Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-148/2022 по иску прокурора ЗАТО г. Озерска в интересах Исакова Льва Анатольевича к акционерному обществу коммерческий банк "Пойдем!" о взыскании задолженности в виде неполученного районного коэффициента, возложении обязанности, по кассационной жалобе акционерного общества коммерческий банк "Пойдем!" на решение Озерского городского суда Челябинской области от 04 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя акционерного общества коммерческий банк "Пойдем!" Будановой Н.В, настаивавшей на удовлетворении жалобы, прокурора Павлову О.А, полагавшую жалобу необоснованной, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор ЗАТО г. Озерска в интересах Исакова Л.А. обратился в суд с иском к акционерному обществу коммерческий банк "Пойдем!" (далее - АО КБ "Пойдем!", Банк), с учетом уточнения требований, о возложении обязанности произвести начисление и выплату заработной платы Исакову Л.А. с учетом районного коэффициента, установленного для ЗАТО г. Озерска, то есть 1, 3 к заработной плате, взыскании в пользу последнего задолженности в виде неполученного районного коэффициента за октябрь, ноябрь 2020 года, январь, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года в общей сумме 118 777 руб. 70 коп.
В обоснование иска указал, что на основании трудового договора от 10 марта 2017 года N 77/17 Исаков Л.А. трудоустроен в АО КБ "Пойдем!" главным специалистом кредитно-аналитического отдела - Челябинской региональной дирекции в г. Озерске. В соответствии с разделом 4 трудового договора ему установлен районный коэффициент 15 %. В период с октября 2020 года по ноябрь 2020 года, в январе 2021 года, с апреля 2021 года по декабрь 2021 года работодателем начислена и выплачена заработная плата с учетом районного коэффициента 15 %. Не согласившись с данным размером районного коэффициента, Исаков Л.А. обратился с заявлением к работодателю о начислении и выплате зарплаты с учетом районного коэффициента 30 %, установленным для ЗАТО г. Озерска, работодателем отказано в выплате недополученного районного коэффициента.
Решением Озерского городского суда Челябинской области от 04 февраля 2022 года с АО КБ "Пойдем!" в пользу Исакова Л.А. взыскана задолженность в виде недополученного районного коэффициента за октябрь 2020 года, ноябрь 2020 года, январь 2021 года, апрель 2021 года, май 2021 года, июнь 2021 года, июль 2021 года, август 2021 года, сентябрь 2021 года, октябрь 2021 года, ноябрь 2021 года, декабрь 2021 года в размере 118 777 руб. 70 коп.
На АО КБ "Пойдем!" возложена обязанность производить начисление и выплату заработной платы Исакову Л.А. с учетом районного коэффициента, установленного для ЗАТО г. Озерска, то есть 1, 3 к заработной плате, с января 2022 года.
С АО КБ "Пойдем!" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3 575 руб. 55 коп.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 28 июня 2022 года произведен переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции в связи с отсутствием надлежащего извещения ответчика.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 июля 2022 года решение Озерского городского суда Челябинской области от 04 февраля 2022 года отменено.
С АО КБ "Пойдем!" в пользу Исакова Л.А. взыскана задолженность по заработной плате за октябрь, ноябрь 2020 года, январь, апрель, май-декабрь 2021 года в размере 118 777 руб. 70 коп. (до удержания налога на доходы физических лиц).
На АО КБ "Пойдем!" возложена обязанность с января 2022 года производить начисление и выплату заработной платы Исакову Л.А. с учетом районного коэффициента, установленного для ЗАТО г. Озерска - 1, 3.
С АО КБ "Пойдем!" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3 875 руб. 55 коп.
В кассационной жалобе АО КБ "Пойдем!" ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения прокуратуры Челябинской области.
Истец Исаков Л.А. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом кассационного обжалования могут быть только вступившие в законную силу судебные постановления, решение суда первой инстанции, полностью отмененное судом апелляционной инстанции, проверке по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемого судебного постановления.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что Исаков Л.А. с 10 марта 2017 года работает в АО КБ "Пойдем!" главным специалистом кредитно-аналитического отдела - Челябинская региональная дирекция в г. Озерск, в этот же день между сторонами заключен трудовой договор N 77/17.
В соответствии с пунктом 4.2 трудового договора заработная плата сотрудника состоит из должностного оклада, районного коэффициента. Работодатель устанавливает сотруднику должностной оклад в размере 19 000 руб, районный коэффициент в размере 15% от должностного оклада. При этом, размер каждой из указанных частей заработной платы предусмотрен штатным расписанием работодателя как вознаграждение сотрудника при нормальной продолжительности рабочего времени, составляющей 40 часов при пятидневной рабочей неделе.
Пунктом 4.5 трудового договора предусмотрено, что заработная плата выплачивается два раза в месяц в следующем порядке: первая часть заработной платы выплачивается 15 числа текущего месяца в размере 50% от размера должностного оклада установленного штатным расписанием работодателя и пунктом 4.2 трудового договора; вторая часть - выплачивается в последний рабочий день текущего месяца, в сумме заработной платы, начисленной за месяц за вычетом суммы, выданной сотруднику в составе первой части заработной платы и вычетом удержаний, производимых в соответствии с действующим законодательством и трудовым договором.
Дополнительным соглашением от 26 февраля 2021 года к трудовому договору установлено, что заработная плата сотрудника состоит из должностного оклада, районного коэффициента. Работодатель устанавливает сотруднику должностной оклад в размере 19 931 руб, районный коэффициент 15% от должностного оклада.
Согласно ответу администрации Озерского городского округа Челябинской области от 07 июля 2022 года в соответствии с постановлением от 21 ноября 1964 года к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, охраны, торговли и общественного питания, местных органов государственного и хозяйственного управления и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население закрытого города, устанавливается районный коэффициент в размере 1, 3. Районный коэффициент применяется только по подразделениям, находящимся в зоне закрытого города.
В соответствии с ответом ФГУП "Маяк" от 29 июня 2022 года районный коэффициент в размере 1, 3 начисляется работникам подразделений предприятия, находящихся в зоне ЗАТО.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 129, 135, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 1, 5, 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июля 2001 года N 508 "Об утверждении Перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на территориях населенных пунктов", постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 21 ноября 1964 года N 544/32 "Об утверждении районного коэффициента к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и других отраслей народного хозяйства, занятых обслуживанием предприятий и организаций Государственного комитета по среднему машиностроению СССР и Государственного комитета по использованию атомной энергии СССР", пришел к выводу, что местом работы Исакова Л.А. является структурное подразделение АО КБ "Пойдем!" в г. Озерск, которое обслуживает население закрытого административно-территориального образования, однако по трудовому договору районный коэффициент ему установлен не 1, 3, как работникам, обслуживающим население ЗАТО г. Озерск, а 1, 15, как работникам организаций, расположенных в Челябинской области, что является нарушением трудовых прав истца, в связи с чем взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по заработной плате в виде недоплаченного районного коэффициента за октябрь, ноябрь 2020 года, январь, апрель, май-декабрь 2021 года в размере 118 777 руб. 70 коп. и возложил обязанность с января 2022 года производить начисление и выплату заработной платы Исакову Л.А. с учетом районного коэффициента, установленного для ЗАТО г. Озерска - 1, 3.
Определяя размер задолженности по заработной плате, суд апелляционной инстанции руководствовался расчетом истца, произведенным на основании расчетных листков, признав его правильным.
В соответствии со статьями 21 - 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июля 2001 года N 508 "Об утверждении Перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на территориях населенных пунктов" город Озерск Челябинской области является закрытым административно-территориальным образованием.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном статьей 2 настоящего Закона, в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов (далее - организации и (или) объекты), для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан (часть 1).
Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Законом (часть 4).
Частью 1 статьи 7 названного Федерального закона предусмотрено, что проживание и (или) работа граждан в условиях особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании обеспечиваются мерами государственной поддержки.
Меры государственной поддержки включают повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.
Меры государственной поддержки устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
С учетом положений указанного Закона, льготы и меры социальной поддержки направлены на компенсацию условий проживания работающего населения закрытого города в условиях особого режима обеспечения безопасности функционирования и охраны государственной тайны, в связи с непосредственной близостью предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, влекущих установление отдельных ограничений и запретов для проживающих и работающих в этих условиях граждан.
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР и Секретариата ВЦСПС по вопросам труда и заработной платы от 21 ноября 1964 года N 544/32 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и других отраслей народного хозяйства, занятых обслуживанием предприятий и организаций Государственного производственного комитета по среднему машиностроению СССР и Государственного комитета по использованию атомной энергии СССР" установлены районные коэффициенты к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население: а) в закрытых городах, образованных в местах расположения объектов Государственного производственного комитета по среднему машиностроению СССР, независимо от ведомственной подчиненности, в размерах, утвержденных для работников этих объектов; б) подведомственных Государственному производственному комитету по среднему машиностроению СССР, Государственному комитету по использованию атомной энергии СССР, Третьему Главному управлению при Министерстве здравоохранения СССР, органам профсоюза рабочих среднего машиностроения, специальных прокуратур, специальных судов, находящихся в местах расположения предприятий и строительств Государственного производственного комитета по среднему машиностроению СССР и Государственного комитета по использованию атомной энергии СССР, в размерах, утвержденных для работников этих объектов, с учетом повышения их за работу в высокогорных, пустынных и безводных местностях.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда апелляционной инстанции о том, что местом работы Исакова Л.А. является структурное подразделение АО КБ "Пойдем!" в г. Озерск, которое обслуживает население закрытого административно-территориального образования, в связи с чем у истца имеется право на получение заработной платы, увеличенной на районный коэффициент 1, 3, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленными судом, и приведённому правовому регулированию.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, характер спорного правоотношения, к которому применил нормы материального права, его регулирующие, выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы о том, что размер районного коэффициента в Челябинской области составляет 1, 15 (15%); постановление Государственного комитета Совета Министров СССР и Секретариата ВЦСПС по вопросам труда и заработной платы от 21 ноября 1964 года N 544/32 не применимо к Банку, являющемуся коммерческой организацией; указанное постановление не предусматривает установление районного коэффициента работникам всех организаций, расположенных на территории ЗАТО; для коммерческой организации обязательными являются только районные коэффициенты, установленные федеральным законодательством; актуальное федеральное законодательство не содержит указаний на размер районного коэффициента равный 1, 3 (30 %), а, следовательно, ответчику не может вменяться обязанность применять его в данном размере при начислении заработной платы работникам; Банк не обязан применять районный коэффициент для начисления заработной платы работникам в размере большем, чем 1, 15 (15 %), в силу того, что Банк не является бюджетной организацией; текст постановления Государственного комитета Совета Министров СССР и Секретариата ВЦСПС по вопросам труда и заработной платы от 21 ноября 1964 года N 544/32 не содержит сведений о конкретном размере районного коэффициента; письмо Госкомтруда СССР от 25 ноября 1964 года, на которое ссылается администрация Озерского городского округа Челябинской области, и ответ ФГУП "Маяк" о размере районного коэффициента источниками права не являются; согласно письму Минтруда России от 26 ноября 2012 года N 11-4/660 Банк может, но не обязан начислять районный коэффициент в повышенном размере; районный коэффициент начисляется на заработок не свыше 300 руб. в месяц, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, поскольку основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорному правоотношению законодательства, фактических обстоятельств, вследствие чего не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Указанные доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание правильности выводов суда апелляционной инстанции об установленных им обстоятельствах и правильности применения судом норм материального права. Между тем, при рассмотрении данного спора судом апелляционной инстанции нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР и Секретариата ВЦСПС по вопросам труда и заработной платы от 21 ноября 1964 года N 544\32сс "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и других отраслей народного хозяйства, занятых обслуживанием предприятий и организаций Государственного производственного комитета по среднему машиностроению СССР и Государственного комитета по использованию атомной энергии СССР" не признано утратившим силу, не противоречит положениям Трудового кодекса Российской Федерации и потому в соответствии со статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит применению при регулировании трудовых правоотношений.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества коммерческий банк "Пойдем!" - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.