Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Филатовой ВЮ, с участием прокурора Юнусовой А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании 24 октября 2022 года гражданское дело по иску военного прокурора Ярославского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации, Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны" Министерства обороны Российской Федерации к Амирову Марату Амангельдыевичу о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку
по кассационной жалобе Амирова Марата Амангельдыевича
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 28 апреля 2022 года по гражданскому делу N 33-2488/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав пояснения представителя ответчика Амирова М.А, - Амирова М.А, действующего на основании доверенности поддержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения прокурора, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
военный прокурор Ярославского гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны" Министерства обороны Российской Федерации к Амирову М.А. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку.
Решением Новоузенского районного суда Саратовской области от 15 октября 2021 года исковые требования военного прокурора Ярославского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации, Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны" Министерства обороны Российской Федерации оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 18 апреля 2022 года решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 15 октября 2021 года отменено, по делу принято новое решение о взыскании с Амирова М.А. в пользу Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны" Министерства обороны Российской Федерации денежных средств, затраченных на военную и специальную подготовку, в размере 127281 руб, взыскании с Амирова М.А. в доход бюджета муниципального образования "Город Саратов" государственной пошлины в размере 3746 руб.
В поданной кассационной жалобе Амиров М.А. просит отменить судебный акт апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие оснований для возмещения затрат на военную и специальную подготовку, поскольку контракт с ним не заключался, сумма возмещения не определялась, специальная военная подготовка не изучалась.
Заслушав доклад судьи, выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, 31.07.2017 г. приказом N501 Амиров М.А. зачислен на первый курс в Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны по военной специальности "Применение и эксплуатация средств автоматизации зенитных ракетных систем ПВО" с 01.08.2017 г. и назначен на воинскую должность курсанта с присвоением воинского звания рядовой.
13.05.2019 г. Амировым М.А. подан рапорт об отчислении из числа курсантов по нежеланию учиться.
16.05.2019 г. с Амировым М.А. ВрИО начальника 1 факультета (автоматизированных систем управления) проведена беседа, в ходе которой Амиров М.А. ознакомлен с обязанностью по возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку.
20.05.2019 г. рапорт Амирова М.А. об отчислении рассмотрен на заседании ученого совета Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны, на котором принято решение рекомендовать начальнику училища отчислить Амирова М.А. из Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны по нежеланию учиться.
23.05.2019 г. приказом начальника Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны по личному составу N23 Амиров М.А. отчислен из Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны по нежеланию учиться.
Приказом начальника Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны N112 от 23.05.2019 г. Амиров М.А. отчислен из Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны по нежеланию учиться и прикомандирован к базе (обеспечения учебного процесса). Кроме того указанным приказом в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2007 г. N402 с Амирова М.А. взысканы средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку в сумме 127281 рублей.
23.05.2019 г. Амиров М.А. ознакомлен с приказом об отчислении из Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны.
Также, 23.05.2019 г. Амирову М.А. разъяснены положения п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а именно порядок и условия возмещения средств федерального бюджета, затраченных на его обучение, при отчислении.
Согласно сообщению ФГК ВО УВО "Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны" Министерства обороны Российской Федерации, контракт с Амировым М.А. не был заключен по причине его отчисления из учебного учреждения со второго курса обучения. Заключение контракта предусмотрено по достижении гражданами возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в образовательных организациях. В соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении ими военной службы.
Федеральным законом от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ), как следует из его преамбулы, регулируются отношения в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
В соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подп. "д", "е", "е" и "з" п. 1, подпунктами "в" и "д" п. 2 ст. 51 названного Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств, включаются в контракт о прохождении военной службы.
Предусмотренная п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд, в том случае и когда они по своей вине не завершили обучение.
При этом данный пункт предусматривает возмещение всех затраченных средств федерального бюджета, в том числе и за время обучения до заключения контракта.
Кроме того, положения вышеприведенной нормы предусматривают также обязанность граждан возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку и в случаях отказа заключить контракт о прохождении военной службы (что также влечет отчисление), из чего следует, что течение расчетного периода начинается с момента фактического зачисления в военное образовательное учреждение (издания приказа о зачислении) независимо от того, в какой момент был заключен контракт или контракт заключен не был.
Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации. Соответствующий порядок предусмотрен в Методике исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2007 г. N 402). Указанная Методика предполагает при определении расходов государства, подлежащих возмещению в фиксированном размере, учет стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов, расходы на содержание преподавателей и штатную численность переменного состава военной образовательной организации. Исходя из данных объективных критериев, а также с учетом полных лет и полных месяцев обучения производится окончательный расчет затраченных на обучение гражданина средств, в конкретной военной образовательной организации.
Само по себе отсутствие контракта, заключенного с ответчиком с условием о возмещении средств, затраченных на его военную или специальную подготовку, не может служить основанием для освобождения его от установленной п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" обязанности по возмещению средств, затраченных на обучение.
Расчет денежных средств, затраченных на обучение из федерального бюджета, их размер, истцом произведен по формуле ТЗ = (ФЗхПЛО) + (ФЗ/12*ПМО) = 72732 + 72732 /12*9 = 127281 руб, где общая продолжительность обучения составила полных лет обучения (ПЛО)-1 год, полных месяцев обучения со дня истечения полного года обучения (ПМО)-09 месяца. Фиксированное значение сумм, подлежащих возмещению (ФЗ), утвержденное Главнокомандующим Воздушно-космическими силами генерал-полковником В.Бондаревым по специальности "Применение и эксплуатация средств автоматизации зенитных ракетных систем ПВО", и включаемая в контракты, заключенные военнослужащими в 2018 году, составляет 72732 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на Амирова М.А. не может быть возложена обязанность по возмещению затрат федерального бюджета на военную или специальную подготовку, поскольку он до поступления в учебное заведение военную службу не проходил, контракт о прохождении военной службы, предусматривающий условие о возмещения затрат на военную подготовку, с ним не заключался, отчислен со второго курса Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны и направлен для прохождения военной службы по призыву, то есть в период обучения он имел статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку, суд апелляционной инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания денежных средств, затраченных на военную и специальную подготовку, поскольку в спорный период ответчик проходил военную и специальную подготовку курсанта, включенную в программу обучения.
Суд апелляционной инстанции верно исходил из того, что указанные расходы не являются расходами, связанными с обеспечением исполнения ответчиком обязанностей военной службы в период обучения, которые не подлежат возмещению.
Судебная коллегия согласилась с расчетом истца, который проверен, оспорен ответчиком не был. В связи с чем, взыскала с Амирова М.А. расходы за военную и специальную подготовку в размере 127281 руб.
В судебном постановлении приведено толкование норм материального права (Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные Амировым М.А. в жалобе доводы об отсутствии оснований для взыскания средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в судебном акте, кассационная жалоба ответчика не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Амирова Марата Амангельдыевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.