Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Софронова В.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей глав крестьянских (фермерских) хозяйств Ветрова Д. М. и Ветровой Н. А. на решение Орловского областного суда от 25 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 июня 2022 года по административному делу по административным исковым заявлениям индивидуальных предпринимателей глав крестьянских (фермерских) хозяйств Ветрова Д. М. и Ветровой Н. А. к Департаменту сельского хозяйства Орловской области о признании недействующим приказа от 30 ноября 2021 года N 316 "О внесении изменения в приказ Департамента сельского хозяйства Орловской области от 1 ноября 2021 года N 278 "О мерах по реализации в 2021 году постановления Правительства Орловской области от 12 апреля 2021 года N 215 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур".
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, заключение старшего прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в городе Самаре, городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Правительством Орловской области принято постановление от 12 апреля 2021 года N 215 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур" (далее - Порядок предоставления субсидий).
Приказом Департамента сельского хозяйства Орловской области (далее также Департамент) от 1 ноября 2021 года N 278 "О мерах по реализации в 2021 году постановления Правительства Орловской области от 12 апреля 2021 года N 215 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур" (далее - приказ Департамента N 278) на 2021 год утверждена ставка субсидии на 1 тонну реализованных зерновых культур в размере 250 рублей. Приказ опубликован в государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" http://orel-region.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 3 ноября 2021 года.
Приказом Департамента сельского хозяйства Орловской области от 30 ноября 2021 года N 316 "О внесении изменения в приказ Департамента сельского хозяйства Орловской области от 1 ноября 2021 года N 278 "О мерах по реализации в 2021 году постановления Правительства Орловской области от 12 апреля 2021 года N 215 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур" (далее - приказ Департамента N 316) в приказ Департамента N 278 внесено изменение, согласно которому ставка субсидии на 1 тонну реализованных зерновых культур утверждена в размере 120 рублей (пункт 1).
Пунктом 2 данного приказа установлено, что он вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 ноября 2021 года.
Индивидуальные предприниматели - главы крестьянских (фермерских) хозяйств Ветров Д.М. и Ветрова Н.А. обратились в суд с административными исковыми заявлениями об оспаривании приказа Департамента N 316.
В обоснование заявленных требований (с учетом их уточнения в ходе судебного разбирательства) указали, что каждый из них является субъектом отношений, регулируемых названным приказом ввиду подачи 16 ноября 2021 года заявлений о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на производство и реализацию зерновых культур, исходя из установленной Приказом Департамента N 278 ставки в размере 250 рублей за 1 тонну реализованных зерновых культур.
Однако, в связи с изменением ставки субсидии в результате издания оспариваемого приказа Департамента N 316 с Ветровой Н.А. заключено соглашение о предоставлении субсидии по ставке 120 рублей за 1 тонну реализованных зерновых культур, а Ветрову Д.М. было отказано в предоставлении субсидии со ссылкой на то, что он не уточнил заявленный расчет субсидии в соответствии с измененной ставкой субсидии.
Ссылаясь на пункты 2, 6 Порядка предоставления субсидий, просили учесть, что изначально установленная ставка субсидии могла быть уменьшена только в случае уменьшения объема средств, предусмотренных на эти цели сводной бюджетной росписью областного бюджета на 2021 год.
Кроме этого, основываясь на положениях пунктов 7-12 Порядка предоставления субсидий, полагали, что ставка субсидии не могла быть уменьшена после наступления срока подачи заявок на предоставление субсидии, то есть после 15 ноября 2021 года.
Со ссылкой на пункты 4 и 14 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при возмещении производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 года N 118, указали, что ставка субсидии не могла быть уменьшена без уменьшения планового показателя результата предоставления иного межбюджетного трансферта, предусмотренного заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Орловской области соглашением о предоставлении иных межбюджетных трансфертов.
Указали, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации о безвозвратности субсидий, поскольку уменьшение ставки субсидии может повлечь необходимость возврата излишне предоставленной субсидии, а также положениям пункта 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку принят Департаментом за пределами своей компетенции.
Определением Орловского областного суда от 17 января 2022 года возбужденные по указанным административным исковым заявлениям административные дела объединены в одно производство.
Решением Орловского областного суда от 25 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 июня 2022 года, административные исковые требования удовлетворены частично. Признан недействующим со дня принятия пункт 2 приказа Департамента N 316 в части указания, что он вступает в силу с момента подписания. С Департамента в пользу каждого из административных истцов взысканы расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе, поданной 30 сентября 2022 года через Орловский областной суд, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 13 октября 2022 года, заявители просят изменить судебный акт суда первой инстанции и отменить судебный акт суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указывают на то, что уменьшение ставки субсидии в данном случае произошло в процессе рассмотрения Департаментом заявок получателей субсидии и привело к нарушению предусмотренных Порядком предоставления субсидий правил отбора, удовлетворения заявок претендентов и предоставления субсидий.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований к отмене судебных актов не находит.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Рассматривая и разрешая данное административное дело, суды первой и апелляционной инстанций выполнили приведенные требования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суды верно исходили из того, что оспариваемый нормативный акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а следовательно, права и охраняемые законом интересы административных истцов не нарушает.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства, как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий устанавливает Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая, в том числе, путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5 и пункт 1 статьи 6 указанного федерального закона).
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации предоставление субсидий хозяйствующим субъектам является формой возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78). Вместе с тем безвозмездное и безвозвратное предоставление субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с установленными требованиями и с учетом ограничений, предусмотренных действующим бюджетным законодательством.
Так, в силу пункта 3 статьи 78 названного Кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об осуществлении в отношении получателей субсидий и лиц, указанных в пункте 5 этой же статьи, проверок главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 данного Кодекса.
Реализуя полномочия, предусмотренные пунктом 3 и абзацем вторым пункта 7 статьи 78, абзацем третьим пункта 2 и абзацем вторым пункта 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации постановлением от 18 сентября 2020 года N 1492 утвердило Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, (далее также Общие требования).
В силу пункта 5 Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указывается следующая информация: а) дата, на которую получатель субсидии должен соответствовать требованиям, указанным в подпунктах "в" и "г" пункта 4 настоящего документа, а также порядок проведения проверки получателя субсидии на соответствие указанным требованиям (за исключением случая, если проверка на соответствие указанным требованиям проводится при проведении отбора в соответствии с положениями пункта 4 настоящего документа); б) перечень документов, представляемых получателем субсидии для подтверждения соответствия требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, а также при необходимости требования к указанным документам; в) порядок и сроки рассмотрения документов, указанных в "б" настоящего пункта; г) основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии; д) в правом акте указывается размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из результатов предоставления субсидии), и источника ее получения, за исключением случаев, когда размер субсидии определен законом (решением) о бюджете (решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования или местной администрации).
Нормативные правовые акты, на основании которых реализуется решение о предоставлении отдельным хозяйствующим субъектам субсидий, должны соответствовать Общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе, грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Хозяйствующие субъекты вправе претендовать на получение субсидии лишь в случаях, прямо предусмотренных нормативно-правовым регулированием, принятым уполномоченными органами, которые обладают достаточной свободой усмотрения в вопросах ее предоставления, что связано с особенностями расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2021 года N 2120-О).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными программами) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению (возмещению) производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2021 года N 118.
Указанными Правилами предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению средств из бюджета субъекта Российской Федерации производителям зерновых культур на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат (без учета налога на добавленную стоимость), связанных с производством и реализацией зерновых культур, по ставке на 1 тонну реализованных зерновых культур. Иные межбюджетные трансферты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов на цели, указанные в настоящем пункте.
Размер ставок, указанных в абзаце первом пункта 3 настоящих Правил, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из необходимости достижения результата предоставления иного межбюджетного трансферта, предусмотренного пунктом 14 настоящих Правил. Совокупный объем государственной поддержки, предоставляемой производителям зерновых культур на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на производство и реализацию зерновых культур, не может составлять более 50 процентов объема таких затрат (пункты 3, 4).
Порядком предоставления субсидий, принятым во исполнение Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению (возмещению) производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2021 года N 118, в частности, предусмотрено, что субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных законом Орловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период или сводной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год по данному направлению; субсидии предоставляются получателям субсидий в рамках реализации мероприятий государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 16 декабря 2019 года N 689 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области"; главным распорядителем бюджетных средств по данному направлению является Департамент сельского хозяйства Орловской области; субсидии предоставляются получателям субсидий при условии осуществления получателями субсидий деятельности по производству зерновых культур в отчетном и (или) текущем финансовых годах.
Также Порядком предоставления субсидий установлены требования, которым должны соответствовать получатели субсидий на дату заключения соглашения о предоставлении субсидий; формула определения размера субсидии, предоставляемой получателю субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер; перечень документов для получения субсидий в целях возмещения части затрат, связанных с производством и реализацией зерновых культур, которые заявители представляют в Департамент в сроки, указанные в абзаце втором пункта 8 настоящего Порядка; случаи, при которых отказывается в предоставлении субсидии.
При этом, с учетом изменений, внесенных в Порядок предоставления субсидий постановлением Правительства Орловской области от 11 ноября 2021 года N 680, предусмотрено, что в случае изменения в текущем финансовом году в соответствии с приказом Департамента ставки субсидии получателем субсидии к представленным документам, указанным в настоящем пункте, дополнительно представляются заявление на перерасчет размера субсидии и уточненный расчет размера субсидии, причитающейся получателю субсидии. С получателем субсидии заключается дополнительное соглашение к соглашению о предоставлении субсидии в течение 20 рабочих дней со дня издания приказа Департамента, указанного в настоящем абзаце.
Приказом Департамента N 278 на 2021 год утверждена ставка субсидии на 1 тонну реализованных зерновых культур в размере 250 рублей.
Приказом Департамента N 316 ставка субсидии на 1 тонну реализованных зерновых культур утверждена в размере 120 рублей.
Общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2005 года N 7-О, от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П, от 13 мая 2010 года N 828-О-О).
В соответствии со статей 63 Закона Орловской области от 15 апреля 2003 года N 319-ОЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области" придание правовому акту обратной силы не допускается в случаях, когда правовой акт устанавливает или усиливает юридическую ответственность и когда правовой акт о налогах и сборах устанавливает новые налоги и (или) сборы, иные обязательные платежи в областной бюджет или в территориальные государственные внебюджетные фонды области, повышает налоговые ставки, размеры сборов, устанавливает новые обязанности или иным образом ухудшает положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Проведенный анализ норм федерального и регионального законодательства в их системном единстве с оспариваемым нормативным актом позволил судам сделать выводы о том, что приказ Департамента N 316 принят в пределах компетенции Департамента, в установленной форме и в рамках регламентированной законом процедуры с соблюдением требований о порядке опубликования. Вместе с тем, при издании оспариваемого приказа нарушены правила его вступления в силу, в связи с чем пункт 2 приказа, которым было установлено, что он вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 ноября 2021 года, признан недействующим со дня принятия в части указания на то, что он вступает в силу с момента подписания. В остальной части пункт 2 оспариваемого приказа признан не противоречащим действующему законодательству с указанием на то, что распространение положений оспариваемого приказа на правоотношения, возникшие с 1 ноября 2021 года, то есть придание данным положениям обратной силы отнесено к дискреционным полномочиям Департамента и направлено на обеспечение равного доступа всех производителей зерновых культур к предусмотренной приказом субсидии.
Проверив соответствие оспариваемого приказа по существу регулируемых им отношений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для признания его недействующим.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется. Доводы, приведенные заявителями в кассационной жалобе на указанные судебные акты, повторяют их правовую позицию, изложенную ими в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не установила.
Суд кассационной инстанции общей юрисдикции в силу своей компетенции, установленной положениями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Орловского областного суда от 25 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей глав крестьянских (фермерских) хозяйств Ветрова Д. М. и Ветровой Н. А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.