Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Вербышевой Ю.А. и Курдюковой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" в интересах неопределенного круга лиц к товариществу собственников жилья "Лазурь" о понуждении к организации места накопления твердых бытовых отходов и его содержанию, по кассационной жалобе товарищества собственников жилья "Лазурь" на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 24 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 8 июня 2022 г, заслушав доклад судьи Вербышевой Ю.А, объяснения представителя заявителя Епифанова О.В, поддержавшего доводы жалобы,
УСТАНОВИЛА:
администрация Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к товариществу собственников жилья "Лазурь" (далее - ТСЖ "Лазурь") о понуждении к организации места накопления твердых бытовых отходов и его содержанию. Требования мотивированы тем, что согласно положению об администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 г. N администрация района осуществляет полномочия органа местного самоуправления по защите прав потребителей в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг и иных сферах в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Специалистами отдела благоустройства администрации района осуществлен осмотр территории по адресу: "адрес". Осмотром установлено, что на прилегающих к домам территориях по указанным адресам контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) не оборудованы в соответствии с требованиями действующего законодательства, такие площадки не включены в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования "Город Саратов", а также отсутствуют в схеме расположения мест (площадок) накопления ТКО общего пользования города Саратова. Управляющей организацией в данном доме является ТСЖ "Лазурь", которой не организовано оборудование придомовых территорий контейнерными площадками для сбора и вывоза ТКО. Просили суд обязать ТСЖ "Лазурь" в течение двух месяцев организовать места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома по адресу: "адрес", а также обеспечить его содержание.
Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 24 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 8 июня 2022 г, исковые требования удовлетворены. Суд обязал ТСЖ "Лазурь" в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать место сбора и вывоза твердых бытовых отходов у многоквартирного дома по адресу: "адрес" а также обеспечить его содержание.
В кассационной жалобе ТСЖ "Лазурь" просит отменить состоявшиеся судебные постановления. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не дана оценка представленным доказательствам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что ТСЖ "Лазурь" является управляющей организацией в многоквартирном доме по адресу: "адрес"
Из акта проверки администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" от 1 ноября 2021 г. следует, что на территории, прилегающей к многоквартирному дому по адресу: "адрес", не оборудована контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов, такая площадка не включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования "Город Саратов", а также отсутствует в схеме расположения мест (площадок) накопления ТКО общего пользования города Саратова
По сведениям Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Город Саратов" от 10 ноября 2021 г. заявки ТСЖ "Лазурь" на согласование места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в комитет не поступали.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 8, 13.4 "Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, суд исходил из того, что доказательств исполнения обязанности по организации места накопления твердых бытовых отходов и их содержанию при управлении многоквартирным домом по адресу: "адрес", ответчиком не предоставлено.
При проверке состоявшегося по делу решения суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебной коллегией областного суда в качестве новых доказательств, необходимых для установления юридически значимых обстоятельств по делу, приняты ответ комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" от 3 июня 2022 г, ответ администрации Октябрьского района города Саратова, сообщение СПГЭС от 6 июня 2022 г, согласно которым место (площадка) накопления ТКО по адресу: "адрес", является бесхозяйной. Контейнеры по указанному адресу установлены в 2018 года в начале работы Саратовского регионального оператора АО "Ситиматик" на территории МО "Город Саратов" в целях обеспечения населения услугой по обращению с ТКО в переходный период и в целях недопущения образования несанкционированных свалок.
В весенний период 2022 года при внедрении раздельного накопления ТКО на территории муниципального образования "Город Саратов" контейнеры были заменены на контейнеры двух типов (цветов): для смешанных отходов (серые) и для вторсырья (жёлтые). Данные контейнеры являются имущественной частью казны муниципального образования "Город Саратов" и поставлены на балансовый учёт администрации Октябрьского района.
По мере создания мест (площадок) накопления ТКО на обслуживаемых, территориях организациями осуществляющими управление многоквартирными домами, контейнеры, расположенные по адресу: "адрес" будут вывезены и использованы на иных территориях, где согласно действующему законодательству у администрации МО "Город Саратов" имеется обязанность обеспечения местами (площадками) накопления ТКО.
Поскольку многоквартирный дом по указанному выше адресу находится под управлением ТСЖ "Лазурь", то именно ТСЖ обязано организовать места накопления твердых коммунальных отходов обслуживаемого многоквартирного дома, надлежащим образом содержать контейнерную площадку.
Доводы ответчика о том, что площадь земельного участка под спорным многоквартирным не позволяет обустроить в его границах контейнерную площадку, признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора ТБО за границами земельного участка под многоквартирным домом. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под многоквартирным домом, ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора. При этом нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за многоквартирным домом, не освобождает ТСЖ от обязанности по ее содержанию.
Судебной коллегией отмечено, что сам факт заключения ТСЖ "Лазурь" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не снимает с управляющей организации обязанности по организации (созданию) и содержанию площадки накопления ТКО для многоквартирного дома.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда первой и апелляционной инстанции основанными на правильно установленных обстоятельствах по делу и правильном применении норм материального права и соблюдении процессуального закона.
Доводы о невозможности установки контейнерной площадки на земельном участке ТСЖ "Лазурь" обоснованными признаны быть не могут, поскольку сам по себе факт отсутствия возможности организации площадки места сбора ТКО на земельном участке, сформированном под многоквартирным домом, не освобождает управляющую организацию - ТСЖ "Лазурь" от обращения в орган местного самоуправления для согласования места размещения такой площадки за пределами сформированного земельного участка под многоквартирный дом, и организации самой площадки места накопления ТКО.
Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 N 3, установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
При этом допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.
Таким образом, с учетом приведенных положений постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3, ответчик не лишен возможности согласовать с уполномоченным органом также и иное размещение контейнерных площадок, отличное от нормативно установленных.
Приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах, иную оценку доказательств.
Данные доводы не могут служить основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку применительно к положениям части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 24 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 8 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Лазурь" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.