Судебная коллегия по уголовным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ванина В.В, судей: Пригариной С.И, Сосновской К.Н.
при секретаре Кирпичевой А.А.
с участием:
прокурора кассационного отдела управления Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, защитника осужденного Компанца А.А. - адвоката Скибы А.А, представившего удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ N и ордер от ДД.ММ.ГГГГ N, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Компанца А.И. на приговор Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ.
По приговору Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ
ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" Республики Узбекистан, гражданин РФ, зарегистрированный и проживавший по адресу: "адрес", 9-й "адрес", несудимый, осужден по ч.4 ст.111 УК РФ к 9 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу с зачетом в срок наказания времени содержания под стражей с ДД.ММ.ГГГГ до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Разрешены вопрос о мере пресечения и судьба вещественных доказательств.
В апелляционном порядке приговор не обжаловался и вступил в законную силу.
Заслушав доклад судьи Ванина В.В, изложившего содержание приговора, доводы кассационной жалобы и поступивших возражений, защитника осужденного Компанца А.А. - адвоката Скибу А.А, поддержавшего кассационную жалобу об изменении приговора со смягчением наказания осужденному, мнение прокурора ФИО6 об отказе в удовлетворении кассационной жалобы и оставлении приговора без изменения, судебная коллегия
установила:
по приговору Компанец А.И. признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего.
Преступление совершено ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" при изложенных в приговоре обстоятельствах.
В кассационной жалобе осужденный Компанец А.И. выражает несогласие с приговором.
Указывает на то, что судом лишь формально перечислены смягчающие наказание обстоятельства без их фактического учета, о чем, по его мнению, свидетельствует отсутствие в приговоре ссылок на соответствующие положения ст.61 УК РФ, предусматривающие эти обстоятельства.
Полагает, что признание в качестве отягчающего наказание обстоятельства совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, судом не мотивировано, в связи с чем подлежит исключению из приговора.
Просит приговор изменить по приведенным им доводам и смягчить наказание.
В возражениях прокурор ФИО9 указывает, что оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного решения не имеется.
Проверив доводы кассационной жалобы и поступивших возражений, изучив материалы уголовного дела, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст.401.1 УПК РФ при рассмотрении кассационных жалобы, представления суд кассационной инстанции проверяет законность приговора, постановления или определения суда, вступивших в законную силу, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов.
Из материалов уголовного дела следует, что предварительное расследование и судебное разбирательство проведены в соответствии с требованиями закона, всесторонне, полно и объективно, с соблюдением принципов состязательности и равноправия сторон, которым были предоставлены равные возможности для реализации своих прав и созданы необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу в соответствии со ст.73 УПК РФ, установлены в необходимом для принятия законного и обоснованного решения объеме.
Выводы суда о виновности Компанца А.И. в совершении преступления, за которое он осужден, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства, и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании и приведенными в приговоре, в том числе:
показаниями осужденного Компанца А.И. о нанесении в состоянии алкогольного опьянения множественных ударов кулаками, камнем, стеклянной бутылкой, электрическим чайником и щеткой с деревянной ручкой по голове и телу ФИО10 в ходе произошедшей между ними ссоры на почве личных неприязненных отношений;
показаниями потерпевшего ФИО11, свидетелей ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 и ФИО19 об известных им обстоятельствах совершения преступления осужденным;
протоколами осмотра места происшествия, выемки и осмотра изъятых предметов;
заключением и показаниями судебно-медицинского эксперта ФИО20 о выявленных у погибшего телесных повреждениях, их локализации, механизме образования и тяжести;
заключением эксперта, исследовавшего изъятые с места происшествия объекты;
вещественными и иными доказательствами.
Все доказательства оценены с учетом правил, предусмотренных ст.88 УПК РФ, с точки зрения их допустимости, достоверности и относимости к рассматриваемым событиям, а в совокупности - достаточности для признания Компанца А.И. виновным в инкриминированном ему деянии.
Каких-либо противоречий в приведенных доказательствах, которые могли бы повлиять на правильность выводов суда, не имеется. Заинтересованности со стороны потерпевшего и свидетелей в исходе дела, оснований для оговора ими осужденного, самооговора с его стороны, как и оснований для признания доказательств недопустимыми, судом не установлено.
Поскольку указанные доказательства нашли свое подтверждение, они положены в основу выводов суда о виновности Компанца А.И. в совершенном преступлении.
Постановленный в отношении Компанца А.И. приговор соответствует требованиям ст.307 УПК РФ, содержит описание преступного деяния, признанного судом доказанным, а также все необходимые сведения о месте, времени и способе его совершения, форме вины, мотивах и целях, иных данных, позволяющих судить о событии преступления, причастности к нему осужденного и его виновности в содеянном.
Выводы суда являются мотивированными, как в части доказанности вины осужденного Компанца А.И, так и в части квалификации его действий по ч.4 ст.111 УК РФ, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на проверенных в судебном заседании доказательствах и на правильном применении норм уголовного и уголовно-процессуального законов, в связи с чем оснований сомневаться в их обоснованности не имеется.
Наказание Компанцу А.И. назначено в соответствии с требованиями ст.ст.6, 43, 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о его личности, состоянии здоровья, смягчающих и отягчающего наказание обстоятельств, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
В качестве обстоятельств, смягчающих наказание Компанца А.И, суд признал активное способствование раскрытию и расследованию преступления, противоправность и аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, полное признание вины, раскаяние в содеянном.
Таким образом, при назначении наказания осужденному приняты во внимание все подлежащие учету обстоятельства и данные о личности осужденного. Неприведение в приговоре ссылок на ст.61 УК РФ при указании предусмотренных этой нормой смягчающих наказание обстоятельств об их ненадлежащем учете не свидетельствует.
С учетом влияния состояния алкогольного опьянения на поведение Компанца А.И, который продолжил избивать потерпевшего, в том числе с использованием подручных предметов, после прекращения ссоры из-за снизившегося в таком состоянии самоконтроля, судом обоснованно обстоятельством, отягчающим наказание осужденного, признано с приведением, вопреки доводам кассационной жалобы, надлежащего обоснования совершение преступления в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя.
Мотивируя вид и размер наказания, суд пришел к выводу о возможности исправления осужденного только в условиях его изоляции от общества без назначения дополнительного наказания в виде ограничения свободы и не нашел оснований для применения ч.6 ст.15, ст.ст.64 и 73 УК РФ, аргументировав свое решение в этой части должным образом.
Нормы уголовного закона судом при решении вопроса о виде и размере наказания применены правильно.
Вид исправительного учреждения назначен Компанцу А.И. в соответствии с требованиями п."в" ч.1 ст.58 УК РФ, зачет времени содержания осужденного под стражей произведен согласно положениям п. "а" ч.3.1 ст.72 УК РФ.
Принятое судом решение в части вещественных доказательств по уголовному делу соответствует требованиям ч.3 ст.81 УПК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Поскольку таких нарушений закона по уголовному делу в отношении Компанца А.И. не допущено, оснований для удовлетворения его кассационной жалобы и отмене либо изменения приговора не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.401.14 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 оставить без изменения, а кассационную жалобу осужденного - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.