Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Филатовой В.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании 24 октября 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Лескова Юрия Юрьевича к Государственному унитарному предприятию "Московский метрополитен" о признании незаконным приказа, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Государственного унитарного предприятия "Московский метрополитен"
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 мая 2022 года по гражданскому делу N33-14207/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав пояснения представителя ответчика Государственного унитарного предприятия "Московский метрополитен" Мироновой М.Г, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Лесков Ю.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию "Московский метрополитен" (далее - ГУП "Московский метрополитен") о признании незаконным приказа, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда.
Решением Железнодорожного городского суда Московской области от 16 декабря 2021 года исковые требования Лескова Ю.Ю. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 мая 2022 года решение Железнодорожного городского суда Московской области от 16 декабря 2021 года отменено. Принято по делу новое решение, которым признаны незаконными приказы ГУП "Московский метрополитен" N 286/Л от 12 июля 2021 года и 306/Л от 3 сентября 2021 года; на ответчика возложена обязанность допустить Лескова Ю.Ю. к работе в должности старшего кладовщика Центра хозяйственного обеспечения отдела рабочего снабжения ГУП "Московский метрополитен" с 11 мая 2022 года; взыскать с ГУП "Московский метрополитен" в пользу Лескова Ю.Ю. средний заработок за время отстранения от работы за период с 16 июля 2021 года по 11 мая 2022 года в размере 401 020 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, судебные расходы в размере 45000 рублей.
В поданной кассационной жалобе ГУП "Московский метрополитен" просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, указывая на законность отстранения работника, ввиду его отказа от вакцинации, не представления медицинских противопоказаний.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи, выслушав участника процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом N1295/Л от 24.10.2016 г. Лесков Ю.Ю. принят на работу в ГУП "Московский метрополитен" на должность подсобный рабочий, на основании трудового договора N110/ТД от 24.10.2016 г.
Дополнительным соглашением от 11.08.2020 г. к трудовому договору от 24.10.2016 г. N110/ТД Лесков Ю.Ю. переведен на должность старшего кладовщика в Склад Центра хозяйственного обеспечения.
Согласно приказу ГУП "Московский метрополитен" NУД-07-2287/21 от 24.06.2021 г. "О мерах по реализации в ГУП "Московский метрополитен" постановления Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 15.06.2021 г. N1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", в случае, если работники не получили первый компонент профилактической прививки или однокомпонентную вакцину от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в срок до 15.07.2021 г, а второй компонент профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в срок до 15.08.2021 г. начальнику службы кадров ГУП "Московский метрополитен", директорам филиалов ГУП "Московский метрополитен" подготовить проекты приказов об отстранении таких работников от работы, за исключением работников, имеющих противопоказания.
Согласно материалам дела, Лесков Ю.Ю. с вышеуказанным приказом ознакомлен 28.06.2021 г, что подтверждается листом ознакомления.
12.07.2021 г. составлен акт об отказе Лескова Ю.Ю. от подписания обязательства проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), согласно которому Лескову Ю.Ю. было разъяснено, что в случае отказа от вакцинации, не прохождении вакцинации, он будет отстранен от работы с 15.07.2021 г.
На основании служебной записки заместителя начальника отдела рабочего снабжения - начальник Центра хозяйственного обеспечения ГУП "Московский метрополитен" от 12.07.2021 г. издан приказ от 12.07.2021 г. N286/Л об отстранении Лескова Ю.Ю. от работы с 15.07.2021 г. на период эпидемиологического неблагополучия (до устранения обстоятельств, явившихся основание для отстранения, либо до прохождения вакцинации или предоставления справки о медицинских противопоказаниях) без сохранения заработной платы на период отстранения. Работник с приказом ознакомлен.
Приказом ГУП "Московский метрополитен" от 03.09.2021 г. N306/Л о внесении изменений в приказ от 12.07.2021 г. N286/Л "Об отстранении от работы Лескова Ю.Ю." изложено, что отстранение от работы Лескова Ю.Ю. с 16.07.2021 г. без начисления заработной платы, выплатить Лескову Ю.Ю. средний заработок за период отстранения от работы 15.07.2021 г, из расчета среднего дневного заработка за 1 день работы в соответствии с графиком работы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Лескова Ю.Ю, суд первой инстанции пришел к выводу о законности приказа ГУП "Московский метрополитен" от 12.07.2021 N 286/Л "Об отстранении от работы" истца, отсутствия оснований для взыскания заработной платы за время отстранения от работы и компенсации морального вреда.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции исходил из того, что Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционным болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок" утвержден исчерпывающий перечень работ, к которым выполняемая Лесковым Ю.Ю. работа не относится.
При этом отметил, что ответчик, как работодатель, не имеет полномочий обязывать своих работников пройти профилактические прививки, так как в силу положений части 2 статьи 11 Федерального. закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, указав на наличие в действиях ГУП "Московский метрополитен" принуждения истца к вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Полагал, что главные санитарные врачи регионов не вправе обязывать работодателей организовать вакцинацию сотрудников, тем более обеспечить определенный процент охвата сотрудников организаций или предприятий профилактической вакцинацией.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции не основанными на подлежащих применению нормах материального права.
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Трудового Кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе, имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
Перечень оснований для отстранения работника от работы приведен в статье 76 Трудового Кодекса Российской Федерации, согласно абзацу 7 части 1 данной нормы трудового права работодатель обязан отстранить работника от работы по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (абзац 8).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (абзац 9).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" подразумевает деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абзац 2); разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (абзац 3).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В соответствии с подпунктами 1, 4, 5 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя организацию и проведение проверок выполнения юридическими лицами, а также гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения, а также выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главный государственный санитарный врач при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделен полномочием выносить мотивированное постановление о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний.
В силу п. 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Согласно пунктам 4.1, 4.2 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19 групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага (организации, транспортные средства, местожительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19; разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов); проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваториях в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19 при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения); дезинфекцию; экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска; профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях; соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19 и находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (п. 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66).
Работники транспорта отнесены к приоритету второго уровня.
В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 постановления Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 15 июня 2021 года N 1 указано обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в частности, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отдельных сферах, в том числе, в сфере транспорта общего пользования, такси.
В соответствии с пунктом 2 данного постановления на руководителей организаций, осуществляющих деятельность на территории г. Москвы, в сферах, установленных в пунктом 1 данного постановления, предписано в срок до 15 июля 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 августа 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников.
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции не принял во внимание вышеприведенные нормы, сославшись на добровольность согласия гражданина на медицинское вмешательство, неправомерность принуждения со стороны ответчика к вакцинации против новой коронавирусной инфекции, отсутствие полномочий у главных государственных санитарных врачей на указания обязательности вакцинации, выполнения Лесковым Ю.Ю. работы, не отнесенной к перечню работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционным болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом исковых требований Лескова Ю.Ю, содержащего признание факта отказа от вакцинации, их обоснования, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права, обстоятельствами, имеющими значение для дела, являлись: установление факта осуществления деятельности ГУП "Московский метрополитен" в организации, поименованной в постановлении Главного государственного санитарного врача по г. Москве, осуществление деятельности истца в ГУП "Московский метрополитен" на основании трудового договора, наличие отказа работника от вакцинации, наличие медицинских противопоказаний против вакцинации, представление медотвода работодателю.
Вместе с тем, указанные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, суд апелляционной инстанции не установил, нормы материального права, подлежащие применению, не применил.
В связи с вышеизложенным, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 мая 2022 года нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на правильность разрешения заявленного спора, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, в связи с чем подлежит отмене с направлением гражданского дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить заявленные требования в соответствии с подлежащими применению к спорным правоотношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 мая 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.