Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Филатовой В.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании 24 октября 2022 года гражданское дело по иску Макаровой Светланы Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы и признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Макаровой Светланы Ивановны
на решение Каменского городского суда Пензенской области от 17 августа 2021 года по гражданскому делу N 2-538/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 19 апреля 2022 года по гражданскому делу N 33-1297/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Макарова С.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) (далее по тексту - ГУ-УПФР в г.Каменке Пензенской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы и признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решением Каменского городского суда Пензенской области от 17 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 19 апреля 2022 года исковые требования Макаровой С.И. удовлетворены частично: решение ГУ-УПФР в г..Каменке Пензенской области (межрайонное) N44 от 02.07.2020 года в части не включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы с 05.05.1998 по 30.06.1998 (1 месяц 26 дней), с 17.01.2011 по 28.02.2011 (1 месяц 12 дней), с 03.10.2011 по 27.10.2011 (25 дней), с 06.05.2013 по 31.05.2013 (26 дней), с 04.05.2016 по 09.05.2016, (6 дней), с 11.05.2016 по 31.05.2016 (21 день), с 11.09.2017 по 20.10.2017 (1 месяц 10 дней), с 02.04.2018 по 16.04.2018 (15 дней), с 18.04.2018 по 26.04.2018 (9 дней), а также дополнительных выходных дней (Радоница) - 21.04.2015 (1день), 10.05.2016 (1 день), 25.04.2017 (1 день), 17.04.2018 (1 день), 07.05.2019 (1 день), признано незаконным; на ответчика возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии указанные периоды. В удовлетворении требований о признании должности медсестры диетической тождественной должности медицинской сестры; признании решения ГУ-УПФР в г..Каменке Пензенской области (межрайонное) N44 от 02.07.2020 в части не включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы с 20.10.2003 по 20.11.2003 (1 месяц 1 день), с 27.03.2008 по 27.04.2008 (1 месяц 1 день), а также периодов работы в должности медсестры диетической с 01.11.1999 по 19.10.2003 (3 года 11 месяцев 19 дней), с 21.11.2003 по 26.03.2008 (4 года 4 месяца 6 дней), с 28.04.2008 по 13.09.2009 (1 год 4 месяца 16 дней); о возложении обязанности на УПФР в г..Каменке Пензенской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периодов: с 20.10.2003 по 20.11.2003 (1 месяц 1
день), с 27.03.2008 по 27.04.2008 (1 месяц 1 день), а также периодов работы в должности медсестры диетической с 01.11.1999 по 19.10.2003 (3 года 11 месяцев 19 дней), с 21.11.2003 по 26.03.2008 (4 года 4 месяца 6 дней), с 28.04.2008 по 13.09.2009 (1 год 4 месяца 16 дней); об определении даты возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской и иной деятельности по охране здоровья населения 01.01.2020 года - отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Макарова С.И. ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов в части отказа в удовлетворении исковых требований, указывая на наличие оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж, т.к. деятельность медицинской сестры диетической относится к лечебной и иной работе по охране здоровья населения, отсутствие указанной должности в Списках не является основанием для исключения спорного периода работы из специального стажа, необходимость установления судом тождественности между должностями "медицинская сестра" и "медицинская сестра диетическая".
Поскольку судебные акты обжалуются в части отказа в удовлетворении исковых требований Макаровой С.И, оснований для проверки судебных актов в полном объеме судебной коллегией кассационного суда не имеется.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Макарова С.И. 27 апреля 2020 г. обратилась в ГУ-УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Решением ГУ-УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) от 2 июля 2020 г. N 44 в досрочном назначении страховой пенсии по старости Макаровой С.И. отказано ввиду недостаточности специального стажа.
В соответствии с указанным решением по состоянию на 1 января 2020 г. специальный страховой стаж Макаровой С.И. установлен продолжительностью 15 лет 4 месяца 2 дня, ИПК - свыше требуемых 18, 6.
При этом из специального стажа исключены, в том числе, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы с 20.10.2003 г. по 20.11.2003 г. (1 месяц 1 день), с 27.03.2008 г. по 27.04.2008 г. (1 месяц 1 день), периоды работы в должности медсестры диетической, с 1 ноября 1999 г. по 19 октября 2003 г, с 21 ноября 2003 г. по 26 марта 2008 г, с 28 апреля 2008 г. по 13 сентября 2009 г. - поскольку указанная должность не предусмотрена Списком профессий, утвержденный Постановлением 26 мая 2009 г. N 449.
Согласно трудовой книжке истца, Макарова (Харитонова) С.И. 17 августа 1992 г. принята на должность медицинской сестры - Волче-Вражской участковой больницы, приказом от 28 апреля 1998 N 23 с 5 мая 1998 г. переведена на должность медицинской сестры диетической Тамалинской ЦРБ.
В трудовой книжке также имеется запись о признании записи о переводе на должность медицинской сестры диетической Тамалинской ЦРБ недействительной.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста применением положений ч. 1.1 настоящей статьи.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста, в соответствии с п. 19-21 ч. 1 настоящей статьи назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (ч. 1.1 ст. 30).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии счастью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно пп. "н" п. 1 названного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Как усматривается из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица Макарова С.И. застрахована в системе обязательного пенсионного страхования 21 января 2002 г.
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015, в которых содержатся аналогичные требования.
Из справки уточняющий характер работы от 27 февраля 2020 г, выданной работодателем следует, что Макарова С.И. с 5 мая 1998 г. по 13 сентября 2009 г. работала в должности медсестры диетической Тамалинской ЦРБ.
Согласно представленной в материалы дела должностной инструкции медицинской сестры диетической Тамалинской ЦРБ, утвержденной 12 января 1998 г, медицинская сестра диетическая под руководством врача-диетолога, осуществляет контроль за работой пищеблока и соблюдением санитарно-гигиенических правил работниками пищеблока, организацию питания в отделениях медицинских организаций, то есть ее работа напрямую не связана с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Отнесение указанной должности к среднему медицинскому персоналу не свидетельствует о ее тождественности должности медицинской сестры, поскольку в соответствии Номенклатурами должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденными в установленном порядке и действующими в разные периоды эти должности поименованы самостоятельно, с разными трудовыми функциями.
Указанное следует и из квалификационных характеристик этих должностей, содержащихся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N541н, где предусмотрены две самостоятельные должности: медицинская сестра и медицинская сестра диетическая и определены их различные должностные обязанности.
Согласно разъяснениям, содержащимся п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Макаровой С.И. требований, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что оснований для включения в специальный стаж спорный периодов работы в должности медсестры диетической, а также курсов повышения квалификации, имевших место в эти периоды, у судов не имелось, поскольку работа в должности медсестры диетической, не предусмотрена Списками, работа в которой давала бы право на досрочное назначение с пенсии с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Установление тождественности должностей медицинской сестры и медицинской сестры диетической судом не допускается.
Поскольку судами отказано во включении истцу спорных периодов, оснований для назначения страховой пенсии досрочно в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, у судов не имелось.
В судебных актах в обжалуемой части приведено толкование норм материального права (Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Списков должностей и учреждений, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, от 29 октября 2002 года N 781, постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N541н), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные Макаровой С.И. в жалобе доводы о представлении в материалы дела доказательств осуществления в спорный период лечебной деятельности, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии в указанной части являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемых судебных актах, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Каменского городского суда Пензенской области от 17 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 19 апреля 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Макаровой Светланы Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.