Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронов В.А., рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу С. на определение судьи Саратовского областного суда от 29 июля 2022 года и апелляционное определение судьи Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, государственному бюджетному учреждению Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
С. обратился в суд с названным административным иском, просил признать незаконными решения государственного бюджетного учреждения Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" 3206, 3190, 3203, 3183, 3186, 3188, 3184, 3204, 3201, 3205, 3197, 3198, 3181, 3193, 3192, 3194, 3191, 3200, 3199, 3196, 3195, 3182, 3202, 3187, 3185, 3189 от 23 июня 2022 года и установить кадастровую стоимость нежилых зданий равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке общества с ограниченной ответственностью "Поволжское экспертное бюро" от 17 нюня 2022 года N по состоянию на 1 января 2020 года.
Определением судьи Саратовского областного суда от 29 июля 2022 года в принятии административного иска отказано.
Апелляционным определением судьи Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 сентября 2022 года определение судьи Саратовского областного суда отменено в части отказа в принятии административного искового заявления С. о признании недействительными решений государственного бюджетного учреждения Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки", материал по административному иску направлен в Саратовский областной суд для рассмотрения со стадии принятия к производству суда. В остальной части определение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 14 октября 2022 года, и в дополнении к ней С. просит отменить вынесенные судебные акты в части отказа в принятии административного иска об установлении кадастровой стоимости, направить материал в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Отказывая в принятии административного иска в части требований об установлении кадастровой стоимости, суды исходили из того, что административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной не подлежит рассмотрению в судах, Такое требование может быть заявлено лишь одновременно с оспариванием в судебном порядке решения бюджетного учреждения о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется.
В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о кадастровой оценке) кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена в размере его рыночной стоимости по заявлению, поданному в бюджетное учреждение, наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости, или многофункциональный центр. Принятое бюджетным учреждением решение в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, согласно которого в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:
а) применяются положения статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
б) не применяются положения статьи 22 Закона о кадастровой оценке;
в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
В силу части 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Закона о кадастровой оценке.
Постановлением Правительства Саратовской области от 25 декабря 2020 года N 1034-П "О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" на территории Саратовской области" установлено, что применение на территории Саратовской области положений статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости осуществляется с 1 января 2021 года.
Частью 15 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке установлено, что одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В данном случае требование об оспаривании решения бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости не заявлено. Уведомление о возвращении заявления таким решением не является.
В том случае, если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости, минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021).
При таких обстоятельствах, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отказе в принятии административного иска в части требования об установлении кадастровой стоимости по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ссылки автора кассационной жалобы на разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации по вопросам оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также архивной кадастровой стоимости не могут быть приняты во внимание, поскольку эти ссылки не имеют отношения к заявленному требованию об установлении кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2020 года.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание действующей кадастровой стоимости и установление иной кадастровой стоимости в порядке, не предусмотренном законом, и не свидетельствуют о неверном применении судами норм материального права или норм процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
определила:
определение судьи Саратовского областного суда от 29 июля 2022 года и апелляционное определение судьи Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Судья В.А. Софронов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.