Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориальной избирательной комиссии Северного района города Орла на решение Северного районного суда города Орла от 15 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 25 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Шиленок О.И. к территориальной избирательной комиссии Северного района города Орла о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, объяснения представителя территориальной избирательной комиссии Северного района города Орла Старцева С.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу Шиленок О.И, ее представителя Чернявского И.В, объяснения представителя избирательной комиссии Орловской области Селивановского В.Н, заключение прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Самаре и г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия
установила:
решением Орловского городского Совета народных депутатов от 22 июня 2022 года N 25/0370-ГС на 11 сентября 2022 года назначены дополнительные выборы депутатов Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатным избирательным округам N N 4, 10, 21, 22.
Постановлением избирательной комиссии Орловской области от 16 июня 2022 года N 9/58-7 исполнение полномочий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, установленных пунктом 9.1 статьи 26 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" возложено на территориальную избирательную комиссию Северного района города Орла.
Решением территориальной избирательной комиссии Северного района города Орла от 22 июня 2022 года N 11/1 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 4 по дополнительным выборам депутатов Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатным избирательным округам, назначенным на 11 сентября 2022 года, возложены на территориальную избирательную комиссию Северного района города Орла.
Решением территориальной избирательной комиссии Северного района города Орла от 22 июня 2022 года N 11/2 определено количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в абсолютном выражении, представляемое для регистрации кандидатов при проведении дополнительных выборов депутатов Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу N 4, а именно: для регистрации необходимое количество подписей 47, предельное количество подписей, представляемое для регистрации - 51.
25 июля 2022 года Шиленок О.И, выдвинутая региональным отделением Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Орловской области, представила в территориальную избирательную комиссию Северного района города Орла документы для выдвижения кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу N 4, в том числе подписные листы с 51 подписью избирателей.
Решением территориальной избирательной комиссии Северного района города Орла от 4 августа 2022 года N 25/2 Шиленок О.И. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов на основании подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ), в связи с признанием всех подписей избирателей в подписных листах недействительными.
Шиленок О.И. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии Северного района города Орла от 4 августа 2022 года N 25/2, обосновывая административные исковые требования тем, что собирала подписи избирателей в период своего отпуска и среди неподчиненных ей сотрудников, в связи с чем ее должностной статус не препятствовал сбору подписей избирателей и не мог влечь признание собранных подписей недействительными.
Решением Северного районного суда города Орла от 15 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 25 августа 2022 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 19 сентября 2022 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 30 сентября 2022 года, территориальная избирательная комиссия Северного района города Орла просит отменить судебные акты, в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права. Указывает, что положения пункта 6 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ устанавливают запрет участия органов управления организаций независимо от формы собственности в сборе подписей, несоблюдение которого влечет признание всех подписей, собранных таким лицом, недействительными. На указанный запрет не влияет, оказывало ли такое лицо в силу своего должностного положения воздействие на избирателей при сборе подписей, или нет. При разрешении настоящего дела судом нарушений со стороны избирательной комиссии статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлено не было. Нормами избирательного законодательства, регулирующими порядок проверки представленных кандидатами подписей, не предусматривается возможность проведения избирательной комиссией проверки факта нахождения в подписных листах сведений об избирателях, находящихся в зависимости от кандидата - единоличного органа управления организации.
На кассационную жалобу Шиленок О.И. и региональным отделением Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Орловской области поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
В силу части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Правовой основой регулирования отношений в области избирательных прав граждан является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), Закон Орловской области от 30 июня 2010 года N 1087-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Орловской области".
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Шиленок О.И. является единоличным исполнительным органом - директором ООО " "данные изъяты"".
9 июля 2022 года на внеочередном заседании Совета Регионального отделения Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Орловской области Шиленок О.И. выдвинута кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу N 4 от избирательного объединения "Региональное отделение Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Орловской области".
В период сбора подписей избирателей административный истец с 15 июля 2022 года по 20 июля 2022 года находилась в отпуске, что подтверждено ее заявлением о предоставлении отпуска от 13 июля 2022 года и приказом (распоряжением) о предоставлении отпуска от 13 июля 2022 года, подписанным единственным участником ООО " "данные изъяты"" ФИО11
Из штатной численности работников ООО " "данные изъяты"" установлено, что среди избирателей, поставивших свои подписи в подписных листах в поддержку кандидата Шиленок О.И, подписи работников ООО " "данные изъяты"" отсутствуют.
Из подписных листов избирателей, представленных Шиленок О.И. в территориальную избирательную комиссию Северного района города Орла, следует, что она самостоятельно осуществляла сбор подписей избирателей в свою поддержку, указав в подписных листах, что занимает должность директора ООО " "данные изъяты"".
По результатам проверки подписных листов рабочей группой по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в территориальную избирательную комиссию Северного района города Орла, 1 августа 2022 года составлен итоговый протокол, в котором зафиксировано, что все подписи избирателей в представленных Шиленок О.И. подписных листах, являются недействительными, поскольку собраны с нарушением пункта 6 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что факт обладания Шиленок О.И. правовым статусом руководителя - директора организации не может рассматриваться как безусловное препятствие для ее участия в сборе подписей, поскольку это не предполагало использование ею преимуществ своего должностного положения. Фактов использования Шиленок О.И. своего должностного положения при сборе подписей избирателей, не установлено, а следовательно, решение территориальной избирательной комиссии Северного района г. Орла от 4 августа 2022 года N 25/2 об отказе Шиленок О.И. в регистрации кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов является незаконным.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций.
Граждане, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (пункты 1, 2 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ).
Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 данной статьи (пункт 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 8 статьи 35.1 Федерального закона N 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации является поддержка выдвижения кандидата избирателями, что подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в количестве, установленном статьей 37 данного Федерального закона.
В поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, составляет 0, 5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей (пункт 1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, статьи 12, 12.2 Закона Орловской области от 30 июня 2010 года N 1087-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Орловской области").
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов (пункт 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, статья 12.4 регионального закона).
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Основания для признания подписей избирателей недействительными определены в пункте 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, в частности, недействительными признаются подписи избирателей собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 данного Федерального закона (пункт "к").
Согласно пункту 6 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.
В силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, влечет отказ в регистрации кандидата.
Давая оценку действиям административного ответчика, суды нижестоящих инстанций, проверив приведенные административным истцом в обоснование своей правовой позиции доводы пришли к выводу, что занятие Шиленок О.И. руководящей должности само по себе не является безусловным основанием для признания недействительными собранных ею в свою поддержку подписей избирателей. По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств судом первой инстанции не установлено фактов использования Шиленок О.И. своего должностного положения при сборе подписей избирателей, в связи с чем вывод о незаконности оспариваемого решения территориальной избирательной комиссии Северного района г. Орла от 4 августа 2022 года N 25/2 является правильным.
Доводы кассационной жалобы, по сути, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся судебных актов.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, суды установили правильно, представленные доказательства оценили в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применили верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Северного районного суда города Орла от 15 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 25 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу территориальной избирательной комиссии Северного района города Орла - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.