Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Рыжова В.М, Шабановой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-439/8-2022 по иску Хасаева Руслана Сайдумовича к акционерному обществу "САБ по уборке города Курска" о защите прав потребителей
по кассационной жалобе Хасаева Руслана Сайдумовича на решение Промышленного районного суда города Курска от 5 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 7 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Рыжова В.М, судебная коллегия
установила:
Хасаев Р.С. обратился в суд с иском к АО "САБ по уборке города Курска" о защите прав потребителей, мотивируя тем, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: "адрес". С 1 ноября 2021 года ему и жителям улицы Рябиновая ответчиком должны быть оказаны услуги по сбору твёрдых коммунальных отходов (ТКО), которые ответчиком не оказываются, однако оплата выставляется. Временно установленный контейнер вблизи д "адрес" не соответствует действующим требования СанПиН, и находится на удалении от его дома более чем на 450 метров, не имеет подъездного пути, в связи с чем он не имеет законного права и возможности осуществлять накопление отходов в данном контейнере. Кроме того, ответчиком не представляются пакеты для утилизации твёрдых бытовых отходов. Поскольку услуга по сбору и вывозу ТКО ответчиком не оказывается надлежащим образом, считает, что начисление платы за данную услугу незаконно. Действиями ответчика ему причинены нравственные страдания, поскольку он не может реализовать своё право на безопасное проживание в соответствии с санитарными нормами в принадлежащем ему доме.
Просил признать услугу по обращению с ТКО АО "САБ по уборке г. Курска" не оказанной, обязать ответчика отменить начисленную плату за не оказанную услугу по обращению с ТКО, осуществлять бесконтейнерный сбор ТКО (без накопления ТКО), предоставить пакеты для сбора ТКО в соответствии с нормами потребления, взыскать денежную компенсацию морального вреда - 50 000 руб, штраф, расходы по оплате почтового отправления - 150, 5 руб.
Решением Промышленного районного суда г. Курска от 5 апреля 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 7 июня 2022 г. решение Промышленного районного суда г. Курска от 5 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Хасаев Р.С. ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных актов со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Проверив законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 9 октября 2017 года между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области и АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" по результатам проведённого конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО подписано соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Курской области по Северо-восточной зоне, в соответствии с которым ответчик наделён статусом регионального оператора по обращению с ТКО.
Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N1156 "Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 года N641" обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключённых потребителями.
Пунктом 148(1)(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N354, установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключён с исполнителем в письменной форме или путём совершения конклюдентных действий.
Согласно п. 8(17) Правил обращения с ТКО, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с ФЗ "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путём размещения соответствующей информации на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
Судом установлено, что региональным оператором в средствах массовой информации опубликована оферта о заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, в соответствии с условиями которой ответчик заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с любым физическим лицом, зарегистрированным на территории Северо-Восточной зоны деятельности Регионального оператора по Курской области: г.Курска, г.Щигры, Горшеченского района, Золотухинского района, Касторенского района, ФИО2 района, Мантуровского района, Поныровского района, Советского района, Солнцевского района, Тимского района, Черемисиновского района, Щигровского района.
Моментом полного принятия предложения исполнителя заключить договор в соответствии с п.п. 1, 3 ст.438 ГК РФ, постановлением Правительства РФ N1156 "Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2018 года N 641" является направление Потребителем в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО заявки потребителя и необходимых документов.
Публичная оферта о заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО опубликована ответчиком в выпуске газеты Курская правда от 2 ноября 2018 года, что свидетельствует о заключении между собственниками домовладений и ответчиком публичного договора на оказание услуги по обращению с ТКО, в соответствии с которым ответчик является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для собственников жилых домов.
Во исполнение требований федерального законодательства постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N354 утверждены Правила, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта и при их отсутствии, порядок перерасчёта размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
В соответствии с положениями п. 14 ч.1 ст. 15 и п. 24 части 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе по раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на соответствующих территориях муниципальных районов.
В соответствии со ст. 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований (с учётом особенностей их исполнения на территории сельских поселений) отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ). Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО).
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путём принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Обязанности регионального оператора определены пунктом 5.1.1. типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (публичная оферта опубликована в газете "Курская правда" от 2 ноября 2018 года), а именно "принимать ТКО в объёме и в месте, которые определены настоящим договором".
В соответствии с договором складирование ТКО потребителями осуществляется в местах, определённых органами местного самоуправления (п. 2.2).
В силу пункта 9 Правил N1156 "Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N641" потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприёмных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие ёмкости, предоставленные региональным оператором (пункт 1 Правил N1156).
Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21, предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъёмниками для подъёма контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Абзацем 2 п. 15 СанПиН 2.1.3684-21 допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
Контейнерная площадка, соответствующая требованиям, указанным в СанПиН 2.1.3684-21, на территории ул.Рябиновая д.Халино отсутствует.
Между тем, 15 июня 2021 года администрация Клюквинского сельсовета Курского района Курской области уведомила АО "САБ по уборке г. Курска" об определении места складирования ТКО для жителей ул.Рябиновая д.Халино.
Согласно комиссионно составленному акту об определении технического состояния контейнера и места размещения контейнера от 9 сентября 2021 года по адресу: "адрес", установлен 1 (один) евроконтейнер для сбора ТКО объёмом 1, 1 куб.м. Контейнер расположен у обочины дороги у края проезжей части, с асфальтированным покрытием.
В соответствии с пунктами 13, 14 Правил обращения с ТКО, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N1156, региональный оператор несёт ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО.
Пунктом 148 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 6 мая 2011 года N354 также предусмотрено, что региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО.
В пункте 148 (22) Правил N354 определено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО, в том числе обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги; производить в установленном настоящими Правилами порядке расчёт размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчёт размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) перерывами, превышающими допустимую продолжительность за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Правильно определив характер спорных отношений, а также закон, подлежащий применению (положения статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 6 мая 2011 года N 354), суд первой инстанции, установив факт заключения между сторонами договора оказания услуг по обращению с ТКО, добросовестное исполнение ответчиком обязанностей по договору, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился, отвергнув доводы стороны истца, касающиеся установки контейнера с нарушением законодательства, в частности не соблюдения ответчиком требований, предусмотренных санитарными нормами и правилами, обоснованно указав при этом на отсутствие у ответчика АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накполения ТКО.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что судом оставлены без внимания доводы о не проживании истца по указанному в иске адресу, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, по указанным в решении суда основаниям.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании кассатором норм материального права и процессуального законодательства, по существу направлены на иную оценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и исследованных доказательств, которым в апелляционном определении дана надлежащая оценка.
Оснований ставить под сомнение выводы судов первой и апелляционной инстанций не усматривается, поскольку они сделаны по итогам оценки материалов дела при всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, судами была произведена полно и всесторонне по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы процессуального права нарушены не были. Исходя из установленных фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
С учетом изложенного, судебная коллегия суда кассационной инстанции приходит к выводу о том, что доводы заявителя кассационной жалобы по настоящему делу не подтверждают нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Промышленного районного суда города Курска от 5 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 7 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Хасаева Руслана Сайдумовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.