Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Лебедянский" Голощапова С.Е. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды - заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области N 348 от 19 октября 2021 года, решение судьи Лебедянского районного суда Липецкой области от 29 декабря 2021 года, решение судьи Липецкого областного суда от 24 февраля 2022 года, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды - заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области N 349 от 19 октября 2021 года, решение судьи Лебедянского районного суда Липецкой области от 29 декабря 2021 года, решение судьи Липецкого областного суда от 24 февраля 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лебедянский" (далее - ООО "Лебедянский", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды - заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области N 348 от 19 октября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Лебедянского районного суда Липецкой области от 29 декабря 2021 года, решением судьи Липецкого областного суда от 24 февраля 2022 года, ООО "Лебедянский" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды - заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области N 349 от 19 октября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Лебедянского районного суда Липецкой области от 29 декабря 2021 года, решением судьи Липецкого областного суда от 24 февраля 2022 года, ООО "Лебедянский" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 225 000 рублей.
В жалобах, поданных в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Общества Голощапов С.Е. просит отменить состоявшиеся по делу акты, ссылаясь на их незаконность.
Изучение доводов жалоб и материалов дел об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно статье 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1). При осуществлении такой деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (пункт 2).
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В силу пунктов 1, 3, 4 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов в числе прочего обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных этим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу части 2 статьи 55 Водного кодекса при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с данным Кодексом и другими федеральными законами, а также Правилами охраны поверхностных водных объектов и Правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как усматривается из представленных материалов ООО "Лебедянский" является водопользователем, осуществляющим использование водного объекта для сброса сточных вод на основании разрешения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод N 48-05.01.01.003-Р-РСВХ-С-2-17-00401/00 от 17 ноября 2017 года. Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) N С11171014 от 21 декабря 2017 года.
11 июня 2021 года в 14 час.30 мин. в рамках проведения плановой выездной проверки Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора выявлено следующее.
Управлением с привлечением специалистов филиала ЦЛАТИ по Липецкой области ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" по ЦФО 20 мая 2021 года, 26 мая 2021 года, 31 мая 2021 года производились отборы проб сточной воды на выходе после очистных сооружений ООО "Лебедянский" в р.Дон; природной воды р.Дон в 1000 метрах выше сброса сточных вод; природной воды р.Дон в 1000 метрах ниже сброса сточных вод.
В соответствии с заключением филиала ЦЛАТИ по Липецкой области ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 31 мая 2021 года N66 по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний к протоколу от 31 мая 2021 года N313-02 было установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ (проба N413 - сточные воды после локальный очистных сооружений на выпуске), разрешенных к сбросу, а именно: взвешенные вещества - 2, 3 раза, железо общее - 3 раза, ХПК - 4, 7 раз.
Заключением филиала ЦЛАТИ по Липецкой области ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 7 июня 2021 года N75 по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний к протоколу от 7 июня 2021 года N350-02 установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ (проба N461 - сточные воды после локальный очистных сооружений на выпуске) разрешенных к сбросу, а именно: взвешенные вещества - 1, 4 раза, железо общее - 2 раза, сульфат-ион -1, 1 раза, ХПК - 1, 7 раз.
В соответствии с заключением филиала ЦЛАТИ по Липецкой области ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 7 июня 2021 года N82 по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний к протоколу от 7 июня 2021 года N374-02 установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ (проба N491 - сточные воды после локальный очистных сооружений на выпуске) разрешенных к сбросу, а именно: железо общее - 1, 1 раза, ХПК - 2, 1 раза.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления 20 сентября 2021 года должностным лицом административного органа протокола об административном правонарушении и привлечения ООО "Лебедянский" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с нарушением правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, выразившиеся в превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах в водный объект реки Дон.
С выводами должностного лица согласились судьи районного и областного судов.
В соответствии с заключением филиала ЦЛАТИ по Липецкой области ФБГУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 31 мая 2021 года N 66 по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний к протоколу от 31 мая 2021 года N 313-02 было установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ (проба N 413 - сточные воды после локальных очистных сооружений на выпуске), разрешённых к сбросу, а именно: взвешенных веществ 12 мг/дм3, железа общего 0, 30 мг/дм3, ХПК 70 мг/дм3, что является превышением в 2, 3, в 3 и в 4, 7 раз.
В соответствии с заключением филиала ЦЛАТИ по Липецкой области ФБГУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 31 мая 2021 года N 67 по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний к протоколу от 31 мая 2021 года N 314-02 было установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ в природной воде р. Дон, а именно: взвешенных веществ 11 мг/дм3, железа общего 0, 20 мг/дм3, ХПК 26 мг/дм3, что является превышением в 1, 1, в 1, 3 и в 1, 1 раз.
В соответствии с заключением филиала ЦЛАТИ по Липецкой области ФБГУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 7 июня 2021 года N 75 по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний к протоколу от 7 июня 2021 года N 350-02 было установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ (проба N 461 - сточные воды после локальных очистных сооружений на выпуске), разрешённых к сбросу, а именно: взвешенных веществ 11 мг/дм3, железа общего 0, 20 мг/дм3, сульфат-ионов 50 мг/дм3, что является превышением в 2, 1, в 2 и в 1, 1 раза.
В соответствии с заключением филиала ЦЛАТИ по Липецкой области ФБГУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 7 июня 2021 года N 74 по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний к протоколу от 7 июня 2021 года N 349-02 было установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ в природной воде р. Дон выше и ниже на 1000 м от места сброса (проба 460), а именно: взвешенных веществ 8 и 9 мг/дм3, железа общего 0, 1 и 0, 3 мг/дм3, сульфат-ионов 82 и 99 мг/дм3, ХПК 55 и 57 мг/дм3, что является превышением в 1, 1, в 2, в 1, 1 и в 1, 7 раз.
В соответствии с заключением филиала ЦЛАТИ по Липецкой области ФБГУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 7 июня 2021 года N82 по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний к протоколу от 7 июня 2021 года N 374-02-02 было установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ (проба N 491 - сточные воды после локальных очистных сооружений на выпуске), а именно: железа общего 0, 11 мг/дм3, ХПК 31 мг/дм3.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления 20 сентября 2021 года должностным лицом административного органа протокола об административном правонарушении и привлечения ООО "Лебедянский" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами должностного лица согласились судьи районного и областного судов.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения указанных дел об административных правонарушениях в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства их совершения.
Действия Общества правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области охраны окружающей среды и водных объектов.
Вопреки доводам жалобы судами дана оценка и представленным данным проведенных исследований ОБУ "ЦЭП".
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения норм природоохранного законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество осуществляло пользование водным объектом с целью сброса сточных вод на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование и разрешения на сброс загрязняющих веществ, в связи с чем, являясь водопользователем, при сбросе сточных вод ему надлежало соблюдать правила водопользования и нормы действующего законодательства и не допускать оказания прямого или косвенного негативного воздействия на окружающую среду.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела и доказательств.
Аналогичные доводы, в том числе об отсутствии вины Общества в совершении указанных деяний, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Общества объективной стороны составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.14 и частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Согласно материалам дела выводы о наличии в действиях Общества указанных составов административных правонарушений сделаны 11 июня 2021 года в 14 час. по результатам одной плановой выездной проверки.
Несоблюдение требований законодательства были допущены Обществом в результате одного действия, на одном объекте водопользования, предоставленного Обществу на основании одного решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Дела об административных правонарушениях, возбужденные по результатам указанной проверки в отношении Общества, были подведомственны одному административному органу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения указанного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды - заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области N 348 и N349 от 19 октября 2021 года, а также названные судебные акты, вынесенные в отношении ООО "Лебедянский" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению с назначением наказания с применением положений частей 2 и 3 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания в виде административного штрафа в размере 225 000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды - заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области N 348 от 19 октября 2021 года, решение судьи Лебедянского районного суда Липецкой области от 29 декабря 2021 года, решение судьи Липецкого областного суда от 24 февраля 2022 года, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды - заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области N 349 от 19 октября 2021 года, решение судьи Лебедянского районного суда Липецкой области от 29 декабря 2021 года, решение судьи Липецкого областного суда от 24 февраля 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лебедянский" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Назначить обществу с ограниченной ответственностью "Лебедянский" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 225 000 рублей.
В остальной части указанные акты оставить без изменения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.