Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ладейщикова М.В., рассмотрев жалобу законного представителя открытого акционерного общества "Металлист" Вихляева Александра Александровича на вступившее в законную силу постановление судьи Качканарского городского суда Свердловской области от 17 февраля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Металлист",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Качканарского городского суда Свердловской области от 17 февраля 2022 года открытое акционерное общество "Металлист" (далее - ОАО "Металлист", юридическое лицо, Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Определением судьи Свердловского областного суда от 31 марта 2022 года прекращено производство по жалобе защитника Общества на постановление судьи городского суда от 17 февраля 2022 года в связи с пропуском установленного законом срока на подачу жалобы.
Определением судьи Свердловского областного суда от 08 июня 2022 года в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановление судьи городского суда от 17 февраля 2022 года отказано.
В жалобе на вступившее в законную силу постановление судьи городского суда от 17 февраля 2022 года законный представитель Общества просит его отменить, производство по делу прекратить.
11 октября 2022 года дело об административном правонарушении поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, помимо прочего, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктами 1 и 3 статьи 29 Федерального закона N52-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Указом Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4.1 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)").
Пунктом 4.4 СП 3.1.3597-20 (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) определены мероприятия, направленные на "разрыв" механизма передачи инфекции, к которым отнесены: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров; выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Согласно пункту 3.6 СП 3.1.3597-20 подозрительными на COVID-19 являются случаи заболеваний с наличием симптоматики инфекционного заболевания, чаще респираторного характера, или с клиникой внебольничной пневмонии, и эпидемиологическим анамнезом (в связи с прибытием из неблагополучного региона, контактом с человеком с лабораторно подтвержденным диагнозом COVID-19, работой в медицинской организации с пациентами с клиникой респираторных заболеваний, внебольничных пневмоний и иными случаями).
В силу пункта 4.2 СП 3.1.3597-20 эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию с лабораторным обследованием на COVID-19 при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения).
В силу пунктов 6.1, 6.3 СП 3.1.3597-20 целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях. Текущая дезинфекция в очаге (в присутствии больного) осуществляется в течение всего времени болезни. Для текущей дезинфекции следует применять дезинфицирующие средства, разрешенные к использованию в присутствии людей. Столовую посуду, белье больного, предметы ухода обрабатывают способом погружения в растворы дезинфицирующих средств. Гигиеническую обработку рук с применением кожных антисептиков следует проводить после каждого контакта с кожными покровами больного (потенциально больного), его слизистыми оболочками, выделениями, повязками и другими предметами ухода, после контакта с оборудованием, мебелью и другими объектами, находящимися в непосредственной близости от больного. Воздух в присутствии людей следует обрабатывать с использованием технологий и оборудования на основе использования ультрафиолетового излучения (рециркуляторов), различных видов фильтров (в том числе электрофильтров).
Как следует из материалов дела, 17 сентября 2021 года в 16 часов 45 минут ОАО "Металлист", расположенное по адресу: Свердловская область, г. Качканар, промышленная зона 6 квартал, в ходе проверки, проведенной территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, выявлено, что ОАО "Металлист" допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и невыполнении противоэпидемических мероприятий, совершенных при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасности для окружающих, а именно:
- в производственных помещениях, где возможно нахождение двух и более человек отсутствует оборудование для обеззараживания воздуха (бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа) (используется 3 стационарных бактерицидных облучателя размещенных в трех кабинетах);
- не выполняются требования в части необходимости определения контактных лиц 1 и 2 порядка, имевших близкий и не близкий контакт с заболевшими COVID-19;
- на момент проверки (07 сентября 2021 года) запас одноразовых масок составляет 1500 штук, т.е. не обеспечен расчет количества масок, антисептиков и дезинфицирующих средств из расчета смены масок каждые 2 часа на период до 5 дней;
- не организована текущая профилактическая дезинфекция с кратностью обработки контактных поверхностей, перил и дверных ручек каждые 2 часа. Отсутствует график уборки и дезинфекции служебных и административно-бытовых помещений. Не соблюдаются условия хранения дезинфицирующих средств "Део-хлор" и готовых растворов хлорсодержащих веществ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом протокола об административном правонарушении и привлечения судьей городского суда ОАО "Металлист" к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Однако судьей при вынесении обжалуемого постановления не учтены следующие обстоятельства.
Как видно из обстоятельств административного правонарушения, изложенных в постановлении судьи, ОАО "Металлист" признано виновным, в том числе, в том, что не обеспечен расчет количества масок, антисептиков и дезинфицирующих средств из расчета смены масок каждые 2 часа на период до 5 дней, не определяются контактные лица 1 и 2 порядка, имевшие близкий и не близкий контакт с заболевшими COVID-19.
Указом Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года N 100-УГ на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности.
Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса влечет административную ответственность по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
В протоколе от 24 ноября 2021 года ОАО "Металлист" вменено нарушение требований предписаний Качканарского Роспотребнадзора от 10 июня 2021 года N 66-06-17/08-4933-2021, от 11 июня 2021 года N66-06-17/08-5003-2021, от 15 июня 2021 года N 66-06-17/08-5076-2021, от 16 июня 2021 года N 66-06-17/08-5202-2021, от 16 июня 2021 года N 66-06-17/08-5210-2021, от 21 июня 2021 года N 66-06-17/08-5533-2021, от 24 июня 2021 года N 66-06-17/08-5997-2021, а также приложения письма Роспотребнадзора от 02/7376-2020-24 "О направлении рекомендаций по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID 19", а именно: не обеспечен расчет количества масок, антисептиков и дезинфицирующих средств из расчета смены масок каждые 2 часа на период до 5 дней, не определяются контактные лица 1 и 2 порядка, имевшие близкий и не близкий контакт с заболевшими COVID-19.
С учетом этого, действия ОАО "Металлист" в указанной части свидетельствуют о невыполнении обществом правил поведения при введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Свердловской области, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Таким образом, нарушения ОАО "Металлист", касающиеся отсутствия запаса масок, а также не определения контактных лиц 1 и 2 порядка, имевших близкий и не близкий контакт с заболевшими COVID-19, не образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в связи с чем указанные нарушения подлежат исключению.
Исключение указанных обстоятельств из судебного акта не влияет на выводы о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения ОАО "Металлист" административного правонарушения, выразившегося в отсутствии оборудования для обеззараживания воздуха, не проведении профилактическая дезинфекция; отсутствии графика уборки и дезинфекции служебных и административно-бытовых помещений, не соблюдении условий хранения дезинфицирующих средств, подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности судья городского суда правильно квалифицировал действия ОАО "Металлист" по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из указанных положений, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем доказательств того, что ОАО "Металлист" были приняты все зависящие от него необходимые, своевременные и достаточные меры по соблюдению требований законодательства, в материалах дела не содержится.
Данные выводы подтверждаются доказательствами, которые в совокупности являются допустимыми и достаточными для установления вины ОАО "Металлист" в совершении административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии защитника юридического лица, отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, не содержит недостатков, влекущих признание его недопустимым доказательством.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено. Оснований ставить под сомнение установленные по делу обстоятельства не усматривается.
Жалоба не содержит доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся судебных актов. Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Доводы о наличии оснований для переквалификации деяния юридического лица на часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ несостоятельны. С учетом исключения части нарушений из объективной стороны, таких оснований не усматривается, поскольку в остальной части вмененное нарушение, связано с нарушением Обществом законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих. Деяние ОАО "Металлист" получило правильную юридическую квалификацию в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и положениями КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
В постановлении судьи городского суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
Наказание назначено в соответствии с санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ справедливое.
Вопреки доводам жалобы, оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Право ОАО "Металлист" на защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Качканарского городского суда Свердловской области от 17 февраля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Металлист", изменить.
Исключить из постановления судьи указание на допущенные открытым акционерным обществом "Металлист" нарушения в части не обеспечения количества масок, антисептиков и дезинфицирующих средств; не выполнения требования в части необходимости определения контактных лиц 1 и 2 порядка, имевших близкий и не близкий контакт с заболевшими COVID-19.
В остальной части постановление судьи оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции М.В. Ладейщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.