Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5591/2022 по иску Бродецкого Сергея Викторовича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области о признании решения незаконным, обязании рассмотреть заявление, по кассационной жалобе Бродецкого Сергея Викторовича на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 07 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 29 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бродецкий С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда по Тюменской области (далее по тексту - ОПФР по Тюменской области) в котором просил признать незаконным решение от 21 января 2022 года об отказе в досрочном назначении пенсии в части установления срока выхода на пенсию и рассмотрения периода службы по пункту N 6, обязать ответчика рассмотреть заявление от 17 января 2022 года в установленные сроки в соответствии с законодательством Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации и ранее вынесенными судебными решениями.
Исковые требования мотивированы тем, что он 17 января 2022 года обратился в ОПФР по Тюменской области с заявлением о досрочном назначении пенсии с 13 февраля 2022 года, в чём ему было отказано, разъяснено, что право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возникнет у него в возрасте 58 лет 8 месяцев, т.е. с 13 апреля 2024 года, с чем он не согласен. В страховой стаж засчитывается наравне с иными периодами работы период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1. Соответственно на территориях РКС в страховой стаж периоды службы засчитываются наравне с периодами работы.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 07 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 29 августа 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Бродецкий С.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Центрального районного суда г. Тюмени от 15 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 декабря 2021 года, в удовлетворении исковых требований Бродецкого С.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области (далее по тексту - УПФР в г. Тюмени) о признании незаконным решения УПФР в г. Тюмени N Б-216-640-21 от 15 февраля 2021 года об отказе во внесении изменений в индивидуальный лицевой счет и зачете периода службы в таможенных органах с 05 мая 1998 года по 27 марта 2001 года в специальный (северный) страховой стаж, возложении обязанности включить период его службы в таможенных органах с 05 мая 1998 года по 27 марта 2001 года в специальный (северный) страховой стаж, возложении обязанности присвоить статус предпенсионера с 13 августа 2020 года и установить срок выхода на пенсию с 13 февраля 2022 года, отказано.
Указанными судебными постановлениями установлено, что 18 января 2021 года Бродецкий С.В, "данные изъяты" года рождения, обратился к УПФР в г. Тюмени с заявлением о внесении изменений в его индивидуальный лицевой счет и зачете периода службы в таможенных органах в льготный стаж.
Письмом УПФР в г. Тюмени от 15 февраля 2021 года в удовлетворении его заявления отказано, разъяснено со ссылкой на подпункт 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28 января 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", что суммирование иных периодов, включая приравненную к военной службу, и стажа работы на Крайнем Севере в целях досрочного назначения пенсии по старости действующим пенсионным законодательством не предусмотрено. Кроме того, отмечено, что порядок исчисления стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, урегулирован Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2020 года N 516. Данными правилами зачет периодов военной службы и приравненной к ней службе, включая службу в органах таможни, в "северный" стаж работы не предусмотрен.
По сведениям Тюменской таможни Бродецкий С.В. с 05 мая 1998 года по 27 марта 2001 года проходил службу в Новоуренгойской таможне и ему в указанный период выплачивались районный коэффициент и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера.
Как следует из справки N 108 от 12 октября 2020 года, выданной Федеральной таможенной службой, выслуга лет на пенсию Бродецкого С.В. в таможенных органах Российской Федерации, составляет 10 лет 08 месяцев 12 дней, льготная - 3 года 10 месяцев 0 дней, всего 14 лет 06 месяцев 15 дней.
17 января 2022 года истец обратился с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера, в чем ему было отказано решением от 21 января 2022 года, разъяснено, что стаж его работы в районах Крайнего Севера составил 13 лет 01 месяц 25 дней, что дает право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в 58 лет 8 месяцев. При этом ответчик не включил в указанный стаж период прохождения истцом службы в таможенных органах.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 12, 32, 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", разъяснениями, изложенными в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходил из того, что положениями законодательства не предусмотрено право на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, независимо от того, где проходила данная служба.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов нижестоящих инстанций соглашается, поскольку они основаны на правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.
Из положений пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ следует, что период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, а также исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
Данные Правила не предусматривают включение в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы.
Периоды прохождения военной службы включаются в страховой стаж, но не могут быть включены в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", что следует как из ранее действующего законодательства, так и из законодательства, действующего в настоящее время.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 24 сентября 2012 года N 1505-О и др, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Приведенные Бродецким С.В. в кассационной жалобе доводы о том, что им не оспаривается утверждение пенсионного органа об отсутствии у него оснований для назначения пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", нарушение пенсионного органа при рассмотрении заявления заключалось в том, что оно не было рассмотрено в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неправильном понимании норм законодательства. Поскольку Бродецкий С.В. обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, соответственно его заявление подлежало рассмотрению по нормам Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях".
Доводы жалобы Бродецкого С.В. о том, что суд уклонился от рассмотрения спора по существу, указанные нарушения повлияли на исход дела, ему было отказано в учете периода службы в районах Крайнего Севера с 05 мая 1998 года по 27 марта 2001 года в стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, являются необоснованными. Каких-либо требований относительно указанного периода службы истцом заявлено не было.
Новые требования истца о зачете периода службы с 05 мая 1998 года по 27 марта 2001 года в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, возложении обязанности произвести все пенсионные выплаты с 13 февраля 2022 года, компенсации морального вреда не могут быть рассмотрены судом кассационной инстанции, поскольку такими полномочиями суд кассационной инстанции не наделен.
В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 07 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 29 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бродецкого Сергея Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.