Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Филатовой В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи на базе Советского районного суда г. Брянска 24 октября 2022 года гражданское дело по иску Климовой Надежды Анатольевны в интересах несовершеннолетнего ФИО16 к Департаменту здравоохранения Брянской области о признании права на обеспечение сервисными наборами к инсулиновой помпе
по кассационной жалобе Департамента здравоохранения Брянской области
на решение Советского районного суда г. Брянска от 24 января 2022 года по гражданскому делу N 2-1410/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 24 мая 2022 года по гражданскому делу N 33-1647/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав пояснения представителя ответчика Департамента здравоохранения Брянской области Исаковой И.О, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Климова Н.А, действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Брянской области о признании права на обеспечение сервисными наборами к инсулиновой помпе.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 24 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 24 мая 2022 года, исковые требования Климовой Н.А, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1 удовлетворены: за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признано право на обеспечение сервисными наборами к инсулиновой помпе Accu-Chek Combo, в который входят: 4 батареи АА, 1, 5 В, адаптер, крышка для установки батарей с ключом; на ответчика возложена обязанность за счет средств бюджета Брянской области обеспечивать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сервисными наборами к инсулиновой помпе Accu-Chek Combo, в который входят: 4 батареи АА, 1, 5 В, адаптер, крышка для установки батарей с ключом, из расчета один сервисный набор на каждые два месяца на весь период эксплуатации указанной помпы.
В поданной кассационной жалобе Департамент здравоохранения Брянской области просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, указывая, что сервисный набор, включающий 4 батареи АА, 1, 5 В, адаптер, крышка для установки батарей с ключом не является расходными материалами и не входит в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, так как является ее составляющими частями (принадлежностями).
Заслушав доклад судьи, выслушав участника процесса, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, согласно свидетельству о рождении N от ДД.ММ.ГГГГ матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является Смыкова (Климова) Надежда Анатольевна, отцом - ФИО3.
Отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти N от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке МСЭ - 2015 N ФИО1, является ребенком-инвалидом.
Как следует из выписного эпикриза из медицинской карты N-с стационарного больного ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находился на лечении в ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России с 16 сентября 2021 г. по 23 сентября 2021 г. с клиническим диагнозом: основной диагноз: "данные изъяты" 16 сентября 2021 г. ФИО1 установлена инсулиновая помпа АккуЧек Комбо.
Согласно информационному письму ООО "Рош Диабетес Кеа Рус" от 8 апреля 2020 года следует, что крышка для установки батареи заменяется не реже одного раза в 2 месяца. Адаптер заменяется не реже одного раза в 2 месяца.
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка). Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка). Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 года) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "г" преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан, частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерного наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В целях обеспечения конституционных прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи на территории Брянской области, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2299 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" Постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2020 г. N 726-п "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Территориальной программой, в частности, установлены: перечень видов форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также территориальные нормативы объема медицинской помощи, территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, территориальные подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также порядок и условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи.
Согласно разделу V Программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета жителям Брянской области оказываются следующие виды помощи и осуществляется финансовое обеспечение следующих мероприятий: За счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется: обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой; пренатальная (дородовая) диагностика нарушений развития ребенка у беременных женщин, неонатальный скрининг на 5 наследственных и врожденных заболеваний в части исследований и консультаций, осуществляемых медико-генетическими центрами (консультациями), а также медико-генетических исследований в соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций; медико-биологического обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Брянской области; зубное протезирование отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе лицам, находящимся в стационарных организациях социального обслуживания; предоставление в рамках оказания паллиативной медицинской помощи для использования на дому медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, по перечню, утвержденному Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также
обеспечение лекарственными препаратами для обезболивания, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, при посещениях на дому; обеспечение медицинской деятельности, связанной с донорством органов и тканей человека в целях трансплантации (пересадки), в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение расходными материалами к инсулиновым помпам граждан, которым не установлена группа инвалидности.
Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 года N3053-Р утвержден Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в котором под N207640 поименована помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная и под N207650 поименована помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная со встроенным глюкометром. Инфузионные наборы к инсулиновой помпе и резервуары к инсулиновой помпе в вышеуказанном Перечне не поименованы.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения является государственной гарантией Российской Федерации.
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.
В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" сахарный диабет является социально значимым заболеванием.
Сахарный диабет входит в Перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Постановлением N890, при этом применяемая при его лечении инсулиновая помпа включена в Перечень медицинских изделий, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Обеспечение больных сахарным диабетом инсулиновой помпой подразумевает и обеспечение расходными материалами к ней, поскольку работа помпы без данных материалов сама по себе невозможна.
Согласно части 3 статьи 6.5 Федерального закона N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде наборов социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральным законом федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению соответствии со стандартами медицинской помощи необходимы лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей -инвалидов.
Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323 " Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 г. N76, департамент осуществляет полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 3.4.5 Положения о департаменте).
Организует размещение заказов на поставку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для льготных категорий граждан в рамках заявок, сформированных медицинскими организациями, участвующими в реализации программ льготного лекарственного обеспечения, а также осуществляет контроль за их эффективным и рациональным использованием (пункт 3.9.2).
В соответствии с действующим законодательством осуществляет контроль за организацией лекарственного обеспечения льготных категорий граждан и медицинскими организациями, участвующими в реализации программ льготного лекарственного обеспечения (пункт 3.9.4).
Разрешая спор, удовлетворяя заявленные требования, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что ФИО1 имеет право на обеспечение бесплатно расходными материалами (сервисный набор), который включает в себя 4 батареи АА, 1, 5В, адаптер, крышку для установки батарей с ключом, поскольку функционирование помпы невозможно без указанных расходных материалов, она является жизненно необходимым для несовершеннолетнего ребенка, страдающего инсулинозависимым сахарным диабетом 1 типа и с 16 сентября 2021 года находящегося на помповой инсулинотерапии, в связи с чем, на ответчика возложена обязанность обеспечивать ФИО1 сервисными наборами к инсулиновой помпе Accu-Chek Combo, в который входят: 4 батареи АА, 1, 5 В, адаптер, крышка для установки батарей с ключом, из расчета один сервисный набор на каждые два месяца на весь период эксплуатации указанной помпы.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, Положения о Департаменте здравоохранения Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N76, Постановления Правительства РФ от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в жалобе доводы ответчика об отсутствии оснований для признания права на обеспечение указанными сервисными наборами, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемых судебных актах, кассационная жалоба ответчика не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Советского районного суда г. Брянска от 24 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 24 мая 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента здравоохранения Брянской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.