Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Бросовой Н.В, Улановой Е.С, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бондаревой Елены Анатольевны на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от
19 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16 августа 2022 года по гражданскому делу N 2-1779/2022 по иску Бондаревой Елены Анатольевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначении пенсии, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела, УСТАНОВИЛА
:
БондареваЕ.А.обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области (далее - ГУ-ОПФ РФ по Самарской области, пенсионный орган) о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначении пенсии, мотивируя следующим. 03 июня 2021 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением пенсионного органа от 02 сентября 2021 года N 3478 в назначении пенсии истице отказано ввиду отсутствия необходимого стажа, при этом в специальный стаж не засчитаны периоды работы: с 05 августа 1991 года по 01 сентября 1996 года - в должности медицинской сестры палатной в гинекологическом отделении в Жигулевской центральной городской больнице (ранее ТМО) в льготном исчислении; с 14 июля 1997 года по 31 марта 2000 года (в том числе отпуск по уходу за ребенком, 27 декабря 1997 года рождения) в должности инструктора по лечебной физкультуре в поликлинике N 1 Жигулевской центральной городской больницы; с 25 января 2007 года по 15 января 2009 года, с 18 марта 2010 года по 28 февраля 2013 года в должности медицинской сестры терапевтического кабинета здравпункта ГЭС в ООО "Здоровая семья"; с 02 мая 2012 года по 02 июня 2021 года в должности медицинской сестры терапевтического кабинета здравпункта ГЭС в ООО "Семейный врач". Считает, что данный отказ в назначении пенсии и отказ во включении спорных периодов в специальный стаж является незаконным, ввиду того, что факт осуществления в спорные периоды лечебной деятельности подтверждается представленными документами. Бондарева Е.А. просила суд обязать ГУ-ОПФ РФ по Самарской области включить спорные периоды работы в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, т.е. с 03 июня 2021 года.
Решением Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 19 мая 2022 года иск БондаревойЕ.А.удовлетворен частично. Суд обязал ГУ-ОПФ РФ по Самарской области включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения БондаревойЕ.А. периоды работы; с 05.08.1991 года по 01.09.1996 года в должности медицинской сестры палатной гинекологического отделения ГБУЗ СО "Жигулевская центральная городская больница" (ранее Жигулевское ТМО) в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев; с 14.07.1997 года по 22.02.1998 года в должности инструктора по лечебной физкультуре в поликлинике N 1 Жигулевской центральной городской больницы в календарном исчислении. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16 августа 2022 года решение суда оставлено без изменения.
Бондарева Е.А. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановленные судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд, в ином составе.
Представитель ГУ-ОПФ РФ по Самарской области - Гоголева Е.Ю. в судебном заседании суда кассационной инстанции возражала на доводы жалобы. Просила судебные постановления оставить без изменения.
Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено, что 03 июня 2021 года Бондарева Е.А. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) (далее - ГУ-УПФ РФ г.о. Тольятти) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-УПФ РФ в Центральном районе г.о. Тольятти от 02 сентября 2021 года N 3478 в назначении пенсии Бондаревой Е.А. отказано ввиду отсутствия необходимого стажа работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", который на момент обращения истицы в пенсионный орган составил 10 лет 00 месяцев 21 день. В специальный страховой стаж Бондаревой Е.А. включены следующие периоды работы: с 05 августа 1991 года по 01 сентября 1996 года - в должности медицинской сестры палатной в гинекологическом отделении стационара в Жигулевской центральной городской больницы (ранее - Жигулевское ТМО) в календарном исчислении; с 02 сентября 1996 года по 09 декабря 1996 года - в должности медицинской сестры стоматологического кабинета в детской поликлинике Жигулевской центральной городской больнице; с 28 декабря 2000 года по 15 января 2001 года в должности медицинской сестры травматологического кабинета поликлиники N 1 Жигулевской центральной городской больницы; с 01 марта 2002 года по 15 июля 2002 года в должности медицинской сестры в физиотерапевтическом отделении в МУЗ "Центральная городская больница г. Жигулевска"; с 13 мая 2003 года по 18 апреля 2004 года, с 27 апреля 2004 года по 24 января 2007 года в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета в стоматологической поликлинике в МУЗ "Центральная городская больница г.о. Жигулевск Самарской области"; с 05 февраля 2009 года по 13 сентября 2009 года в должности медицинской сестры по физиотерапии в детской поликлинике МУЗ "Центральная городская больница г.о. Жигулевск Самарской области".
Согласно указанному решению не включены в специальный страховой стаж Бондаревой Е.А. периоды работы: с 05 августа 1991 года по 01 сентября 1996 года - в должности медицинской сестры палатной в гинекологическом отделении в Жигулевской центральной городской больнице (ранее ТМО) в льготном исчислении; с 14 июля 1997 года по 31 марта 2000 года (в том числе отпуск по уходу за ребенком, 27 декабря 1997 года рождения) в должности инструктора по лечебной физкультуре в поликлинике N 1 Жигулевской центральной городской больницы; с 25 января 2007 года по 15 января 2009 года, с 18 марта 2010 года по 28 февраля 2013 года в должности медицинской сестры терапевтического кабинета здравпункта ГЭС в ООО "Здоровая семья"; с 02 мая 2012 года по 02 июня 2021 года в должности медицинской сестры терапевтического кабинета здравпункта ГЭС в ООО "Семейный врач".
Факт работы Бондаревой Е.А. в вышеуказанные периоды времени в указанных должностях подтвержден трудовой книжкой истицы и не оспаривался сторонами.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их частично, суд первой инстанции пришел к выводу о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения БондаревойЕ.А. периоды работы: с 05.08.1991 года по 01.09.1996 года в должности медицинской сестры палатной гинекологического отделения ГБУЗ СО "Жигулевская центральная городская больница" (ранее Жигулевское ТМО) в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев; с 14.07.1997 года по 22.02.1998 года в должности инструктора по лечебной физкультуре в поликлинике N 1 Жигулевской центральной городской больницы в календарном исчислении.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции согласился.
В указанной части судебные постановление в кассационном порядке не обжалуются, в связи с чем не являются предметом рассмотрения суда кассационной инстанции.
Разрешая исковые требования о включении в специальный стаж работы истицы спорных периодов работы в должности медицинской сестры терапевтического кабинета здравпункта в ООО "Здоровая семья", ООО "Семейный врач", суд первой инстанции не усмотрел для этого правовых оснований, поскольку в спорные периоды времени БондареваЕ.А. работала в обществах с ограниченной ответственностью, т.е. в коммерческих организациях, работа в которых не дает право на назначение досрочной страховой пенсии.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции согласился.
Доводы кассационной жалобы о том, что при разрешении вопроса о включении спорных периодов в специальный стаж необходимо исходить из существенных условий деятельности и выполнения определенных обязанностей БондаревойЕ.А, судебной коллегией отклоняется как основанный на неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
С 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Аналогичные положения предусмотрены подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно частями 2 - 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Вышеперечисленные Списки содержат перечень должностей, структурных подразделений и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью и расширенному толкованию не подлежат.
Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781, предусмотрены должности "медицинская сестра", "медицинская сестра врача общей практики".
Аналогичные должности предусмотрены в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 1066.
Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 464, должности врачей и среднего медицинского персонала включены независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства РФ N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила исчисления периодов работы).
Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом наличие в наименовании приведенных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Пунктом 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации определены организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, к числу которых отнесены, в том числе хозяйственные общества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственные общества могут создаваться, в том числе в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью.
Пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации определены организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, к числу которых отнесены, в том числе учреждения.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что право на досрочное назначение страховой пенсии, в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях. Стаж работы в предусмотренных Списками должностях в обществах с ограниченной ответственностью, являющихся коммерческими организациями, не может быть зачтен в специальный стаж работы на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в том числе и в случаях, если работа протекала в медицинских структурных подразделениях данных обществ.
В связи с вышеизложенным, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что поскольку в спорные периоды Бондарева Е.А. работала в организации, которая не является учреждением, а также не является структурным подразделением организаций, указанных в пункте 6 Правил исчисления периодов работы, право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности в данных организациях у Бондаревой Е.А. не возникает.
Доводы кассационной жалобы о том, что в Списки, утвержденные Постановлением N 464, должности врачей и среднего медицинского персонала включены независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, что дает право истице на включение спорных периодов в специальный стаж, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Отклоняя данные доводы, суд апелляционной инстанции правомерно указал, поскольку спорными являются периоды работы Бондаревой Е.А. с 25 января 2007 года по 02 июня 2021 года, к данным периодам применяется Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, действующий с 01 января 2002 г, в котором содержатся требования к наименованию должностей и учреждений.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда обоснованными, поскольку Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", на который в кассационной жалобе ссылается автор, применяется для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно. Спорные периоды к данному отрезку времени не относятся.
Иное мнение о том, как должно быть рассмотрено дело, при отсутствии со стороны судебных инстанций нарушений норм материального и процессуального права не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 19 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бондаревой Елены Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Е.С. Уланова
Н.В. Бросова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.