Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Филатовой В.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании 24 октября 2022 года гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Центр занятости населения Саранский" к Серебряковой Элине Валерьевне о взыскании незаконно полученного пособия по безработице
по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Центр занятости населения Саранский"
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 24 мая 2022 года по гражданскому делу N 33-825/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Центр занятости населения Саранский" (далее по тексту - ГКУ РМ "Центр занятости населения Саранский") обратился в суд с иском к Серебряковой Элине Валерьевне о взыскании незаконно полученного пособия по безработице.
Решением Ленинского районного суда г. Саранская Республики Мордовия от 7 февраля 2022 года исковые требования ГКУ РМ "Центр занятости населения Саранский" удовлетворены: с Серебряковой Э.В. в пользу ГКУ РМ "Центр занятости населения Саранский" взыскано незаконно полученное пособие по безработице в сумме 60565 руб. 16 коп, государственная пошлины в размере 2016 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 24 мая 2022 года решение Ленинского районного суда г. Саранская Республики Мордовия от 7 февраля 2022 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В поданной кассационной жалобе ГКУ РМ "Центр занятости населения Саранский" просит отменить принятый судебный акт апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, указывая на наличие оснований для взыскания с ответчика незаконно полученных денежных средств в виде пособия по безработице, поскольку скрыла факт трудоустройства в автономной некоммерческой организации по поддержке материнства и детства "Мама и ребенок", что свидетельствует о недобросовестности ответчика.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, 30 января 2020 г. Серебрякова Э.В. обратилась в ГКУ РМ "ЦЗН Саранский" с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. К указанному заявлению были приложены необходимые документы.
Согласно карточке персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, от 30 января 2020 г. NY89479 последним местом работы Серебряковой Э.В. является ООО "Центр развития квалификации".
Приказом ГКУ РМ "ЦЗН Саранский" от 6 февраля 2020 г. N 1190 Серебрякова Э.В. признана безработной с 30 января 2020 г, ей назначено пособие по безработице, установлен период выплаты пособия по безработице 6 месяцев с 30 января 2020 г. по 29 июля 2020 г.
Приказом ГКУ РМ "ЦЗН Саранский" от 28 июля 2020 г. N 17097 прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработной Серебряковой Э.В. с 30 января 2020 г, в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.
Согласно материалам дела, приказом ГКУ РМ "ЦЗН Саранский" от 28 июля 2020 г. N 17098 Серебрякова Э.В. снята с регистрационного учета с 30 января 2020 г, в связи с попыткой получения, либо получения пособия по безработице обманным путем.
1 июля 2021 г. ГКУ РМ "ЦЗН Саранский" в адрес Серебряковой Э.В. направлено требование (претензия) о возврате незаконно полученного пособия по безработице, которое оставлено без удовлетворения.
Как следует из выписки Единого государственного реестра юридических лиц АНО "МИР", зарегистрированного в качестве юридического лица 18 апреля 2019 года, Серебрякова Э.В. является единственным учредителем, которая 19 апреля 2019 года заключила сама с собой как физическим лицом договор о безвозмездной добровольческой деятельности по выполнению функций председателя АНО "МИР".
Согласно сведений о доходах Серебряковой Э.В. за 2020 год, представленных Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г.Саранска, какого-либо дохода от своей деятельности в автономной некоммерческой организации по поддержке материнства и детства "Мама и ребенок" Серебрякова Э.В. не получала, согласно представленной бухгалтерской и налоговой отчетности доходов у автономной некоммерческой организации по поддержке материнства и детства "Мама и ребенок" не имеется.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 8 декабря 2020 г, оставленным без изменения определением Верховного Суда Республики Мордовия от 2 марта 2021 г. и определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 августа 2021 г, иск Серебряковой Э.В. к ГКУ РМ "ЦЗН Саранский" о признании незаконным и отмене приказа N 17097 от 28 июля 2020 г, признании незаконным и отмене приказа ГКУ РМ "Центр занятости населения Саранский" N 17098 от 28 июля 2020 г, о возложении обязанности продолжить учет в качестве безработной, а также выплачивать пособие по безработице, оставлен без удовлетворения.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 ГК РФ).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности, в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан государственных пособий и льгот.
Следовательно, к спорным отношениям подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 ГК РФ о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан (абзац третий пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Согласно абзацу 8 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не могут быть признаны безработными граждане, перечисленные в статье 2 настоящего закона, в частности являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (пункты 1, 2, 3 статьи 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Согласно подпункту 6 пункта 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" деятельность государственной службы занятости населения, в числе прочего направлена на осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов, если заявитель не представил указанные сведения по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 6 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891, государственные учреждения службы занятости населения также вправе направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.
Таким образом, положения Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", а также утвержденные уполномоченными органами исполнительной власти Правила (Порядок) регистрации безработных граждан для реализации права граждан на получение пособия по безработице и иных мер социальной поддержки предусматривают определенные организационно-учетные правила, направленные на исключение злоупотребления этим правом со стороны граждан, и предоставляют органам службы занятости право осуществления контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ГКУ РМ "ЦЗН Саранский", суд первой инстанции исходил из того, что Серебряковой Э.В. при постановке на регистрационный учет в качестве безработной, ввиду недобросовестных действий о сокрытии данных о ее занятости в качестве учредителя АНО "МИР", незаконно получено пособие по безработице в сумме 60565 руб. 16 коп.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований ГКУ РМ "ЦЗН Саранский" о взыскании с Серебряковой Э.В. неправомерно полученных сумм пособия по безработице, суд апелляционной инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств недобросовестности со стороны ответчика при получении пособия по безработице.
Суд апелляционной инстанции верно исходил из того, что факт несообщения истцом при обращении в ГКУ РМ "ЦЗН Саранский" о том, что она является председателем и единоличным учредителем автономной некоммерческой организации по поддержке материнства и детства "Мама и ребенок", от деятельности которого дохода не имеет, не свидетельствует об ее умысле на предоставление заведомо недостоверных сведений. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о недобросовестности действий Серебряковой Э.В, в материалах дела не имеется.
Невыполнение ГКУ РМ "ЦЗН Саранский" возложенных на него полномочий межведомственного информационного взаимодействия с соответствующими органами и организациями при разрешении вопроса о признании Серебряковой Э.В. безработной и назначении ей пособия по безработице привело к выплате ответчику указанного пособия, в то время как проверка обоснованности назначения таких выплат возложена на истца.
В судебном постановлении приведено толкование норм материального права (статей 1102, 1109, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891, постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 г. N 1909), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные ГКУ РМ "Центр занятости населения Саранский" в кассационной жалобе доводы о наличии недобросовестности ответчика, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенным в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемом судебном акте, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 24 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Центр занятости населения Саранский" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.