Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Шушкевич О.В, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-206/2022 по иску Анисимкова Юрия Леонидовича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии, назначении досрочной страховой пенсии, взыскании недополученной песни, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, по кассационной жалобе Анисимкова Юрия Леонидовича на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 25 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя истца Ворона А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ответчика открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Лычагина А.И, полагавшего разрешение доводов жалобы на усмотрение суда, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Анисимков Ю.Л. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее - ОПФР по Свердловской области, правопреемник Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга), открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), с учетом уточнения о признании незаконным решения ответчика в части отказа в перерасчете страховой пенсии по старости с включением в льготный стаж учебы в училище; определении и назначении трудовой пенсии с учетом ранее действовавшего законодательства; признании незаконным установление страховой пенсии по старости согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ с 25 июля 2019 года, т.к. ранее действовавшее законодательство позволяло включать в льготный стаж периоды обучения и службы в армии; назначении страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с учетом права на уменьшение общеустановленного пенсионного возраста с 60 лет до 57, 4 лет; взыскании недополученной пенсии с 25 июля 2019 года размере 133 600 руб. 10 коп.; взыскании страховой пенсии в размере 14 505 руб. 47 коп. с учетом фиксированной выплаты, с учетом расчета премиальных коэффициентов за поздний выход на пенсию и стажевого коэффициента 0, 56, страховых взносов с 01 января 2015 года, включения в льготный стаж периодов обучения в училище и зачетом неполного льготного стажа, установлении пенсии бессрочно согласно представленному расчету; взыскании судебных расходов в размере 65 000 руб.; взыскании с ОАО "РЖД" компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении с учетом компенсации за задержку выплат с 1990 года в размере 670 393руб. 93 коп.
В обоснование требований указал, что с 25 июля 2019 года является получателем страховой пенсии по старости. При назначении пенсии произведена неправильная оценка пенсионных прав, не истребованы документы об окончании училища, не разъяснено право на досрочную страховую пенсию по старости с учетом его стажа в ОАО "РЖД". Страховая пенсия назначена ниже прожиточного минимума. В перерасчете пенсии отказано. С решением ответчика не согласен, поскольку в стаж не включена учеба в училище с 10 сентября 1976 года по 27 марта 1978 года, не учтены периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя с 2019 года по 2022 год, страховые взносы за период с 2015 года по первое полугодие 2021 года. Неучтенный стаж составляет 4 года 2 месяца, что влияет на размер стажевого коэффициента и коэффициента валоризации. Кроме того, работа в качестве помощника машиниста дает право досрочную пенсию со снижением возраста с 60 лет до 57, 4 лет. В связи с этим расчет пенсии должен производиться с учетом повышающих коэффициентов за поздний выход на пенсию. По его расчету размер пенсии должен составлять 14 505 руб. 41 коп, соответственно, размер недополученной пенсии на дату подачи иска равен 133 600 руб.10 коп. Согласно справке ОАО "РЖД" при увольнении ему не выплачена компенсация за неиспользованный отпуск.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 25 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 июня 2022 года, исковые требования Анисимкова Ю.Л. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Анисимков Ю.Л. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, сведения о причинах неявки не представили, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, выслушав представителей истца и ответчика ОАО "РЖД", судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что имеются основания для отмены обжалуемых судебных постановлений ввиду неправильного применения норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Анисимков Ю.Л, "данные изъяты" года рождения, 10 июня 2019 года обратился в УПФР в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга с целью оказания содействия по заблаговременной подготовке документов, необходимых для назначения пенсии по старости, без указания основания назначения пенсии.
Согласно уведомлению о приеме документов истцом представлены паспорт гражданина Российской Федерации, заявление, справки работодателей, свидетельство о регистрации.
В результате проведенной заблаговременной работы Анисимкову Ю.Л. было рекомендовано представить военный билет, диплом об образовании, справку о заработной плате за 60 месяцев.
Кроме того, 10 июня 2019 года истец был ознакомлен со сведениями индивидуального лицевого счета, указав собственноручно, что с записями лицевого счета согласен.
23 июля 2019 года Анисимков Ю.Л. подал заявление о назначении ему страховой пенсии по старости без указания в заявлении основания для назначения ему пенсии по старости.
Поскольку при подаче заявления истцом были представлены не все документы, ему повторно было предложено представить документы в виде справок о заработной плате и документа об образовании. Однако, запрашиваемые документы истцом не были представлены.
Рассмотрев имеющиеся документы, УПФР в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга 09 августа 2019 года было вынесено решение N 9982498/19 о назначении Анисимкову Ю.Л. страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 25 июля 2019 года, то есть в связи с достижением общеустановленного возраста 60 лет и 6 месяцев с учетом положений Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".
Размер назначенной пенсии по старости составил 8 599 руб. 06 коп, в том числе страховая пенсия в размере 3 264 руб. 87 коп, фиксированная выплата к страховой пенсии по старости в размере 5 334 руб. 19 коп.
Конвертация (оценка) пенсионных прав Анисимкова Ю.Л. по состоянию на 01 января 2002 года произведена по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом общего трудового стажа на 01 января 2002 гола продолжительностью 10 лет 02 месяца 11 дней (отношение имеющегося общего стажа к требуемому - 0, 40788889); заработной платы за период с 01 июля 1984 года по 30 июня 1989 года (фактическое отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате по стране за указанный период составило 1, 295, учтено отношение в максимальном размере 1, 2). Кроме того, при назначении пенсии учтены страховые взносы, имеющихся на индивидуальном лицевом счете истца на дату назначения, за период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года в сумме 83 498 руб. 93 коп.
С учетом вышеуказанных показателей величина индивидуального пенсионного коэффициента Анисимкова Ю.Л. до 01 января 2015 года составила 33, 705; после 01 января 2015 года - 3, 719, итого 37, 424.
В апреле 2020 года в результате уточнения по данным индивидуального (персонифицированного) учета на основании сведений о сумме страховых взносов, которые не были учтены на дату назначения пенсии, произведен перерасчет размера пенсии Анисимкова Ю.Л. исходя из величины индивидуального пенсионного коэффициента 37, 674. Пенсия пересчитана со дня назначения пенсии и установлена в размере 8 620 руб. 87 коп.
С 01 августа 2020 года в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" произведено увеличение индивидуального пенсионного коэффициента Анисимкова Ю.Л. на 0, 870, сумма индивидуального пенсионного коэффициента составила 38, 544, размер пенсии с 01 августа 2020 года составил 8 696 руб. 77 коп.
В соответствии со справкой Эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-Сортировочный от 22 июня 2021 года N 479 Анисимков Ю.Л. работал в качестве помощника машиниста электровоза со 02 июля 1980 года по 03 февраля 1983 года, с 12 июля 1984 года по 22 октября 1985 года, с 04 декабря 1985 года по 11 августа 1987 года, с 03 ноября 1987 года по 10 апреля 1990 года. В справке указано, что в указанные периоды истец работал в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели и неполного рабочего дня не работал; отпуска без сохранения заработной платы не предоставлялись; учебных отпусков не было; на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не находился.
Обращаясь с настоящим иском, Анисимков Ю.Л. ссылался, в том числе на то, что указанный стаж дает ему право на досрочное назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" со снижением общеустановленного пенсионного возраста с 60 лет до 57 лет 04 месяцев и применении в связи с этим премиального коэффициента за поздний выход на пенсию.
Разрешая заявленные истцом требования в части основания назначения пенсии, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которой страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 данной статьи, статьей 25.1 данного закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, исходил из того, что назначение пенсии носит заявительный характер, в заявлении о назначении пенсии по старости истец не указал основание для ее назначения, не представил все необходимые документы, в связи с чем пришел к выводу о том, что его требования о назначении пенсии по старости в соответствии с иными основаниями для такого назначения являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В части требований истца о неверном расчете размера страховой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком правомерно произведен расчет без учета периодов обучения в училище, поскольку документы, подтверждающие данный период, истцом представлены не были.
Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что вариант определения расчетного размера пенсии Анисимкова Ю.Л. по состоянию на 31 декабря 2001 года по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает возможности включения в общий трудовой стаж периодов обучения, такая возможность предусмотрена пунктом 4 статьи 30 указанного закона, однако, исчисление размера пенсии истцу произведено по наиболее выгодному варианту - по пункту 3 статьи 30 названного закона, одновременное применение пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусмотрено.
Суд первой инстанции также проверил произведенный ответчиком расчет размера пенсии Анисимкова Ю.Л. со дня ее назначения с 25 июля 2019 года, с учетом последующих перерасчетов, связанных с уточнением индивидуального пенсионного коэффициента, признав его верным.
Отказывая Анисимкову Ю.Л. в удовлетворении требований о взыскании с ОАО "РЖД" компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении с учетом компенсации за задержку выплат с 1990 года, суд первой инстанции исходил из того, что истцом пропущен срок обращения с данным требованием, отклонив доводы истца о том, что о не выплате компенсации он узнал из справок работодателя, полученных после назначения пенсии, поскольку, не получив окончательный расчет при увольнении, как 03 февраля 1983 гола, так и 10 апреля 1990 года, истец не мог не знать о том, что ему не была выплачена компенсация за неиспользованные отпуска. Кроме того, суд указал, что справки о заработной плате не свидетельствуют о невыплате компенсации за неиспользованные отпуска, а указывают на то, что суммы компенсации не включены в расчет заработка для исчисления пенсии.
Придя к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, суд первой инстанции отказал во взыскании в пользу истца понесенных им судебных расходов в связи с обращением в суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, признав их правильными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и не противоречащими положениям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал на то, что условия труда и характер работы Анисимкова Ю.Л, отраженные в справке Эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-Сортировочный от 22 июня 2021 года N 479, дают право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при наличии такого стажа не менее 12 лет 06 месяцев, тогда как, стаж истца по указанному основанию составляет 07 лет 11 месяцев 29 дней, что недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии.
Также суд апелляционной инстанции сослался на то, что право выхода на досрочную страховую пенсию со снижением возраста в отличие от пунктов 1 и 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" пунктом 5 части 1 статьи 30 указанного закона не предусмотрено; наличие у истца льготного стажа, предусмотренного пунктами 1 и 2 части 1 статьи 30 названного закона в целях применения правил суммирования периодов работ в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", материалами дела не подтверждено.
Не согласившись с судебными постановлениями судов первой и апелляционной инстанций, Анисимков Ю.Л. в кассационной жалобе указывает на то, что суды рассмотрели исковое заявления и апелляционную жалобу формально, не вникая в фактические обстоятельства дела; при назначении пенсии неверно произведена оценка пенсионных прав в соответствии статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", так как ответчик произвел и установилтрудовой стаж без права на досрочный выход на пенсию; в периоды со 02 июля 1980 года по 03 февраля 1983 года, с 12 июля 1984 года по 22 октября 1985 года, с 04 декабря 1985 года по 11 августа 1987 года, с 03 ноября 1987 года по 10 августа 1990 года он работал в Эксплуатационном локомотивном депо Свердловск-Сортировочный Свердловской Дирекции тяги в качестве помощника машиниста электровоза в течение полного рабочего дня при полной рабочей неделе, в связи с чем имеет право на пенсию по Списку N 2 от 1956 года; суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела необоснованно сослался на пункт 5 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", не применив закон, подлежащий применению; судами не учтено, что законом предусмотрено право на досрочное назначение пенсии при неполном специальном стаже и снижение общеустановленного пенсионного возраста с 60 лет за каждые 2 года 06 месяцев специального стажа; при этом включению в специальный стаж подлежат периоды обучения и службы в Армии.
Указанные доводы заслуживают внимания.
В соответствии с частью 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента применяется такой параметр, как КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Согласно части 15 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по случаю потери кормильца применяется, в том числе в случае назначения страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию, в том числе позднее возраста, предусмотренного приложениями 5 и 6 к данному закону, и сроков ее назначения, предусмотренных приложением 7 к данному закону.
Коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по случаю потери кормильца определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем с 01 января 2015 года до дня, с которого назначается страховая пенсия по старости (а вслучае смерти застрахованного лица - до даты его смерти), и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 01 января 2015 года до дня ее восстановления или назначения указанной пенсии вновь (в случае, если до даты смерти умерший кормилец после отказа от получения страховой пенсии по старости не обращался за ее восстановлением или назначением указанной пенсии вновь) по таблице согласно приложению 1 к данному закону (часть 17статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Кроме того, в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" при назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию в соответствии с данным законом и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты, установленный в соответствии с частью 5 указанной статьи (часть 4).
Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с 01 января 2015 года до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 01 января 2015 года до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь, по таблице согласно приложению 2 к данному закону (часть 5 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Из указанных положений следует, что при назначении страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию, в том числе досрочную, закон предусматривает установление индивидуального пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты к страховой пенсии в повышенном размере.
В обоих случаях размер коэффициента зависит от числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем с 01 января 2015 года.
Таким образом, с учетом заявленных истцом требований юридически значимыми обстоятельствами являются наличие у истца стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, продолжительность такого стажа, а также определение права Анисимкова Ю.Л. на досрочную страховую пенсию, в том числе определение даты возникновения такого права.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста по состоянию на 31 декабря 2018 года (60 лет) мужчинам - по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 06 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет; в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением указанного возраста на один год за каждые 2 года и 06 месяцев такой работы.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 предусмотрено, что для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года, может применяться Список N 2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (далее Список N 2 от 1956 года) (пункт 1).
Кроме того, согласно пункту 3 указанного постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516. При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590.
Разделом ХХХ "Железнодорожный транспорт и метрополитен" Списка N 2 от 1956 года предусмотрены машинисты и их помощники и старшие машинисты: паровозов, тепловозов, электровозов, дизельпоездов, моторвагонных (электро)секций, мотовозов.
В соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года, предусматривалось включение в специальный стаж периодов службы в составе Вооруженных Сил СССР (пункт "к"), а также периодов обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах иучилищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (пункт "з").
При этом периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР подлежали приравниванию по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период обучения в училище мог быть приравнен к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичный порядок подтверждения страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, предусмотрен Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н.
Согласно пункту 4 названного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из указанных положений следует, что право на досрочное назначение пенсии в связи с выполнением работ в особых условиях труда имеют лица, занятые в соответствующих производствах, профессиях и должностях, поименованных в соответствующих разделах (подразделах) Списков N 1 и N 2 от 1991 года либо Списков N 1 и N 2 от 1956 года (в отношении периодов работ до 01 января 1992 года), при доказанности соответствия выполнявшихся ими работ условиям, предусмотренным вышеуказанными Списками N 1 и N 2. В соответствии со Списками N 1 и N 2 от 1991 года требуется также подтверждение занятости на указанных работах постоянно полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени).
Вышеуказанные условия могут подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, а при отсутствии в них соответствующих кодов досрочного пенсионного обеспечения - иными документами, в том числе трудовыми книжками, справками работодателей либо государственных (муниципальных) органов, первичными документами соответствующего периода, на основании которых можно определить вид производства, установить характер выполнявшейся работы в той или профессии и должности тем работам (условиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Как следует из материалов дела, со 02 июля 1980 года по 03 февраля 1983 года, с 12 июля 1984 года по 22 октября 1985 года, с 04 декабря 1985 года по 11 августа 1987 года, с 03 ноября 1987 года по 10 апреля 1990 года Анисимков Ю.Л. работал в качестве помощника машиниста электровоза, что подтверждается трудовой книжкой истца, справкой Эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-Сортировочный от 22 июня 2021 года N 479. Профессия помощника машиниста электровоза предусмотрена Списком N 2 от 1956 года, при этом действовавшее до 01 января 1992 года законодательство не содержало условия о подтверждении постоянной полной занятости на работах в особых условиях труда.
Таким образом, периоды работы в качестве помощника машиниста электровоза до 01 января 1992 года могут быть включены в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в соответствии с которым досрочная страховая пенсия может быть назначена, в том числе при неполном специальном стаже (не менее 06 лет 03 месяцев). При этом исчисление специального стажа может производиться с учетом периодов приравненной деятельности в порядке, предусмотренном пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года.
Указанные положения не были учтены судами первой и апелляционной инстанций, в связи с чем выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в части правильности определения размера его пенсии с даты ее назначения, а также обоснованности отказа пенсионного органа в перерасчете пенсии Анисимкова Ю.Л, в том числе исчислении продолжительности специального стажа с учетом Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, являются преждевременными.
При этом то обстоятельство, что при обращении с заявлением о назначении пенсии Анисимков Ю.Л. не указал основание для назначения пенсии, не могло являться основанием для отказа в удовлетворении иска в указанной части, равно как и то, что в выписке из индивидуального лицевого счета истца в отношении периодов работы в качестве помощника машиниста электровоза отсутствуют коды досрочного пенсионного обеспечения.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения определены положениями статей 21, 22 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного закона (часть 2 статьи 22).
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии.
Частью 4 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
В случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца (часть 8 статьи 22).
Согласно части 7 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховойпенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенныйФедеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственныхи муниципальных услуг" перечень документов.
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21).
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсиис учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, переводас одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственномпенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила обращения за пенсией).
Пунктом 20 Правил обращения за пенсией, действовавших на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").
Согласно пункту 22 Правил обращения за пенсией при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
а) дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;
б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
в) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;
г) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии;
д) принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;
е) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионногофонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжениитерриториального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается день направления гражданину уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии в форме электронного документа; день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления; день направления уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии на адрес электронной почты заявителя; день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг; дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту получения заявителем уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии, а при отсутствии таких сведений - дата отправления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации указанного уведомления заявителю по почте.
Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года N 16п (далее - Административный регламент).
В частности пунктом 72 Административного регламента предусмотрено, что факт и дата приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации от гражданина заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подтверждаются уведомлением, выдаваемым территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных гражданином, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин вправе представить по собственной инициативе.
В приложении N 3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.
Согласно пункту 89 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
истребование документов (сведений) в рамках межведомственного взаимодействия;
рассмотрение заявления и определение в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании представленных документов наличия либо отсутствия у гражданина права на назначение пенсии, перерасчет размера пенсии, перевод с одной пенсии на другую;
принятие решения о результате предоставления государственной услуги;
исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременнопо вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается емуза прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из указанных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов на территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации возлагается обязанность разъяснить заявителю, какие документы он должен представить дополнительно, в том числе с учетом характера его работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и действующих правил исчисления стаж, в какие сроки надлежит представить такие документы, последствия непредставления документов. Также на пенсионный орган возлагается обязанность запросить недостающие для установления пенсии документы, находящиеся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
При этом в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность представить доказательства, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства, отвечающие требования относимости и допустимости, возлагается на ответчика.
Между тем в нарушение требований статей 56, 67, части 1 и 2 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении исковых требований Анисимкова Ю.Л. суды изложенные нормативные положения, регулирующие порядок обращения за пенсией, правила осуществления деятельности пенсионного органа при приеме заявлений о назначении пенсии, функции, возложенные на пенсионный орган Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I, не применили, в связи с чем не установили обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, и, как следствие, не выяснили, были ли допущены пенсионным органом нарушения при принятии и рассмотрении первоначального заявления истца о назначении пенсии, приведшие к установлению ему пенсии на общих основаниях в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в меньшем размере, чем при установлении досрочной пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 указанного закона.
Указывая на то, что назначение пенсии носит заявительный характер, в заявлении о назначении пенсии по старости истец не указал основание для ее назначения, не представил все необходимые документы, судами не дана оценка тому, что ответчиком не представлено доказательств надлежащего извещения истца о необходимости представления недостающих документов. Уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, а также о разъяснении заявителю необходимости представления дополнительных документов, в том числе о характере работы, если такая необходимость имелась, сроке их представления и последствиях непредставления таких документов в материалах дела отсутствует, равно как и заявление о назначении пенсии от 25 июля 2019 года (имеется только заявление о доставке пенсии и заявление о единовременной выплате средств пенсионных накоплений).
В уведомлении от 10 июня 2019 года о приеме документов для заблаговременной подготовки документов указано только лишь о необходимости представления военного билета, диплома, справки о заработной плате.
Сведений о том, что ответчиком самостоятельно была истребована справка о характере работы истца в качестве помощника машиниста электровоза, определялось право истца на досрочную пенсию, материалы дела не содержат.
Таким образом, в результате неправильного применения норм права, регулирующих спорные отношения, суды первой и апелляционной инстанций не дали надлежащей правовой оценки доводам истца и приведенным в их обоснование обстоятельствам, а также представленным в материалы дела доказательствам.
При таких обстоятельствах судебные постановления в части отказа в удовлетворении исковых требований Анисимкова Ю.Л. к ОПФР по Свердловской области нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Анисимкова Ю.Л, что согласно статье 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Вместе с тем оснований для признания незаконными судебных актов в части отказа в удовлетворении исковых требований Анисимкова Ю.Л. к ОАО "РЖД" о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит.
Суды правильно установили, что срок обращения с указанным требованием истцом пропущен, доказательств уважительности пропуска срока обращения в суд в течение столь длительного срока (более 30 лет) истцом не представлено, оснований для восстановления указанного срока судами не установлено.
Кроме того, судом первой инстанции правильно указано на то, что сведения, указанные в справке о заработной плате о том, что компенсация за неиспользованные отпуска не включена в расчет заработка для исчисления пенсии, не свидетельствуют о невыплате компенсации при увольнении.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды не установили, что компенсация за использованный отпуск не включена, согласна пункту 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, и пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 ежегодные основные и дополнительные отпуска засчитываются в стаж, дающий право на льготную пенсию в календарном порядке, основанием для взыскания с ответчика компенсации за неиспользованный отпуск при установленных судами обстоятельствах не являются.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 25 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 июня 2022 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Анисимкова Юрия Леонидовича к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск оставить без изменения, в остальной части решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 25 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 июня 2022 года отменить, в отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.