Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Матросовой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 5 сентября 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Отставновой Н.Е. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Пензенской области о признании решения Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Пензенской области незаконным, об установлении факта постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, о досрочном назначении пенсии по старости, по кассационной жалобе Отставновой Н.Е. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 19 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Отставнова Н.Е. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Пензенской области о признании решения Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Пензенской области незаконным, об установлении факта постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, о досрочном назначении пенсии по старости.
Решением Ленинского районного суда города Пензы от 27 апреля 2022 года установлен факт проживания Отставновой Н.Е. с 26 апреля 1986 года по 31 августа 1987 года; с 26 января 1989 года по 11 февраля 1989 года; с 2 июля 1990 года по 29 июля 1990 года; с 25 февраля 1991 года по 30 апреля 1991 года в городе Никольске Пензенской области.
Признано незаконным решение Отделения Пенсионного фонда России по Пензенской области от 29 октября 2021 года об отказе в установлении Отставновой Н.Е. досрочной пенсии по старости, с учетом снижения возраста за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Признано за Отставновой Н.Е. право на назначение досрочной пенсии по старости, с учетом снижения возраста за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом выхода на пенсию на 3 года, то есть с 52 лет.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области возложена обязанность назначить Отставновой Н.Е. досрочную пенсию по старости с учетом снижения возраста за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом на 3 года, с даты возникновения права, с 9 ноября 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 19 июля 2022 года решение Ленинского районного суда города Пензы от 27 апреля 2022 года, с учетом определения об исправлении описки от 6 мая 2022 года, в части удовлетворения исковых требований об установлении факта постоянного проживания Отставновой Н.Е. с 26 января 1989 года по 11 февраля 1989 года, с 2 июля 1990 года по 29 июля 1990 года, с 25 февраля 1991 года по 30 апреля 1991 года в городе Никольске Пензенской области, признании за Отставновой Н.Е. права на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения возраста выхода на пенсию за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом на 3 года; признании незаконным решения ОПФР по Пензенской области от 29 октября 2021 года, о возложении обязанности на ОПФР по Пензенской области назначить Отставновой Н.Е. досрочную пенсию по старости с учетом снижения возраста за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом на 3 года, с даты возникновения права с 9 ноября 2021 года, отменено.
В отмененной части принято новое решение, которым Отставновой Н.Е. в установлении факта постоянного проживания с 26 января 1989 года по 11 февраля 1989 года, с 2 июля 1990 года по 29 июля 1990 года, с 25 февраля 1991 года по 30 апреля 1991 года в городе Никольске Пензенской области, возложении обязанности на ОПФР по Пензенской области досрочно назначить пенсию по старости с учетом снижения возраста за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом на 3 года, то есть с 9 ноября 2021 года, отказано.
Признано за Отставновой Н.Е. право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения возраста выхода на пенсию за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом на 2 года, то есть с 53 лет.
Признано незаконным решение ОПФР по Пензенской области от 29 октября 2021 года в части признания за истцом права на досрочное установление ей пенсии по достижении 54 лет. В остальной части решение пенсионного органа оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отставнова Н.Е. просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 19 июля 2022 года отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, в связи с допущенными судом нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность апелляционного определения по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судебной коллегией по гражданским делам не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона.
Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьей 35 настоящего Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлены в статье 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1.
В соответствии с абзацем 2 указанной статьи, гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона.
Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Согласно части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
При этом условия назначения пенсии по старости указанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.
Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиоактивного влияния на организм человека (уровень радиационного загрязнения соответствующей территории и длительности постоянного проживания (работы) на ней).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.
Согласно статье 34 приведенного Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 данного Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из пункта 7 части 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного распоряжением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 года N 557-р, город Никольск Пензенской области был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27 октября 2021 года Отставнова (до заключения брака Елистратова) Н.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ОПФР по Пензенской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости с учетом снижения возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
На основании решения ОПФР по Пензенской области от 29 октября 2021 года Отставновой Н.Е. отказано в досрочном установлении пенсии по старости с учетом снижения возраста, предусмотренного Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", по причине отсутствия права, поскольку установленный факт ее постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 24 июля 1991 по 31 января 1998 года (6 лет 6 месяцев 8 дней) дает право на снижение возраста выхода на пенсию на 1 год, то есть с 54 лет.
Не согласившись с решением пенсионного органа, Отставнова Н.Е. обратилась в суд с исковым заявлением об установлении факта постоянного проживания в городе Никольске Пензенской области с 26 апреля 1986 года по 31 августа 1987 года, являющимся периодом учебы в школе, с 26 января 1989 года по 11 февраля 1989 года, с 2 июля 1990 года по 29 июля 1990 года, с 25 февраля 1991 года по 30 апреля 1991 года - периоды прохождения производственной практики в Никольском Райпотребсоюзе во время обучения в Московском ордена Дружбы народов кооперативном институте Центросоюза.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в заявленные периоды истец постоянно проживала на территории с льготным социально-экономическим статусом, что является основанием для признания за истцом права на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения возраста на 3 года, то есть с 52 лет и возложил на ответчика обязанность досрочно назначить такую пенсию с даты возникновения права - с 9 ноября 2021 года, признав незаконным решение пенсионного органа об отказе в установлении пенсии.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции в части установления факта постоянного проживания Оставновой Н.Е. в зоне в льготным социально-экономическим статусом в периоды с 26 января 1989 года по 11 февраля 1989 года, с 2 июля 1990 года по 29 июля 1990 года, с 25 февраля 1991 года по 30 апреля 1991 года, суд апелляционной инстанции, проанализировав содержание искового заявления, периоды прохождения истцом практики, пришел к выводу об отсутствии достоверных доказательств, подтверждающих факт постоянного проживания Отставновой Н.Е. в оспариваемый период в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку постоянным местом жительства истца в период ее обучения в Саранском филиале Московского ордена Дружбы народов кооперативного института Центросоюза являлся город Саранск.
Судебная коллегия исходила из того, что выезд истца из города Саранска в город Никольск Пензенской области и ее временное непродолжительное пребывание при прохождении производственной практики вне жилого помещения, в котором Отставнова Н.Е. была зарегистрирована в тот период, не дает право на снижение возраста выхода на пенсию, учитывая, что приезжая в населенный пункт на периоды производственной практики истец реализовала свое право на свободу передвижения, что не может рассматриваться как смена места постоянного проживания и порождать либо прекращать права, предоставление которых обусловлено постоянным проживанием и периодическое не проживание истца по месту своей регистрации не свидетельствует о перемене ею места жительства. При этом нормами действующего законодательства предусмотрено постоянное проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, а возможность суммирования периодов проживания при отсутствии постоянного проживания на протяжении 4 лет законом не предусмотрена.
В связи с тем, что льготное пенсионное обеспечение для лиц, проживающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом направлено в первую очередь на социальную защиту тех граждан, которые вследствие проживания на загрязненной территории подверглись испытанному риску радиоактивного вреда и право на досрочное назначение пенсии имеют только те лица, которые постоянно проживали или работали на территориях, отнесенных законодателем к зоне с льготным социально-экономическим статусом, судебная коллегия пришла к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований об установлении факта постоянного проживания в указанные периоды в зоне.
Судебная коллегия, учитывая отсутствие доказательств постоянного проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорные периоды, недостаточное время постоянного проживания истца на такой территории, которое с учетом периода с 24 июля 1991 года по 31 января 1998 года, зачтенного пенсионным органом, и периода с 26 апреля 1986 года по 31 августа 1987 года, учтенного на основании решения суда первой инстанции, составит менее 8 лет - 7 лет 10 месяцев 14 дней, пришел к выводу об отсутствии основания для удовлетворения исковых требований в части уменьшения пенсионного возраста на 3 года, то есть до 52 лет, и назначении пенсии с 9 ноября 2021 года.
Суд апелляционной инстанции, с учетом установленного факта проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 26 апреля 1986 года по 31 августа 1987 года, учтенного решением пенсионного органа периода с 24 июля 1991 года по 31 января 1998 года, исходил из того, что истец имеет право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения возраста выхода на пенсию за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом на 2 года, то есть с 53 лет.
В судебном постановлении приведено толкование норм материального права, в частности, статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статей 7, 13, 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия считает правильными выводы, изложенные в оспариваемом судебном постановлении, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о наличии доказательств фактического проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом в спорный период, повторяют доводы, которые являлись предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом обоснованно не приняты.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 19 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отставновой Н.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.