Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т.И, судей Синьковской Л.Г, Кольцюка В.М, при секретаре Сухоруковой А.А, с участием прокурора Лазаревой Е.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-57/2022 по апелляционной жалобе Цуканова "данные изъяты" на решение Курского областного суда от 8 июня 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Цуканова "данные изъяты" о признании недействующим в части пункта 3.1. Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Главе Октябрьского района Курской области, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, утвержденного решением Представительного Собрания депутатов Октябрьского района Курской области от 22 июня 2021 года N 133.
Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г, заключение прокурора Лазаревой Е.И, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Представительного Собрания депутатов Октябрьского района Курской области от 22 июня 2021 года N 133 утверждено Положение о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Главе Октябрьского района Курской области, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе (далее Положение).
Положением установлено, что размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) исчисляется таким образом, чтобы сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) при осуществлении полномочий главы района три года составляла 0, 1 процента денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области (пункт 3.1).
За каждый полный год осуществления полномочий главы района свыше трех лет размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 3 процента денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области. Общая сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) не может превышать для главы района 75 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области (пункт 3.2).
Цуканов А.В. обратился в Курский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 3.1. Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Главе Октябрьского района Курской области, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, утвержденного решением Представительного Собрания депутатов Октябрьского района Курской области от 22 июня 2021 года N 133, в части ограничения размера выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости 0, 1 % денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области, как не соответствующего требованиям части 3 статьи 13.1 Закона Курской области от 11 декабря 1998 года N 35-3KO "О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе" (далее - Закон Курской области N 35-3KO), указывая, что на основании оспариваемого нормативного правового акта ему была назначена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости, исходя из 0, 1 процента денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области, вместе с тем, он полагает, что данное ограничение должно быть не ниже фиксированного базового размера страховой пенсии по инвалидности, что составляет на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта 7, 3 процента.
Решением Курского областного суда от 8 июня 2022 года в удовлетворении административного искового заявления Цуканова "данные изъяты" отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывает, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Судом не учтено, что административным истцом обжалуется законность пункта 3.1. Положения, закрепляющего и определяющего процент исчисления ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости без учета всей продолжительности исполнения полномочий выборного должностного лица.
Установленный пунктом 3.1 Положения размер выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости за три года исполнения полномочий является ниже установленной законодательством фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, что является необоснованным.
Полагает, что административному истцу должна быть установлена доплата к страховой пенсии по старости в соответствии и в размере, определенном частью 3 статьи 13.1 Закона Курской области от 11 декабря 1998 года N 35-3KO, но не ниже фиксированного базового размера страховой части, от денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области, то есть не ниже 6044 рублей 48 копеек.
Участвующим в деле прокурором, председателем Представительного Собрания Октябрьского района Курской области, исполняющим обязанности главы Октябрьского района Курской области, представлены возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, их представители в судебное заседание судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявили.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение не подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции не допущены.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Представительного Собрания депутатов Октябрьского района Курской области, в правомочном составе, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие.
В указанной части решения суда является правильным, доводов о несогласии с решением в указанной части апелляционная жалоба не содержит.
Согласно пунктам "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Абзацем первым части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В статье 12 Закона Курской области от 11 декабря 1998 года N 35-ЗКО указано, что в соответствии с федеральным законодательством размеры и условия оплаты труда главы муниципального образования, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно части 2 статьи 11 Закона Курской области N 35-ЗКО уставом муниципального образования главе муниципального образования, осуществляющему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, может гарантироваться, в частности, право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с федеральными законами и указанным Законом.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 20.1 Устава муниципального района "Октябрьский район" Курской области", принятого решением Представительного собрания Октябрьского района Курской области от 6 декабря 2005 года N 5 (далее Устав Октябрьского района), главе Октябрьского района Курской области, осуществляющему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления Октябрьского района на постоянной основе, гарантируются в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Курской области право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) на условиях и в порядке, определенных Законом Курской области от 11 декабря 1998 года N 35-ЗКО "О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления Октябрьского района на постоянной основе".
В соответствии с частью 1 статьи 13.1 Закона Курской области N35-ЗКО гарантии права на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", могут быть обеспечены в соответствии с условиями, определенными настоящей статьей.
Частью 2 статьи 13.1 этого же Закона Курской области определено, что право на установление названной ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) могут иметь главы муниципальных образований, осуществлявшие полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе не менее трех лет и получавшие вознаграждение за счет средств местного бюджета и в этот период достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность, за исключением лиц, полномочия которых были прекращены по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно части 3 статьи 13.1 цитируемого Закона Курской области в случае установления ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, ее размер исчисляется таким образом, чтобы сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) составляла при осуществлении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе три года: для глав муниципальных районов, городских округов - не более 48 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.
За каждый полный год осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе свыше трех лет размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 3 процента денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области. Общая сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) не может превышать: для глав муниципальных районов, городских округов - 75 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.
22 июня 2021 года решением Представительного Собрания депутатов Октябрьского района Курской области N 133 утверждено Положение о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Главе Октябрьского района Курской области, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе (далее Положение).
Согласно пункту 1.1 названное Положение устанавливает условия, порядок назначения, выплаты и перерасчета (индексации) размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Главе Октябрьского района Курской области, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе (далее по тексту - глава района), регулирует процедуру обращения за ежемесячной доплатой к страховой пенсии по старости (инвалидности), рассмотрения заявлений о назначении (приостановлении, возобновлении, прекращении выплаты) ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе района.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) исчисляется таким образом, чтобы сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) при осуществлении полномочий главы района три года составляла 0, 1 процента денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.
В силу пункта 3.2. Положения за каждый полный год осуществления полномочий главы района свыше трех лет размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 3 процента денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области. Общая сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) не может превышать для главы района 75 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.
Судом установлено, что Цуканов А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял полномочия выборного должностного лица - "данные изъяты"; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял полномочия выборного должностного лица - "данные изъяты". С ДД.ММ.ГГГГ Цуканову А.В. назначена трудовая пенсия по старости.
Распоряжением Главы Октябрьского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ N Цуканову А.В. с ДД.ММ.ГГГГ назначена доплата к страховой пенсии по старости в размере 17516 рублей 38 копеек, определенном с применением пунктов 3.1. и 3.2 Положения, утвержденного решением Представительного Собрания депутатов Октябрьского района Курской области от 22 июня 2021 года N 133.
Проанализировав нормы федерального и регионального законодательства и содержание оспариваемых положений нормативного правового акта, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый административным истцом пункт 3.1. Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Главе Октябрьского района Курской области, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, утвержденного решением Представительного Собрания депутатов Октябрьского района Курской области от 22 июня 2021 года N 133, соответствует требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Судебная коллегия с учетом приведенных норм права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в его решениях, согласно которой ежемесячные доплаты к пенсиям (пенсии за выслугу лет) для лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, а также муниципальные должности, по своей правовой природе являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением данной категории граждан, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N и N от ДД.ММ.ГГГГ N
Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы гражданина "данные изъяты"
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 25 марта 2021 года N 584-О указал, что поскольку часть 5.1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статья 13.1 Закона Курской области "О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе", устанавливающая предельные размеры ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и иные условия гарантии права на установление такой доплаты, которые подлежат учету при принятии муниципальных правовых актов, не предопределяют конкретного содержания публично-правовых обязательств муниципальных образований по установлению и выплате лицам, замещавшим выборную муниципальную должность, ежемесячной доплаты к пенсии, оспариваемые законоположения не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя.
Поскольку требования к минимальному размеру ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Законом Курской области N35-ЗКО, Уставом Октябрьского района, либо иными нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не установлены, постольку доводы административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта положениям Устава Октябрьского района и статье 13.1 Закона Курской области N 35-ЗКО верно были отклонены судом как основанные на неправильном толковании норм права.
Довод апелляционной жалобы о том, что ограничение такой доплаты должно быть не ниже фиксированного базового размера страховой пенсии по инвалидности - 7, 3 процента, является несостоятельным, поскольку положения Закона Курской области от 11 декабря 1998 года N 35-ЗКО и Устава Октябрьского района такого ограничения не содержат.
Из системного толкования положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" во взаимосвязи с положениями статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Курской области N 35-ЗКО следует, что ежемесячная доплата к пенсии главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, является дополнительной помимо назначаемой на общих или льготных основаниях пенсии гарантией осуществления его полномочий.
Указанная ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе района выплачивается за счет средств бюджета муниципального образования "данные изъяты" предусмотренных на очередной финансовый год, и является расходным обязательством местного бюджета, являющегося дотационным.
Необходимость учета социально-экономического положения и возможностей бюджета муниципального образования при определении размера такой доплаты следует из норм федерального и регионального законодательства.
Судом правильно отмечено, что при расчете доплаты пункт 3.1 применяется в совокупности с пунктом 3.2 Положения, который предусматривает увеличение размера ежемесячной доплаты к пенсии на 3 процента за каждый полный год осуществления полномочий выборного должностного лица. Доплата к страховой пенсии по старости административному истцу с учетом периода осуществления им полномочий Главы органа местного самоуправления составила - 17516 рублей 38 копеек.
При таких обстоятельствах довод административного истца о том, что пункт 3.1 Положения, закрепляющий процент исчисления ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости без учета всей продолжительности исполнения полномочий выборного лица противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу и нарушает его права на пенсионное обеспечение, судебной коллегией отклоняется.
Иные суждения апеллянта были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, что нашло отражение в обжалуемом судебном акте.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и оснований, по которым решение может быть отменено, не содержат.
При разрешении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции, по административному делу не установлены.
С учетом изложенного оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курского областного суда от 8 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Цуканова "данные изъяты" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.