Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Нурмухаметовой Р.Р, Черчага С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Илуридзе Таиры Васильевны к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, назначении пенсии
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания на решение Пригородного районного суда республики Северная Осетия-Алания от 21 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 9 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нурмухаметовой Р.Р, судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Илуридзе Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания о включении периода работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения.
Обращаясь в суд, Илуридзе Т.В. указала, что пенсионный орган незаконно отказал во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы в должности воспитателя в детском саду N 5 г. Владикавказа РСО-Алания с 1 октября 1995 года по 17 января 2009 года. Пенсионным органом установлен стаж работы 20 лет 6 месяцев 18 дней.
Решением Пригородного районного суда республики Северная Осетия-Алания от 21 октября 2020 года исковые требования Илуридзе Т.В. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 9 ноября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе пенсионного органа ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Удовлетворяя заявленные Илуридзе Т.В. требования, судебные инстанции указали на выполнение истицей работы воспитателя детского сада N 5 Гороно с 15 мая 1986 года по 30 марта 2000 года, обосновав записью в трудовой книжке, показаниями свидетелей. При этом отметили, что лицевые счета и книги приказов сданы в архив не на всех работников. В приказе N15, без указания даты, имеется запись: уволить с работы с 1 октября 1995 года. В связи отсутствием в этом приказе необходимых реквизитов, он не может быть документом, подтверждающим факт увольнения истицы именно с 1 октября 1995 года.
Судебная коллегия по гражданским делам пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (здесь и далее нормы Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" приведены в редакции, действовавшей на момент обращения истицы в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости - 4 июля 2018 года.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы с указанием основание их выдачи и др.
Между тем, вопрос о том, была ли истица в спорный период её трудовой деятельности зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования судами не выяснялся, сведений о том, когда истица была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования, а также данных об этом и наличие сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истицы в материалах дела не имеется (в том числе не имеются и выписки из лицевого счета застрахованного лица в отношении специального стажа истицы), судебные инстанции, принимая во внимание в качестве основного доказательства периодов работы истицы в указанном детском саде, оставили без внимания периоды работы свидетелей и можно ли было после прекращения ими трудовых отношений подтвердить факт работы истицы в детском саду по запрашиваемый истицей период.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами, имеющими юридическое значение для дела.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Пригородного районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 9 ноября 2021 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Т.В. Камышова
Судьи Р.Р. Нурмухаметова
С.В. Черчага
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.