Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Софронова В.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Казначеева И. В. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 29 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 11 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Казначеева И. В. к Федеральному казенному учреждению "Лечебное исправительное учреждение N19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия", начальнику Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" Носкову И. И.чу, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Казначеев И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" (далее также ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия), выразившихся в нарушении условий его содержания, взыскании компенсации за нарушение условий содержания.
В обоснование заявленных требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия, по прибытию был помещен в отряд строгих условий отбывания наказания N 1 (далее ОСУОН N 1), где условия содержания не соответствовали требованиям действующего законодательства, а именно: на 13 человек имелась одна розетка для пользования электроприборами; отсутствовали оборудованное место для курения, система вентиляции, горячая вода для бытовых нужд и повседневного пользования; прогулочный дворик не соответствовал критериям приемлемости в связи с выполнением покрытия стен из цельного профильного железа, вследствие чего при определенных климатических условиях становилось невыносимо жарко либо холодно, отсутствовали скамейки для сидения; в спальном помещении отряда велось круглосуточное видеонаблюдение, в том числе, видеооператорами женского пола; в банном отделении отряда в силу предельной тесноты принимать душ приходилось частично в одежде; в промышленной зоне учреждения осужденных не обеспечивали комплектами специальной одежды по профилю производства, отсутствовали горячее водоснабжение, система вентиляции; санитарные узлы эксплуатировались с чрезмерной нагрузкой, не были оборудованы сливными бачками, находились в антисанитарном состоянии.
Кроме этого указывал, что медицинское лечение согласно его диагнозу " "данные изъяты", "данные изъяты"" ему проведено с дефектами, а именно: не в полном объеме предоставлено медикаментозное лечение в условиях стационара, не обеспечено приобретение и совершенствование профессиональных навыков, участие в работе секций, кружков, трудотерапия с увеличенным объемом физического и интеллектуального труда.
Полагал, что административными ответчиками допущено нарушение его прав, закрепленных в статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, в связи с нахождением в металлической клетке при проведении 18 ноября 2021 года Западнодвинским межрайонным судом Тверской области судебного заседания посредством видеоконференц-связи по делу N 2а-1-76/2021, в котором он участвовал в качестве административного истца. При участии в названном судебном заседании он испытывал страх, тревогу, отвращение, пониженную самооценку.
В связи с изложенными обстоятельствами Казначеев И.В. с учетом уточнения заявленных требований просил признать действия (бездействие) должностных лиц ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия, выразившиеся в нарушении условий его содержания, незаконными, взыскать с казны Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств компенсацию за нарушение установленных законодательством Российской Федерации условий содержания в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 29 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 11 августа 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Казначееву И.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 23 сентября 2022 года через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 14 октября 2022 года, заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что при рассмотрении дела судами не применен Свод Правил 308.1325800.2017, утвержденный приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр, при оценке его доводов об отсутствии горячего водоснабжения в жилой и производственной зонах, несоответствии площади прогулочного дворика количеству осужденных, отсутствии свободного доступа к электрической розетке.
Полагает, что при рассмотрении спора на административных ответчиков не было возложено бремя доказывания соблюдения надлежащих условий его содержания в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия и соответствующих доказательств в материалы дела не представлено.
Относительно доводов кассационной жалобы УФСИН России по Республике Мордовия представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований к отмене судебных актов не находит.
Как усматривается из материалов дела и состоявшихся по нему судебных постановлений, осужденный по вступившему в законную силу приговору Октябрьского районного суда города Мурманска от 2 августа 2019 года к 14 годам лишения свободы Казначеев И.В. в период с 13 июля по 23 ноября 2021 года отбывал наказание в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия, содержался в ОСУОН N 1, куда прибыл на лечение от "данные изъяты" по собственному заявлению.
Судами установлено, что ОСУОН N 1 располагается в одноэтажном кирпичном здании площадью 254, 3 кв.м, в том числе, спальная секция 56, 9 кв.м, комната приема пищи 37, 5 кв.м. В период нахождения Казначеева И.В. в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия численность осужденных, содержащихся в ОСУОН N 1, изменялась от 15 до 17 человек при лимите наполнения - 18 человек, в здании ОСУОН N 1 имеется одна спальная секция, в которой установлено 9 двухъярусных кроватей; обеспеченность мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода соответствовала приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы"; в здании общежития ОСУОН N 1 имеется душевая (умывальная) комната площадью 6, 1 кв.м, оборудованная 2 душевыми лейками; согласно графику помывки осужденных и санитарной обработки бани понедельник определен санитарным днем, два дня в неделю определено для помывки осужденных ОСУОН N 1: вторник и пятница с 08 до 17 часов, в умывальной комнате установлено 4 умывальника, 1 раковина для мытья ног, электрический водонагреватель, санитарный узел находится внутри помещения отряда, в нем установлено 2 унитаза, нормы приватности соблюдаются, санитарное оборудование соответствует установленным нормам, находится в исправном состоянии; здание общежития ОСУОН N 1 оборудовано естественной системой вентиляции, ежедневно проводится проветривание помещений посредством открытия окон, оборудованных поворотно-откидной фурнитурой, в нем установлено 11 светильников дневного освещения мощностью 100 Вт, а также 1 светильник ночного освещения мощностью 40 Вт, оно подключено к центральной системе отопления, в здании имеется прогулочный дворик площадью 7, 9 кв.м, оборудованный урной, скамейкой, навесом от дождя; в целях
предотвращения и пресечения совершения осужденными преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания в здании установлено пять камер видеонаблюдения, которые выведены на пост системы видеонаблюдения для постоянного его ведения; параметры микроклимата в помещениях соответствовали нормативным требованиям ГОСТ 30494-2011 "Международный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях", СанПиН 2.2.4.548-96 "Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений", СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах".
Также судами установлено, что в период нахождения в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия Казначеев И.В. в соответствии со статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации привлекался к труду, ему ежедневно предоставлялась прогулка в прогулочном дворике ОСУОН N 1 содержания не менее полтора часа с 09 часов 00 минут до 10 часов 30 минут; заявлений на телефонный разговор, что предусмотрено статьей 92 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в адрес административного ответчика не поступало.
Согласно решению врачебной комиссии филиала "Медицинская часть N 17" ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России от 22 ноября 2021 года (протокол N N) Казначеев И.В. прошел полный курс лечения; проведены "данные изъяты", в дальнейшем в специальном лечении в условиях ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия не нуждается, снят с диспансерного учета у врача "данные изъяты".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что в обозначенный административным истцом период нахождения в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия ему не были причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы с определенным приговором суда режимом содержания в исправительном учреждении, а здоровье и благополучие истца были гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Фактов, свидетельствующих о действительных нарушениях прав и законных интересов Казначеева И.В. при содержании его в лечебном исправительном учреждении, не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)) (часть 2 этой же статьи).
В силу части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишённых свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учётом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишённых свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчёте на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Как следует из подпунктов 3 и 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, основные задачи ФСИН России включают, в том числе, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и создание им условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В соответствии со статьями 9 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осуждённых, обеспечивать охрану здоровья осуждённых, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в городе Женеве 30 августа 1955 года первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.
Суды, отказывая в удовлетворении административного иска, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, с учетом правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 14 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", исходя из установленных фактических обстоятельств сделали заключение о том, что права и законные интересы Казначеева И.В. при содержании в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия нарушены не были.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы об отсутствии горячего водоснабжения в жилой и производственной зонах, несоответствии площади прогулочного дворика количеству осужденных, отсутствии свободного доступа к электрической розетке со ссылкой на необоснованное неприменение судами Свода Правил 308.1325800.2017, утвержденного приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр, о ненадлежащих условиях для прогулки.
Вместе с тем, доводы заявителя являлись предметом проверки судебных инстанций и были признаны несостоятельными, мотивированные выводы относительно приведенных доводов изложены в обжалуемых судебных актах. Оценка представленных сторонами доказательств дана судами с соблюдением требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Утверждения Казначеева И.В. в кассационной жалобе, по существу, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела. Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
С учетом того, что отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции допустимы лишь в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных определений.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 29 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 11 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Казначеева И. В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.