Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-290/2022 по иску Макстис Марины Эдуардовны к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа об установлении факта работы, признании права на получение социальной выплаты с учётом повышающего коэффициента, возложении обязанности произвести перерасчет социальной выплаты, по кассационной жалобе Макстис Марины Эдуардовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Макстис М.Э. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа об установлении факта работы, признании права на получение социальной выплаты с учетом повышающего коэффициента, возложении обязанности произвести перерасчет социальной выплаты.
В обосновании исковых требований указала, что постоянно проживает в г. Ноябрьске в жилом помещении, признанном непригодным для проживания. До 11 декабря 2020 года осуществляла трудовую деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя. 25 апреля 2017 года ей назначена пенсия по старости. В соответствии со справкой Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу по состоянию на 12 октября 2021 года, с учетом работы в качестве индивидуального предпринимателя, продолжительность периодов её работы в районах Крайнего Севера, учтенных при установлении пенсии, составляет 35 лет 09 месяцев 11 дней. Данная справка предоставлена ответчику для расчета социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 ноября 2020 года N1313-П "Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат гражданам, проживающим в жилых помещениях, непригодных для проживания, на приобретение жилых помещений за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа". Однако во внимание не принята. Размер социальной выплаты произведен на основании сведений, содержащихся в трудовой книжке. Такой подсчет стажа существенно повлиял на размер социальной выплаты, поскольку при подсчете её размера при стаже работы свыше 35 лет подлежит применению коэффициент 1, 7 Указанный коэффициент Департаментом не применен.
Просит установить факт работы в период с 26 апреля 2007 года по 11 декабря 2020 года в качестве индивидуального предпринимателя на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в г. Ноябрьске, включить его в общий стаж работы; признать право на применение коэффициента 1, 7 при расчете размера социальной выплаты; возложить на Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа обязанность произвести перерасчет социальной выплаты исходя из коэффициента 1, 7, предусмотренного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 ноября 2020 года "Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат гражданам, проживающим в жилых помещениях, непригодных для проживания, на приобретение жилых помещений за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа".
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 апреля 2022 года исковые требования Макстис М.Э. удовлетворены. Установлен факт работы Макстис М.Э. в период с 26 апреля 2007 года по 11 декабря 2020 года в качестве индивидуального предпринимателя на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в г. Ноябрьске. Признано право Макстис М.Э. с учетом стажа работы в Ямало-Ненецком автономном округе на применение коэффициента 1, 7 при расчете размера социальной выплаты как участнику мероприятия, предусмотренного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 ноября 2020 года N 1313-П. На Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа возложена обязанность произвести перерасчет социальной выплаты Макстис М.Э, исходя из коэффициента 1, 7.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 июня 2022 года решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 апреля 2022 года отменено, по делу вынесено новое решение, которым Макстис М.Э. отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Макстис М.Э. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 июня 2022 года, как незаконного, с оставлением в силе решения Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 апреля 2022 года.
В доводах кассационной жалобы указывает, что в силу положений статей 2, 3, 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", при исполнении индивидуальным предпринимателем обязанности по уплате страховых взносов, период осуществления предпринимательской деятельности подлежит включению в страховой (трудовой) стаж. Она страховые взносы уплачивала, пенсионным органом ей выдана справка о продолжительности её трудового стажа - 35 лет 09 месяцев 11 дней. Поскольку расчет размера социальной выплаты производится исходя из продолжительности трудового стажа, который может быть подтвержден справкой пенсионного органа, предпринимательская деятельность осуществлялась на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Макстис М.Э. проживает по адресу: "данные изъяты". Распоряжением Администрации г. Ноябрьска от 27 сентября 2016 года N3-2778 указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
С 25 апреля 2007 года на основании пункта 1 части 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ Макстис М.Э. назначена трудовая пенсия по старости. На дату назначения пенсии стаж работы в районах Крайнего Севера составил 22 года 3 месяца 2 дня.
Решением Департамента строительства и жилищной политики от 08 октября 2021 года Макстис М.Э. включена в список участников мероприятия по предоставлению социальных выплат гражданам, проживающим в жилых помещениях, непригодных для проживания, на приобретение жилых помещений за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа, и в список получателей социальных выплат на 2021 год.
18 октября 2021 года Макстис М.Э. выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения на состав семьи один человек в размере 1 838 760 руб.
При расчете размера социальной выплаты Макстис М.Э. Департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа применен коэффициент 1, поскольку стаж работы в автономном округе, исходя из сведений, содержащихся в трудовой книжке, составляет 15 лет 8 месяцев.
Полагая, что стаж её работы на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с учетом периода ведения предпринимательской деятельности, составляет более 35 лет, что подтверждается справкой пенсионного органа, расчет социальной выплаты должен производиться с учетом повышающего коэффициента 1, 7, Макстис М.Э. обратилась в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Макстис М.Э, суд первой инстанции, руководствуясь положениями действовавшего на момент назначения Макстис М.Э. пенсии Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсия в Российской Федерации", исходил из того, что в период с 26 апреля 2007 года по 11 декабря 2020 года истец действительно была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляла предпринимательскую деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, при этом уплачивала страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. На дату назначения пенсии 25 апреля 2007 года по пункту 1 части 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" стаж работы в районах Крайнего Севера составлял 22 года 03 месяца и 02 дня. После назначения пенсии Макстис М.Э. продолжила предпринимательскую деятельность. По сведениям пенсионного органа стаж работы в Ямало-Ненецком автономном округе с учётом периода осуществления предпринимательской деятельности составляет 35 лет 09 месяцев 11 дней. Справка пенсионного органа о продолжительности стажа представлена истцом, но ответчиком необоснованно во внимание не принята при расчете размера социальной выплаты. В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что при определении размера причитающейся истцу социальной выплаты необходимо применять коэффициент 1, 7 согласно пункту 4.3 Порядка предоставления социальных выплат гражданам, проживающим в жилых помещениях, непригодных для проживания, на приобретение жилых помещений за пределами Ямало-Ненецкого автономного округу, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 ноября 2020 года N 1313-П.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая Макстис М.Э. в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 15, 66 Трудового кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления социальных выплат гражданам, проживающим в жилых помещениях, непригодных для проживания, на приобретение жилых помещений за пределами Ямало-Ненецкого автономного округу, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 ноября 2020 года N 1313-П, исходил из того, что деятельность гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с привлечением третьих лиц или без такового) трудовой деятельностью по смыслу трудового законодательства не является и запись о данном виде деятельности не отражается в трудовой книжке. Предпринимательская деятельность не тождественна понятию трудовой деятельности (работы), службы, является иным видом деятельности.
Суд апелляционной инстанции указал также, что страховой стаж, подсчитываемый в целях пенсионного обеспечения, не тождественен стажу работы (службы), указанному в пункту 4.3 Порядка предоставления социальных выплат гражданам, проживающим в жилых помещениях, непригодных для проживания, на приобретение жилых помещений за пределами Ямало-Ненецкого автономного округу, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 ноября 2020 года N 1313-П, поскольку согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды как работы, так и иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. При этом факт уплаты индивидуальным предпринимателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации влечет возникновение права гражданина на назначение пенсии, но не влияет на подсчет размера социальной выплаты согласно названному Порядку. Включение периода осуществления гражданином предпринимательской деятельности при исчислении общей продолжительности стажа работы в Ямало-Ненецком автономном округе прямо не предусмотрено пунктом 4.3 Порядка.
Проанализировав предоставленную истцом справку Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда России по Ямало-Ненецкому автономному округу (клиентская служба в г. Ноябрьске) от 12 октября 2021 года, в которой содержатся сведения о периодах не только работы, но и иной деятельности истца, включенных (засчитанных) в страховой стаж при установлении страховой пенсии, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что данная справка не является для ответчика основанием для применения коэффициента 1, 7.
Судебная коллегия соглашается с выводами и постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом считает, что он основан на надлежащей оценке доказательств по делу, принят в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом апелляционной инстанции дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, в том числе и правил оценки доказательств, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
В целях расширения мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий граждан, проживающих в жилых помещениях, непригодных для проживания, Правительство Ямало-Ненецкого автономного постановлением от 16 ноября 2020 года N 1313-П утвердило Порядок предоставления социальных выплат гражданам, проживающим в жилых помещениях, непригодных для проживания, на приобретение жилых помещений за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Порядок). Настоящий Порядок определяет механизм реализации за счет средств окружного бюджета мероприятия по предоставлению социальных выплат гражданам, проживающим в жилых помещениях, непригодных для проживания, на приобретение жилых помещений за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие строительного комплекса и жилищной сферы", утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1099-П.
В пункте 1.2.3. Порядка дано понятие участника мероприятия - это гражданин Российской Федерации, проживающий в жилом помещении, непригодном для проживания, и являющийся собственником такого жилого помещения на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции либо нанимателем по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда социального использования или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, соответствующий требованиям, установленным пунктом 1.3 настоящего Порядка.
В силу пункта 1.2.5. Порядка социальной выплатой признается мера государственной поддержки, которая может быть использована участниками мероприятия на приобретение по договору купли-продажи готового жилого помещения (одного или нескольких) (далее - договор на приобретение жилого помещения) за пределами автономного округа у физических и юридических лиц, отвечающего требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для проживания, или доли в праве общей собственности на жилое помещение при условии, что в результате такой сделки жилое помещение полностью поступает в общую долевую собственность участника мероприятия и членов его семьи.
В силу пункта 1.3.1. Порядка участниками мероприятия могут являться постоянно проживающие на территории автономного округа не менее пяти лет, не имеющие иных жилых помещений на территории Российской Федерации, пригодных для постоянного проживания, находящихся в их собственности, либо занимаемых на условиях договора социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, не совершавшие действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к отчуждению жилых помещений на территории Российской Федерации (за последние пять лет перед подачей заявления на участие в мероприятии), и не получавшие финансовую или имущественную помощь в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, желающие приобрести жилые помещения за пределами автономного округа.
Порядок расчета размера социальной выплаты определен в разделе IV названного Порядка.
В силу пункта 4.1. Порядка размер социальной выплаты участнику мероприятия рассчитывается департаментом на дату выдачи свидетельства и является неизменным на весь срок действия свидетельства. Размер социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения; норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого один раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; коэффициента, применяемого в зависимости от общей продолжительности стажа работы в автономном округе у участника мероприятия.
Пунктом 4.3 Порядка установлено, что коэффициент, применяемый в зависимости от общей продолжительности стажа работы в автономном округе, определяется следующим образом: при наличии стажа свыше 45 лет - коэффициент 2, при наличии стажа от 35 лет до 45 лет - коэффициент 1, 7, при наличии стажа от 25 лет до 35 лет - коэффициент 1, 5, при наличии стажа до 25 лет - коэффициент 1. При этом стажем работы в автономном округе считается фактически отработанное время в автономном округе, подтвержденное записями в трудовой книжке и (или) сведениями о трудовой деятельности и (или) справкой о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, об общей продолжительности стажа работы (службы) в автономном округе и (или) судебным решением. Стаж работы исчисляется на момент подачи заявления на участие в мероприятии.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции обоснованно не установлено нарушений ответчиком положений пункта 4.3 Порядка предоставления социальных выплат гражданам, проживающим в жилых помещениях, непригодных для проживания, на приобретение жилых помещений за пределами Ямало-Ненецкого автономного округу, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 ноября 2020 года N 1313-П при расчета размера социальной выплаты Макстис М.Э. Поскольку трудовой стаж, отраженный в трудовой книжке истца, составляет менее 25 лет, суд обоснованно согласился с доводами ответчика о применении коэффициента 1 при расчете размера социальной выплаты. Размер социальной выплаты верно определен ответчиком в сумме 1 838 760 руб, исходя из расчета: 33 кв.м (норма предоставления общей площади жилого помещения на состав семьи 1 человек) х 55 720 руб. (норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения в Российской Федерации на 2 полугодие 2021 года в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07 июня 2021 года N358/пр) х коэффициент 1.
Поскольку Порядком предусмотрено определение коэффициента, применяемого в зависимости от общей продолжительности стажа работы в автономном округе, отраженного в трудовой книжке, трудовым законодательством не регулируется предпринимательская деятельность, в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации индивидуальным предпринимателем является лицо, самостоятельно обеспечивающее себя работой, названным Порядком прямо не предусмотрено включение в стаж работы в автономном округе периода ведения предпринимательской деятельности, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что предпринимательская деятельность в указанный стаж не включается, следовательно, оснований для применения коэффициента 1, 7 в целях расчета размера социальной выплаты не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции дана оценка справке пенсионного органа о продолжительности страхового стажа истца более 35 лет. Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что страховой стаж, исчисляемый в целях пенсионного обеспечения, не тождественен стажу, предусмотренному пунктом 4.3 названного Порядка. В случае, если трудовой стаж, либо отдельные периоды не отражены в трудовой книжке, ответчиком могут приниматься иные документы, например справка о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, об общей продолжительности стажа работы (службы) в автономном округе. В данном случае трудовая деятельность Макстис М.Э. полностью отражена в трудовой книжке и учтена ответчиком при определении размера социальной выплаты.
Вопреки ошибочному мнению заявителя, возможность применения положений пенсионного законодательства об определении продолжительности страхового стажа, в том числе о работе в особых условиях, в целях определения стажа по пункту 4.3 названным Порядком не предусмотрена. Поскольку выплата производится за счет средств бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа, Правительство округа полномочно определять механизм реализации мероприятия по предоставлению социальных выплат гражданам, проживающим в жилых помещениях, непригодных для проживания, на приобретение жилых помещений за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие строительного комплекса и жилищной сферы", утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1099-П.
Как верно указано судом апелляционной инстанции, возможность учета периода ведения предпринимательской деятельности Порядком предоставления социальных выплат гражданам, проживающим в жилых помещениях, непригодных для проживания, на приобретение жилых помещений за пределами Ямало-Ненецкого автономного округу, утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 ноября 2020 года N 1313-П не предусмотрена. Как правильно указал суд апелляционной инстанции, исполнение индивидуальным предпринимателем обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации влечет возникновение права гражданина на назначение пенсии, но не влияет на подсчет социальной выплаты для приобретения жилого помещения за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с выводом суда апелляционной инстанции, фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащей верную правовую оценку в оспариваемом судебном постановлении.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Макстис Марины Эдуардовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.