Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Орловской городской общественной организации инвалидов "Соломон" на решение Орловского областного суда Орловской области от 1 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Орловской городской общественной организации инвалидов "Соломон".
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия
установила:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области обратилось в суд с административным иском, в котором просило ликвидировать общественную организацию инвалидов "Соломон" (далее - ОГООИ "Соломон") и исключить сведения об организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований указало, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года проводилась плановая документарная проверка ОГООИ "Соломон", в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и Устава ОГООИ "Соломон". Предоставлен срок для устранения нарушений с последующим его продлением. Однако выявленные в ходе проверки нарушения общественной организацией в полном объеме устранены не были, в связи с чем 19 августа 2021 года начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области вынесено распоряжение о приостановлении деятельности ОГООИ "Соломон" сроком на пять месяцев. Полагали, что не устраненные нарушения являются основанием для ликвидации организации.
Решением Орловского областного суда Орловской области от 1 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 июля 2022 года, административные исковые требования удовлетворены в части.
Постановлено ликвидировать ОГООИ "Соломон" (N).
В остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 24 сентября 2022 года в электронном виде через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 10 октября 2022 года, ОГООИ "Соломон" просит отменить судебные акты, в связи с допущенными судами нарушениями норм материального и процессуального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Указало, что судом нарушены правила подсудности, так как административный ответчик является городской, а не региональной организацией, в связи с чем дело подлежало рассмотрению Северным районным судом города Орла; к участию в деле не привлечены заинтересованными лицами все учредители, бывший руководитель и кредиторы ОГООИ "Соломон" поскольку учитывая наличие исполнительных производств в отношении административного ответчика, решение по делу может повлиять на права и обязанности этих лиц. Полагало, что в случае не назначения ликвидационной комиссии (о чем заявлялось Управлением Минюста России по Орловской области, но в удовлетворении административного иска в данной части было отказано) процедура ликвидации должна быть возложена на учредителей юридического лица. Обращало внимание, что часть выявленных проверкой Управления Минюста России по Орловской области нарушений устранена, а вывод суда об осуществлении общественной организацией деятельности, не регламентированной Уставом, является ошибочным. В материалах дела отсутствуют доказательства умышленного возникновения оснований для ликвидации организации, допущенные нарушения устранены и не допускаются, работа ОГООИ "Соломон" налажена в соответствии с ее уставными целями.
Заинтересованное лицо Тюленева Н.А. в отзыве полагает жалобу обоснованной.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В статье 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" определено, что общественная организация является одной из организационно-правовых форм общественных объединений.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования в части ликвидации организации, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, пришел к выводу, что ОГООИ "Соломон" не соблюдает нормы, предусмотренные федеральными законами и уставом, и в установленные для нее сроки не приняла достаточных мер для устранения выявленных нарушений. Представление и распоряжение вынесены уполномоченным должностным лицом по предусмотренным законом основаниям, в рамках установленной законом процедуре. Содержащиеся в них требования являются законными и исполнимыми, а предусмотренный срок для устранения нарушений является разумным и позволял административному ответчику предпринимать действия по выполнению законных требований. Кроме этого, систематическое получение общественной организацией доходов от совершения гражданско-правовых сделок как источника формирования имущества не исключает для общественной организации обязанности указания данной деятельности в уставе в качестве самостоятельного вида деятельности, приносящего доход. Поскольку общественная организация в установленный срок не устранила нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности, то имелись основания для ее ликвидации.
В части отказа в удовлетворении требований по исключению сведений об общественной организации из ЕГРЮЛ суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из представленных в материалы дела документов и объяснений заинтересованного лица Тюленевой Н.А, согласно которым у общественной организации имеется задолженность перед кредиторами, в связи с чем исключение сведений об общественной организации из Единого государственного реестра юридических лиц без проведения ликвидационных мероприятий противоречит требованиям закона и нарушит права кредиторов общественной организации. Действующее законодательство не содержит ограничений к самостоятельному принятию органом юстиции решения об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц после проведения ликвидационных процедур.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными.
Как следует из материалов административного дела ОГООИ "Соломон" зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области 17 июля 2017 года.
Сведения об общественной организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 1 августа 2017 года за основным государственным регистрационным номером N.
Устав общественной организации утвержден на общем собрании общественной организации 15 марта 2017 года, является действующим, дополнения и изменения в него не вносились.
Лицом, действующим от имени общественной организации без доверенности, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, является ее председатель ФИО4
На основании распоряжения начальника Управления Минюста России по Орловской области от 17 марта 2021 года N 65-р в отношении общественной организации "Соломон" проведена плановая документарная проверка за период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года, по результатам которой составлен акт от 21 апреля 2021 года N 9, где отражены выявленные нарушения норм законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений и положений Устава:
в нарушение абзаца третьего части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях общественная организация в проверяемом периоде не публиковала отчеты об использовании своего имущества и не обеспечивала доступность ознакомления с данными отчетами;
в нарушение части 2 статьи 20 Закона об общественных объединениях в Уставе общественной организации отсутствует описание используемой ею символики;
в нарушение пункта 4.3 Устава общественная организация в проверяемом периоде не соблюдала периодичность проведения заседаний общего собрания членов;
в нарушение пункта 4.6 Устава общественная организация в проверяемом периоде не проводила заседания правления;
в нарушение пункта 5.2 Устава в проверяемом периоде в общественной организации не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности, соответствующие заключения контрольно-ревизионной комиссии не составлялись;
в нарушение пункта 1 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях и пункта 7.1 Устава в проверяемом периоде общественной организацией не осуществлялся бухгалтерский учет;
в нарушение пункта 1 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях 27 июня 2018 года и 6 ноября 2018 года со счета общественной организации в адрес Думнова Р.Г. на основании агентского договора от 15 августа 2018 года были перечислены денежные средства в размере 11 500 рублей и 10 000 рублей, соответственно, при этом агентского договора или иных документов, подтверждающих расходование данных денежных средств на уставные цели общественной организации, не представлено;
в нарушение статьи 24 Закона о некоммерческих организациях в проверяемом периоде общественная организация осуществляла деятельность, не соответствующую уставным целям и задачам, а именно, выступала в качестве истца в судебных делах Арбитражного суда Орловской области по взысканию с юридических лиц задолженности на основании заключенных договоров уступки права требовании (цессии).
Акт проверки получен административным ответчиком 17 мая 2021 года.
30 апреля 2021 года начальником Управления Минюста России по Орловской области в отношении правления общественной организации по выявленным нарушениям внесено представление о недопустимости нарушения приведенных выше положений действующего законодательства и Устава организации с требованием представить в срок до 23 июня 2021 года: информацию о публикации отчетов об использовании имущества за период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года; документы, подтверждающие факт отказа от использования символики, или документы, необходимые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, в части описания используемой символики; документы, подтверждающие определение совокупности способов ведения бухгалтерского учета (приказ, положение об учетной политике); документы, послужившие основанием для перевода денежных средств Думнову Р.Г. или подтверждающие возврат данных денежных средств; документы, подтверждающие прекращение деятельности, не соответствующей уставным целям и задачам, или документы, необходимые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, в части изменения перечня целей и видов деятельности.
Данное представление получено административным ответчиком 17 мая 2021 года.
21 июня 2021 года от ОГООИ "Соломон" в Управление Минюста России по Орловской области поступил письменный ответ на представление с указанием, что отчет об использовании имущества за 2020 год опубликован на сайте общественной организации; заказан новый проект устава, включающий описание использованной символики общественной организации; обращения в суд в качестве истца о взыскании задолженности на основании заключенных договоров цессии являлось способом формирования имущества общественной организации; представить иные документы не имеется возможности ввиду того, что они не были переданы новому председателю после вступления его в должность. К указанному ответу председатель общественной организации приложил приказ и положение об учетной политике.
Письмом начальника Управления Минюста России по Орловской области от 22 июня 2021 года срок устранения общественной организацией нарушений продлен до 18 августа 2021 года.
Поскольку выявленные в ходе проверки недостатки в полном объеме не были устранены, 19 августа 2021 года в отношении ОГООИ "Соломон" вынесено распоряжение N 247-р о приостановлении деятельности сроком на пять месяцев, которое получено административным ответчиком 1 сентября 2021 года.
ОГООИ "Соломон" в судебном порядке не были оспорены акты, вынесенные административным истцом.
5 марта 2020 года на общем собрании ОГООИ "Соломон" ФИО5 освобожден от должности председателя общественной организации, на эту должность выбран ФИО10
6 марта 2020 года, 23 марта 2020 года подписаны акты приема-передачи документов, из которых следует, что ФИО5 ФИО9 были переданы правоустанавливающие документы ОГООИ "Соломон", в расписке от 23 марта 2020 года указано, что ФИО5 переданы все имевшиеся в его распоряжении первичные документы общественной организации. Иные первичные бухгалтерские документы (договоры, акты выполненных работ и оказанных услуг, товарные и товарно-транспортные накладные, акты сверки, заказы-наряды и т.п.) по всем контрагентам, бухгалтерская отчетность общественной организации, налоговые декларации не сохранились.
Статьей 29 Закона об общественных объединениях закреплены обязанности общественного объединения, в частности: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.
В силу части 2 статьи 20 Закона об общественных объединениях в случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" определенно, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Исходя из положений пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 38 Закона об общественных объединениях возлагает на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, обязанность осуществлять контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части 5 названной статьи; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.
Исходя из подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, таким органом является Минюст России.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона об общественных объединениях ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона.
Абзацем третьим части 1 статьи 44 названного Федерального закона определено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда, в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
При изложенных обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о том, что ОГООИ "Соломон" допущены грубые нарушения действующего федерального законодательства, которые не могут быть устранены законным способом, что является основанием для ее ликвидации.
Доводы кассационной жалобы в полном объеме аналогичным доводам апелляционной жалобы, которым судом апелляционной инстанции дана правильная мотивированная правовая оценка, в связи с чем оснований для переоценки не имеется.
Выводы, приведенные в судебных актах, исчерпывающе мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, в соответствии со статей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве, в связи с чем
оснований для отмены судебных актах не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орловского областного суда Орловской области от 1 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Орловской городской общественной организации инвалидов "Соломон" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.