Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Яковлева А. Н. на решение Кировского районного суда Калужской области от 28 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 14 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Яковлева А. Н. к администрации муниципального района "Спас-Деменский район" о признании незаконным отказа в выборе и формировании земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок под строительство.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, судебная коллегия
установила:
Яковлев А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением и с учетом уточнения заявленных требований просил признать незаконным отказ в выборе и формировании земельного участка, возложить на администрацию муниципального района "Спас-Деменский район" Калужской области обязанность пересмотреть и удовлетворить его требование о предоставлении земельного участка под жилищное строительство с его формированием в районе домов "адрес".
Решением Кировского районного суда Калужской области от 28 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 14 июля 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 19 сентября 2022 года через Кировский районный суд Калужской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 28 сентября 2022 года, заявитель просит отменить указанные судебные акты, как незаконные. При этом приводит доводы о незаконности отказа в предоставлении его многодетной семье земельного участка под жилищное строительство со ссылкой на то, что участок в районе домов NN "адрес" в размере 1 500 кв.м. с обустройством инженерных коммуникаций не востребован и никем не используется (пустырь).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы судебной коллегией не установлено.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, где в статье 39.1 указаны основания возникновения прав на земельный участок, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1).
Случаи предоставления таких земельных участков в собственность бесплатно установлены статьей 39.5 поименованного кодекса, которая к таковым в подпункте 6 относит предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, особенности предоставления предусмотрены в статье 39.19 названного кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.
На момент рассмотрения настоящего административного дела на территории Калужской области действовал Закон от 26 апреля 2012 года N 275-ОЗ "О случаях и порядке бесплатного предоставления в Калужской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" (далее также Закон Калужской области).
Названный региональный нормативный правовой акт устанавливает, что предоставление земельного участка гражданину в соответствии с настоящим Законом осуществляется на праве собственности бесплатно и однократно в случае, если гражданин состоит на учете в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом и одновременно соответствует следующим требованиям: постоянно проживает на территории Калужской области; имеет трех и более детей, и его семья отвечает требованиям статьи 1 Закона Калужской области "О статусе многодетной семьи в Калужской области и мерах ее социальной поддержки"; ранее гражданину, а также его супругу (супруге) земельные участки в соответствии с настоящим Законом или Законом Калужской области от 22 декабря 2004 года N 3-ОЗ "О случаях бесплатного предоставления земельных участков" не предоставлялись; гражданин и члены его семьи состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Законом Калужской области от 8 февраля 2006 года N 170-ОЗ "О реализации прав граждан на предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма"; ранее гражданину, а также его супругу (супруге) не предоставлялась мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно в соответствии со статьей 7 настоящего Закона (статья 2 Закона Калужской области) и предусматривает, что ведение учета граждан, в том числе постановка и снятие граждан с учета, формирование списка - реестра граждан осуществляются по месту жительства граждан органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 3 Закона Калужской области).
Поименованный Закон также определяет порядок формирования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предназначенных для предоставления гражданам в соответствии с настоящим законом (пункт 1 статьи 4) и опубликования перечня земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предназначенных для предоставления гражданам в соответствии с настоящим законом (пункт 2 статьи 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Калужской области гражданин, состоящий на учете, в течение одного месяца со дня опубликования перечня земельных участков в соответствующем печатном средстве массовой информации или ином источнике официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов вправе обращаться в орган учета с заявлением установленной формы о согласии на предоставление ему земельного участка из соответствующего перечня земельных участков.
Порядок определения очередности предоставления гражданину земельного участка из перечня земельных участков определяется Правительством Калужской области в соответствии с очередностью постановки данного гражданина на учет в Реестр (пункт 2 статьи 5 Закона Калужской области).
Разрешая заявленные требования, суды установили, что Яковлев А.Н. является многодетным родителем, постановлением Администрации городского поселения "Город Спас- Деменск" от 26 марта 2021 года N "данные изъяты" он и члены его семьи признаны малоимущими и приняты на учет за N 395 в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом из муниципального жилищного фонда по договору социального найма по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением администрации муниципального района "Спас-Деменский район" от 12 апреля 2021 года N N Яковлев А.Н. включен в список-реестр граждан на предоставление бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
По результатам обращения Яковлева А.Н. о предоставлении земельного участка, расположенного в кадастровом квартале N по адресу: "адрес", решением администрации муниципального района "Спас-Деменский район", выраженным в письме от 14 марта 2022 года N 647, в предоставлении испрашиваемого земельного участка отказано со ссылкой на статью 4 Закона Калужской области, поскольку земельный участок в месте, указанном в приложенной к заявлению схеме, не сформирован, в связи с чем не включен в перечень участков, предназначенных для предоставления гражданам в соответствии с указанным Законом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав вышеприведенные нормы земельного и регионального законодательства, исходили из того, что административный истец, как многодетный отец, не имеет права на самостоятельный выбор земельного участка, так как формирование земельных участков для целей передачи многодетным семьям бесплатно под индивидуальное жилищное строительство осуществляют органы местного самоуправления, в чьей компетенции находится распоряжение земельными участками. Земельный участок, о предоставлении которого заявлены требования, не был сформирован для целей его предоставления в соответствии с Законом Калужской области и не был включен в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам для этих целей.
Кроме того, судами учтено, что предоставление земельных участков должно осуществляться в порядке очередности, при этом Яковлев А.Н. согласно информации из реестра граждан, имеющих трех и более детей, изъявивших желание получить земельный участок в соответствии с Законом Калужской области по состоянию на 1 апреля 2022 года значится под порядковым номером 50 в очереди постановки на учет и под порядковым номером 26 в текущей очереди.
Доводы, приводимые в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов нижестоящих инстанций и по существу направлены на оспаривание обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств не наделен.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Кировского районного суда Калужской области от 28 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 14 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Яковлева А. Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.