспортного обслуживания населения и их нормативные значения, предусмотренные Социальным стандартом.
При этом, делая ссылку на соглашение о сотрудничестве, заключенное 2 июня 2021 года между Правительством Республики Марий Эл и государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ", судами не установлена выполняемость данного соглашения применительно к абзацу третьему пункта 2.1 соглашения, предусматривающего сотрудничество по проектам, в том числе, оптимизации маршрутных сетей общественного транспорта (устранение излишнего дублирования маршрутов, открытия новых маршрутов, приоритета движения общественного транспорта), на момент утверждения Документа планирования регулярных перевозок.
Ссылаясь на государственный контракт от 25 июня 2021 года, заключенный между Министерством и обществом с ограниченной ответственностью "ДОРНАДЗОР", предметом которого является выполнение научно-исследовательской работы "Разработка комплексной транспортной схемы межмуниципальных маршрутов Республики Марий Эл и муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования городского округа "Город Йошкар-Ола", суды констатировали лишь факт его заключения, не установив, учитывались ли при разработке Документа планирования регулярных перевозок, предусматривающего отмену всех существующих муниципальных маршрутов результаты, полученные в ходе проведенной в рамках данного контракта работы.
В связи с этим, заслуживают внимания доводы кассационных жалоб о том, что отмена муниципальных маршрутов, по которым административными истцами осуществляется перевозка пассажиров, произведена произвольно, без проведения анализа объективной необходимости отмены действующих маршрутов.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации определяет задачи административного судопроизводства и принципы, в соответствии с которыми является правильное рассмотрение административных дел, а также законность и справедливость при разрешении административных дел.
В соответствии с пунктами 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены, исследованы судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции находит, что судами по настоящему делу допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые являются существенными, непреодолимыми и которые не могут быть устранены без отмены обжалуемых судебных постановлений и нового рассмотрения дела.
При новом рассмотрении дела судам следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июня 2022 года в той части, в которой решение Верховного суда Республики Марий Эл от 14 февраля 2022 года оставлено без изменения, отменить.
Административное дело в данной части направить на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Марий Эл.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 18 ноября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.