Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Филатовой В.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании 24 октября 2022 года гражданское дело по иску Романова Дмитрия Анатольевича к Министерству финансов Российской Федерации, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Саратовской области о понуждении к внеочередному предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения и взыскании компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Романова Дмитрия Анатольевича
на решение Кировского районного суда города Саратова от 22 ноября 2021 года по гражданскому делу N 2-5168/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 21 апреля 2022 года по гражданскому делу N 33-3099/2022
заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, возражения по доводам кассационной жалобы представителя ответчика ГУ МВД России по Саратовской области Симонова Н.В, действующего на основании доверенности, представителя ответчика Управления Росгвардии по Саратовской области Бакулина А.А, действующего на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Романов Д.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее по тексту - Минфину РФ), Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее по тексту - ГУ МВД России по Саратовской области), Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Саратовской области (далее по тексту - Управление Росгвардии по Саратовской области) о понуждении к внеочередному предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения и взыскании компенсации морального вреда.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 22 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 21 апреля 2022 года, Романову Д.А. отказано в удовлетворении требований в полном объеме.
В поданной кассационной жалобе Романов Д.А. ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, указывая на незаконность действий ответчиков по уменьшению размера жилой площади, в которой он нуждается.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Судом установлено, что сотрудник полиции Романов Д.А. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения согласно протоколу N4 заседания Жилищно-бытовой комиссии ФГКУ "УВО ГУ МВД РФ по Саратовской области" от 8 февраля 2013 года.
Во исполнение абз. 11 п. 2 Правил предоставления выплат жилищная комиссия ФГКУ "УВО ВНГ по Саратовской области" передала учетные дела сотрудников и граждан на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (в том числе, дело Романова Д.А.) в Управление Росгвардии по Саратовской области (выписка из протокола N3-2019 заседания жилищной комиссии ФГКУ "УВО ВНГ по Саратовской области" от 4 февраля 2019 года).
В выписке из протокола N4 заседания Жилищной комиссии Управления Росгвардии по Саратовской области от 29 марта 2019 года отражено, что комиссия рассмотрела учетные дела сотрудников и граждан на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, переданные из ФГКУ "УВО ВНГ по Саратовской области", и решилапринять на учет Управления Росгвардии по Саратовской области указанных сотрудников и граждан с даты принятия их на учет по прежнему месту жилищного учета.
Согласно паспорту гражданина РФ Романова Д.А. и копии лицевого счета истец зарегистрирован и проживает в двухкомнатной квартире по адресу: "адрес", общей площадью 37, 2 кв.м, предоставленной по договору социального найма от 25 сентября 2012 года N3107. В этой квартире также зарегистрированы и проживают ФИО7 (отец истца), ФИО8 (мать истца) и ФИО9 (брат истца).
Таким образом, размер приходящейся на истца площади жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, составляет 9, 3 кв.м.
На этом основании жилищная комиссия Управления Росгвардии по Саратовской области 26 мая 2021 года приняла решение об определении площади жилого помещения, на получение которого имеет право Романов Д.А, с учетом площади жилого помещения, предоставленного ему по договору социального найма, то есть в размере 23, 7 кв.м (33 кв.м - 9, 3 кв.м = 23, 7 кв.м).
Во исполнение Федерального закона N 247-ФЗ постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ.
Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, членам их семей, а также родителям сотрудников, погибших, умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются предусмотренные п. 5 Правил документы.
Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п. 5 настоящих Правил, оформляется протоколом комиссии и утверждается правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа.
Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления. Книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности.
На каждого сотрудника, принятого на учет для получения единовременной выплаты, заводится учетное дело. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге учета.
Уполномоченное подразделение формирует и ведет базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, а также снятых с такого учета, на основании информации, представляемой органами вместе с копиями правовых актов, указанных в п. 17 настоящих Правил. Информация, содержащаяся в базе данных, представляется ежегодно в Министерство финансов РФ.
Согласно п. 31 Правил единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет. Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность предоставления сотрудникам органов внутренних дел социальных гарантий в виде единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета в порядке очереди и в пределах поступающих ассигнований из федерального бюджета на реализацию полномочий РФ по обеспечению жильем в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ.
В соответствии с п. 10 ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ, и п. 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1223, сотрудники и граждане РФ, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты и имеющие 3 и более детей, проживающих совместно с ними, или удостоенные звания Героя РФ, либо ветераны боевых действий на территории Афганистана имеют преимущественное право на предоставление им единовременной выплаты перед сотрудниками и гражданами РФ, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.
Сотрудникам и гражданам РФ, уволенным со службы с правом на пенсию, состоящим на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты, которые имеют преимущественное право на предоставление единовременной выплаты, предоставление такой выплаты осуществляется в порядке очередности принятия их на учет.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении заявленных Романовым Д.А. требований, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что реализовать право на получение выплаты, истец может в порядке очередности, установленном соответствующим списком очередников по дате постановке на учет, поскольку реализация прав одного лица не может осуществляться за счет нарушения прав иных лиц.
Суды верно исходили из того, что при расчете площади жилого помещения, на получение которого имеет право истец, необходимо учитывать площадь жилого помещения, предоставленного ему по договору социального найма, в связи с чем, оснований для признания незаконным решения жилищной комиссии не имеется.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона N 247-ФЗ от 19 июля 2011 года "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", Постановления Правительства N 1223 от 30 декабря 2011 года "О правилах предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные Романовым Д.А. в жалобе доводы о нарушении его права, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылки истца в кассационной жалобе на отсутствие тщательного судебного разбирательства, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемых судебных актах, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 22 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 21 апреля 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Романова Дмитрия Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.