Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н. и
Селиверстовой И.В.
при секретаре Постниковой К.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело N N 3а-14/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Орел" к Управлению по тарифам и ценовой политике Орловской области об оспаривании нормативных правовых актов
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Орел" на решение Орловского областного суда от 27 июня 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В, объяснения представителя административного истца Афониной Е.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Пензевой М.И, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области (далее также - Управление) от 18 декабря 2018 года N 545-т установлены долгосрочные параметры регулирования и долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Орел" на территории города Орла Орловской области потребителям" (далее - Приказ от 18 декабря 2018 года N 545-т).
Вступившим в силу с 1 января 2022 года приказом Управления от 17 декабря 2021 года N 580-т (далее - Приказ от 17 декабря 2021 года N 580-т) в Приказ от 18 декабря 2021 года N 545-т внесены изменения, а именно: приложение 2 изложено в новой редакции, которым установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Орел" (далее - ООО "Газпром теплоэнерго Орел", Общество) на территории города Орла Орловской области потребителям, на 2019 - 2023 годы.
Так, с 1 января 2022 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без налога на добавленную стоимость) установлен одноставочный тариф на тепловую энергию на 2022 год в размере 1 739, 21 рублей с 1 января по 30 июня и в размере 1 808, 76 рублей с 1 июля по 31 декабря. Для населения (с налогом на добавленную стоимость) установлен одноставочный тариф на тепловую энергию на 2022 год в размере 2 087, 05 рублей с 1 января по 30 июня и в размере 2 170, 51 рублей с 1 июля по 31 декабря.
Приказом Управления от 18 декабря 2018 года N 548-т установлены долгосрочные параметры регулирования и долгосрочные тарифы на тепловую энергию, реализуемую ООО "Газпром теплоэнерго Орел" на территории города Ливны Орловской области потребителям" (далее - Приказ от 18 декабря 2018 года N 548-т).
Вступившим в силу с 1 января 2022 года приказом Управления от 17 декабря 2021 года N 581-т (далее - Приказ от 17 декабря 2021 года N 581-т) в Приказ от 18 декабря 2021 года N 548-т внесены изменения, приложение 2 изложено в новой редакции, которым установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, реализуемую ООО "Газпром теплоэнерго Орел" на территории города Ливны Орловской области потребителям, на 2019 - 2023 годы.
В частности, с 1 января 2022 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без налога на добавленную стоимость) установлен одноставочный тариф на тепловую энергию на 2022 год в размере 1 529, 17 рублей с 1 января по 30 июня и в размере 1 590, 3 рублей с 1 июля по 31 декабря. Для населения (с налогом на добавленную стоимость) установлен одноставочный тариф на тепловую энергию на 2022 год в размере 1 835 рублей с 1 января по 30 июня и в размере 1 908, 36 рублей с 1 июля по 31 декабря.
Приказом Управления от 18 декабря 2018 года N 546-т установлены долгосрочные параметры регулирования и долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Орел" на территории Отрадинского сельского поселения Мценского района Орловской области потребителям (далее - Приказ от 18 декабря 2018 года N 546-т).
Вступившим в силу с 1 января 2022 года приказом Управления от 17 декабря 2021 года N 582-т (далее - Приказ от 17 декабря 2021 года N 582-т) в Приказ от 18 декабря 2021 года N 546-т внесены изменения, и его приложение 2 изложено в новой редакции его, которым установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Орел" на территории города Орла Орловской области потребителям, на 2019 - 2023 годы.
В частности, с 1 января 2022 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без налога на добавленную стоимость) установлен одноставочный тариф на тепловую энергию на 2022 год в размере 1 540, 31 рублей с 1 января по 30 июня и в размере 1 547, 98 рублей с 1 июля по 31 декабря. Для населения (с налогом на добавленную стоимость) установлен одноставочный тариф на тепловую энергию на 2022 год в размере 1 848, 37 рублей с 1 января по 30 июня и в размере 1 857, 58 рублей с 1 июля по 31 декабря.
Приказом Управления от 17 декабря 2021 года N 584-т установлены долгосрочные параметры регулирования и долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Орел" на территории города Мценска Орловской области муниципальному унитарному предприятию "Мценск-Тепло" города Мценска" на 2022 - 2026 годы (далее - Приказ от 17 декабря 2021 года N 584-т).
В соответствии с приложением 2 к данному приказу для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без налога на добавленную стоимость), установлен одноставочный тариф на тепловую энергию на 2022 год в размере 1 337, 35 рублей с 1 января по 30 июня и в размере 1 390, 89 рублей с 1 июля по 31 декабря.
ООО "Газпром теплоэнерго Орел" обратилось в Орловский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения в ходе судебного разбирательства заявленных требований просило признать недействующими:
- приложение 2 Приказа от 18 декабря 2018 года N 545-т в редакции Приказа от 17 декабря 2021 года N 580-т в части установления одноставочного тарифа на тепловую энергию на 2022 год;
- приложение 2 Приказа от 18 декабря 2018 года N 548-т в редакции Приказа от 17 декабря 2021 года N 581-т в части установления одноставочного тарифа на тепловую энергию на 2022 год;
- приложение 2 Приказа от 18 декабря 2018 года N 546-т в редакции Приказа от 17 декабря 2021 года N 582-т в части установления одноставочного тарифа на тепловую энергию на 2022 год;
- приложение 2 Приказа от 17 декабря 2021 года N 584-т в части установления одноставочного тарифа на тепловую энергию на 2022 год, а также возложить на Управление обязанность принять новые нормативные правовые акты в части установления одноставочных тарифов на тепловую энергию на 2022 год взамен признанных недействующими приказов.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что утвержденные оспариваемыми приказами Управления тарифы на 2022 год занижены, поскольку при их расчете не в полном объеме учтены расходы административного истца на осуществление регулируемой деятельности.
Так, Управлением не была учтена специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям акционерного общества "Газпром газораспределение Орел" (далее - АО "Газпром газораспределение Орел"), установленная приказом Управления от 29 декабря 2021 года N 624-т.
Кроме этого, по мнению административного истца, при утверждении оспариваемых тарифов Управлением необоснованно не был учтен приказ ФАС России от 6 декабря 2021 года N 1374/21, которым увеличен размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые ООО "Газпром межрегионгаз Орел" на территории Орловской области.
Также административный истец просил учесть, что при установлении Приказом от 17 декабря 2021 года N 580-т оспариваемого тарифа Управлением необоснованно не были в полном объеме учтены затраты Общества на уплату арендных платежей по договорам аренды коммунальной инфраструктуры от 1 апреля 2014 года N 1/Л1, N 2/Л1, N 3/Л1, заключенным с арендодателем акционерным обществом "Орелгортеплоэнерго" (далее -АО "Орелгортеплоэнерго").
Решением Орловского областного суда от 27 июня 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Решение в окончательной форме составлено судом 1 июля 2022 года.
Не согласившись с постановленным решением, 1 августа 2022 года представитель административного истца по доверенности Афонина Е.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции.
Дополнительно в апелляционной жалобе указано, что сформированной в настоящее время судебной практикой на уровне судов вышестоящих инстанций, в том числе, с участием Управления, судами обозначено, что в соответствии с пунктом 98 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 года N 67, размер арендной платы не может быть пересмотрен в сторону уменьшения; при расчете по статье затрат "Плата за аренду имущества, используемого для осуществления регулируемого вида деятельности" к Приказу от 17 декабря 2021 года N 580-т Управление руководствовалось документами и материалами предоставленными не субъектом регулирования - ООО "Газпром теплоэнерго Орел", а прогнозными значениями на 2022 год, предоставленными ответчику третьим лицом (собственником имущества) АО "Орелгортеплоэнерго", что не соответствует пункту 33 Основ ценообразования.
Кроме того, ООО "Газпром газораспределение Орел" письмом от 15 ноября 2021 года N ГРО-12/2126/1 представлены фактические данные объемов транспортировки газа по газораспределительным сетям АО "Газпром газораспределение Орел" за 2018 - 2020 годы, с дифференциацией по группам потребителей, исходя из которых осуществлен расчет размеров специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям на 2022 год. ФАС России письмом от 31 августа 2021 года N СП/73179/21 уведомило Управление о размере среднего тарифа по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО "Газпром газораспределение Орел" на 2022 год для конечных потребителей. Считает, что по состоянию на 19 ноября 2021 года административный ответчик обладал всей полнотой сведений необходимых для расчета, и планировал утверждение размера специальной надбавки. При этом, при расчете тарифов на тепловую энергию для Общества, Управлением в цене газа данная специальная надбавка учтена не была, что, в свою очередь, приводит к убыткам Общества и ухудшению его финансового состояния по причине отсутствия тарифного источника для покрытия данных затрат.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем административного ответчика поданы письменные возражения о их несостоятельности и законности решения суда.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах имеющихся у него полномочий с соблюдением процедуры принятия, формы и опубликования.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания N 760-э).
В соответствии положениями Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов (пункт 4 части 1 статьи 8); органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в частности, устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 данного Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (статьи 5 и 7).
В силу Положения об Управлении по тарифам и ценовой политики Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 года N 408, органом исполнительной власти Орловской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, в том числе на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является Управление (подпункт 20 пункта 4); для определения основных направлений деятельности Управления и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган общей численностью не более 9 человек. Начальник Управления является председателем коллегиального органа. Персональный состав коллегиального органа, а также порядок его деятельности утверждается приказом Управления. Заседание коллегиального органа считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании (пункт 7); начальник Управления принимает приказы по вопросам, отнесенным к полномочиям Управления (подпункт пункта 8).
Правилами регулирования тарифов предусмотрено, что открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по предложению регулируемой организации или по инициативе органа регулирования (пункт 12); регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов с приложением документов, указанных в пункте 16 названных Правил (пункты 13, 15); предложения об установлении цен (тарифов) проходят экспертизу в органе регулирования, по результатам которой составляется экспертное заключение (пункты 28, 29); решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования по общему правилу не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), и включает величину или формулу цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей, даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой, величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования (пункты 30, 31); орган регулирования обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении цен (тарифов), но не позднее 21 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта
Российской Федерации (пункт 35); решение о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, принимается в соответствии с пунктами 13 - 35 данных Правил (пункт 39).
В силу пункта 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, 28 апреля 2021 года ООО "Газпром теплоэнерго Орел" обратилось в адрес Управления с заявлениями на проведение корректировки долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую Обществом в теплоносителе "горячая вода" без дифференциации по источникам теплоснабжения для потребителей городов Орла и Ливны, села Отрадинское Мценского района Орловской области на 2022 год, установленных на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годы.
В этот же день административным истцом было подано в Управление заявление об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Орел" на территории города Мценска Орловской области муниципальному унитарному предприятию "Мценск-Тепло" города Мценска на долгосрочный период регулирования 2022 - 2026 годы.
Приказами от 7 мая 2021 года N 90-т и N 92-т Управление приняло к рассмотрению заявления ООО "Газпром теплоэнерго Орел" и открыло тарифные дела, о чем в тот же день уведомило административного истца письмом.
6 и 14 декабря 2021 года ООО "Газпром теплоэнерго Орел" извещено Управлением о времени и месте проведения заседаний Правления, в том числе на 17 декабря 2021 года.
Из протоколов заседания Правления от 17 декабря 2021 года следует, что правомочным составом Правления в количестве 6 членов единогласно приняты решения о внесении изменений в приказы Управления от 18 декабря 2018 года N 545-т, от 18 декабря 2018 года N 548-т, от 18 декабря 2018 года N 546-т, а также об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Орел" на территории города Мценска Орловской области муниципальному унитарному предприятию "Мценск-Тепло" города Мценска на 2022 - 2026 годы.
По результатам рассмотрения тарифных дел начальником Управления подписаны приказы от 17 декабря 2021 года N 580-т, от 17 декабря 2021 года N 581-т, от 17 декабря 2021 года N 582-т, от 17 декабря 2021 года N 584-т, утвердившие оспариваемые тарифы.
Данные приказы внесены в реестр нормативных правовых актов органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области 20 декабря 2021 года (N 763/2021, N 764/2021, N 765/2021, N 766/2021) и опубликованы в официальных источниках опубликования нормативных правовых актов Орловской области: 20 декабря 2021 года в государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" (http://orel-region.ru) и 22 декабря 2021 года в газете "Орловская правда".
Суд первой инстанции, с учетом изложенного, пришел к правильному выводу, что приказы Управления от 17 декабря 2021 года N 580-т, от 17 декабря 2021 года N 581-т, от 17 декабря 2021 года N 582-т, от 17 декабря 2021 года N 584-т приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, процедура и сроки их принятия соблюдены.
В названной выше части решение суда участвующими в деле лицами не обжалуется.
Проверив приказы в оспариваемой части на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о их соответствии действующему законодательству.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно части 3 статьи 10 Закона о теплоснабжении в случае заключения между теплоснабжающей организацией и потребителем долгосрочного договора теплоснабжения (на срок более чем один год) орган регулирования устанавливает долгосрочный тариф на реализуемую потребителю тепловую энергию (мощность), определенный в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу положений Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования.
Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением их пересмотра в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (пункт 51); при этом тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки, то есть экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимого регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 25); долгосрочные тарифы рассчитываются с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов (пункт 18); при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 71); при расчете тарифов учитываются расходы регулируемой организации на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, которые определяются на основе установленных на очередной период регулирования цен (тарифов) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию (пункты 28, 37, 61, 73).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода" специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям и плата за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа подлежат государственному регулированию.
Из материалов дела следует, что Управление при расчете спорных тарифов для ООО "Газпром теплоэнерго Орел" использовало в том числе тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО "Газпром газораспределение Орел", утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 28 декабря N 1289/20 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО "Газпром газораспределение Орел" на территории Орловской области", а также плату за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа ООО "Газпром межрегионгаз Орел", размер которой утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы от 4 августа 2017 года N 1023/17 "Об утверждении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа ООО "Газпром межрегионгаз Орел" на территории Орловской области".
Доводам административного истца, повторяющимся в апелляционной жалобе, о том, что Управлением при установлении оспариваемых тарифов необоснованно не был учтен приказ ФАС России от 6 декабря 2021 года N 1374/21, которым увеличен размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые ООО "Газпром межрегионгаз Орел" на территории Орловской области, а также не была учтена специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям акционерного общества "Газпром газораспределение Орел", установленная приказом Управления от 29 декабря 2021 года, в обжалуемом судебном акте была дана надлежащая оценка и они правомерно отклонены судом ввиду следующего.
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10).
Статьей 53.2 Закона Орловской области от 15 апреля 2003 года N 319-ОЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области" предусмотрено, что неопубликованные нормативные правовые акты органов исполнительной государственной власти специальной компетенции области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не применяются.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом ФАС России от 6 декабря 2021 года N 1374/21 признан утратившим силу приказ этого ведомства от 4 августа 2017 года N 1023/17 и утвержден новый размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа ООО "Газпром межрегионгаз Орел".
Однако, данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 января 2022 года и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 20 января 2022 года.
Приказом Управления от 29 декабря 2021 года N 624-т утверждены специальные надбавки к тарифам на траснпортировку газа по газораспределительным сетям АО "Газпром газораспределение Орел", предназначенных для финансирования программы газификации Орловской области, на 2022 год. Из прямого указания, содержащегося в пункте 2 данного приказа, следует, что он вступает в силу с 1 января 2022 года.
Названный приказ в день его принятия, то есть 29 декабря 2021 года был внесен в реестр нормативных правовых актов органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области (N 811/2021) и опубликован в государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" (http://orel-region.ru).
Поскольку на момент утверждения Управлением оспариваемых в настоящем деле тарифов (17 и 18 декабря 2021 года) ни приказ ФАС России от 6 декабря 2021 года N 1374/21, ни приказ Управления от 29 декабря 2021 года N 624-т не вступили в силу, постольку они не подлежали применению.
Не согласиться с данным выводом оснований у судебной коллегии не имеется.
Также административный истец выражает свое несогласие с судебным актом в части признания правомерным учета Управлением не в полном объеме затрат на уплату арендных платежей по договорам аренды коммунальной инфраструктуры от 1 апреля 2014 года N 1/Л1, N 2/Л1, N 3/Л1.
Признавая действия административного ответчика правомерными, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Пунктами 58 и 73 Основ ценообразования установлено, что при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов учитываются операционные расходы регулируемой организации, которые включают в себя в том числе расходы на арендную плату.
Пунктом 39 Методических указаний N 760-э предусмотрено, что арендная плата в части имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, определяется в том числе в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования.
Из пункта 45 Основ ценообразования следует, что арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.
Судом первой инстанции было установлено, что 1 апреля 2014 года между АО "Орелгортеплоэнерго" (арендодатель) и акционерным обществом "Орелтеплоэнерго", преобразованным впоследствии в ООО "Газпром теплоэнерго Орел", (арендатор) заключен договор аренды объектов коммунальной инфраструктуры (недвижимого имущества) N 1/Л1 в отношении объектов, поименованных в приложении N 1 к договору с установлением арендной платой в размере 1 218 616, 76 рублей.
Дополнительным соглашением к данному договору аренды от 1 января 2019 года размер арендной платы уменьшен до 1 239 271, 28 рубль.
1 апреля 2014 года между теми же сторонами был заключен договор аренды объектов коммунальной инфраструктуры (движимого имущества) N 2/Л1 в отношении объектов, поименованных в приложении N 1 к договору с установлением арендной платой в размере 4 543 573, 83 рубля.
Дополнительными соглашениями к данному договору аренды от 1 мая 2014 года, от 1 октября 2014 года, от 1 февраля 2015 года, от 1 марта 2015 года, от 1 мая 2015 года, от 1 июля 2015 года, от 1 сентября 2015 года, от 2 ноября 2015 года, от 1 февраля 2016 года, от 1 января 2019 года, от 23 апреля 2019 года, от 5 ноября 2019 года, от 9 января 2020 года, от 14 октября 2020 года, от 17 ноября 2020 года изменялся перечень арендованного по договору имущества и размер арендной платы.
1 апреля 2014 года между теми же сторонами также заключен договор аренды объектов коммунальной инфраструктуры (движимого и недвижимого имущества) N 3/Л1 в отношении объектов, поименованных в приложении N 1 к договору с установлением арендной платой в размере 407 390, 41 рублей.
Дополнительными соглашениями к данному договору аренды от 1 мая 2014 года, от 1 октября 2014 года, от 1 февраля 2015 года, от 1 марта 2015 года, от 1 мая 2015 года, от 31 августа 2016 года, от 30 сентября 2016 года, от 25 мая 2017 года, от 1 января 2019 года, от 20 марта 2019 года, от 10 декабря 2019 года, от 17 ноября 2020 года изменялся перечень арендованного по договору имущества и размер арендной платы.
Все названные выше договоры аренды были заключены по результатам открытого конкурса в рамках дела о банкротстве АО "Орелгортеплоэнерго".
На основании указанных договорах аренды ООО "Газпром теплоэнерго Орел" при обращении в Управление заявило затраты на выплату арендной платы в размере 62 143 269, 43 рублей, из расчета: 62 635 380, 83 рублей (сумма арендной платы по трем договорам без налога на добавленную стоимость) - 492 111, 41 рублей (размер арендной платы, приходящийся на производство тепловой энергии в теплоносителе в виде пара, цены на которую не подлежат государственному регулированию).
Управление учло из указанной суммы расходов лишь 45 356 315, 81 рублей, посчитав именно эту сумму затрат ООО "Газпром теплоэнерго Орел" экономически обоснованной.
По мнению административного истца, поскольку договоры аренды заключены по результатам торгов, постольку предусмотренная ими арендная плата является экономически обоснованной.
С этим доводом судебная коллегия также согласиться не может.
Как верно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении, из приведенных ранее положений пункта 45 Основ ценообразования следует, что экономически обоснованный уровень арендной платы подлежит установлению регулирующим органом независимо от способа заключения договора аренды, при этом экономически обоснованный уровень может быть ниже, но не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлась критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора, следовательно, требование установления экономически обоснованного уровня арендной платы распространяется в том числе и на договоры аренды, заключенные по результатам торгов.
Из названной нормы также следует, что экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.
Вопреки доводам административного истца, названные выше предписания Основ ценообразования при установлении экономически обоснованного уровня арендной платы Управлением были выполнены.
Этот вывод суда основан на исследованных в ходе рассмотрения настоящего административного дела доказательств.
Судом первой инстанции было установлено, что с тарифной заявкой на 2022 год ООО "Газпром теплоэнерго Орел" в обоснование затрат по арендной плате представило копии договоров аренды от 1 апреля 2014 года N 1/Л1, N 2/Л1, N 3/Л1, заключенных с АО "Орелгортеплоэнерго", в пункте 1 которых указано, что объекты коммунальной инфраструктуры города Орла, переданные во временное пользование ООО "Газпром теплоэнерго Орел", состоят из недвижимого и движимого имущества и являются собственностью арендодателя АО "Орелтеплоэнерго".
В приложениях к этим договорам поименованы переданные в аренду объекты имущества: по договору N 1/Л1 - перечень недвижимого имущества, по договору N 2/Л2 - перечень движимого имущества, по договору N 3/Л1 - перечень движимого и недвижимого имущества.
24 марта 2021 года Управлением в адрес арендодателя АО "Орелтеплоэнерго" был направлен запрос о предоставлении расчета амортизации, налога на имущество и иных обязательных платежей по объектам, переданным в аренду ООО "Газпром теплоэнерго Орел".
Письмом от 28 мая 2021 года АО "Орелтеплоэнерго" предоставило в Управление соответствующие расчеты, согласно которым прогнозные значения на 2022 год по указанным объектам имущества составили: для амортизационных отчислений - 41 398 092, 43 рубля; по налогу на имущество организаций - 6 167 542, 02 рубля; по транспортному налогу - 63 844 рубля, по арендной плате за земельные участки - 369 108, 24 рублей.
Управление при расчете тарифа приняло в полном объеме представленные собственником имущества прогнозные значения по амортизационным отчислениям, по транспортному налогу и по арендной плате за земельные участки.
Вместе с тем, представленное АО "Орелтеплоэнерго" прогнозное значение по налогу на имущество организаций Управлением не принято, поскольку в его расчет в том числе включены переданные в аренду ООО "Газпром теплоэнерго Орел" объекты, правовой режим которых (движимое или недвижимое имущество) достоверно не прояснен, ввиду чего Управление самостоятельно, ориентируясь на перечень недвижимого имущества, поименованного в приложении к договору N 1/Л1 от 1 апреля 2014 года, и признаки недвижимого имущества, указанные в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, учло в целях исчисления налога на имущество организаций лишь то переданное в аренду ООО "Газпром теплоэнерго Орел" имущество, которое достоверно могло быть отнесено к недвижимому имуществу. Исчисленный Управлением с этого имущества размер налога на имущество организаций на 2022 год составил 3 884 450 рублей, который и был учтен при расчете тарифа для ООО "Газпром теплоэнерго Орел" на 2022 год.
Соглашаясь с таким расчетом, суд первой инстанции также учел следующее.
Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается только недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Из пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Проанализировав приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что юридическое значение при определении того, подлежит ли тот или иной объект налогообложению, имеют следующие критерии в совокупности:
- относится ли объект к недвижимому имуществу, облагаемому данным налогом, в соответствии с гражданским законодательством;
- принимается ли объект к бухгалтерскому учету в собственном качестве (как отдельный инвентарный объект), либо является частью другого объекта основных средств.
Судом было установлено, в том числе и из объяснений представителей административного ответчика, что, вопреки приведенным выше нормам налогового и гражданского законодательства, АО "Орелтеплоэнерго" включило в прогнозное значение налога на имущество организаций в качестве объектов налогообложения (то есть недвижимого имущества) в том числе объекты, которые, например, в приложении к договору от 1 апреля 2014 года N 2/Л2 отнесены данным арендодателем к движимому имуществу, при том, что сведений о регистрации спорных объектов в Едином государственном реестре недвижимости ни арендодателем, ни ООО "Газпром теплоэнерго Орел" также представлено не было.
С учетом изложенного, Управление учло в целях установления экономически обоснованного уровня арендной платы лишь то имущество, которое из представленных документов достоверно могло быть отнесено к недвижимому имуществу.
По запросу суда первой инстанции арендодатель АО "Орелтеплоэнерго" предоставил в материалы административного дела сведения о том, что все объекты коммунальной инфраструктуры, поименованные в приложениях к заключенным с ООО "Газпром теплоэнерго Орел" договорам аренды от 1 апреля 2014 года, учтены на балансе АО "Орелтеплоэнерго" в качестве объектов основных средств, и с этих объектов уплачивается налог на имущество организаций, пояснив при этом, что в настоящее время проводит работу по актуализации имущественного комплекса основных средств, в связи с чем существует вероятность отклонений плановых размеров налога на имущество организаций от фактически исчисленных и уплаченных налогов.
Оценив представленные доказательства и приведенные нормы права, суд первой инстанции согласился с позицией административного ответчика о том, что из представленных в Управление документов невозможно было достоверно отнести весь перечень указанных в прогнозном расчете АО "Орелтеплоэнерго" по налогу на имущество организаций объектов, переданных в аренду ООО "Газпром теплоэнерго Орел", к недвижимому имуществу.
Доказательств обратного в ходе рассмотрения дела, в том числе с апелляционной жалобой, не представлено.
Также суд первой инстанции обоснованно отклонил довод административного истца о том, что Управление должно было запросить недостающую информацию у арендодателя АО "Орелтеплоэнерго", как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства.
Так, как указал суд первой инстанции, из пунктов 13, 14, 15, 16, 20, 28 и 33 Правил регулирования тарифов следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование данных предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
При этом в силу требований пунктов 16, 18 названных Правил именно на регулируемую организацию возложена обязанность представить органу регулирования соответствующие обосновывающие документы и материалы, подтверждающие размер заявленных расходов. Организация вправе также дополнить заявку и ранее представленные документы до принятия тарифного решения. Приведенный в пункте 16 данных Правил перечень документов не лишает регулируемую организацию возможности представить иные, не предусмотренные им документы, если этого требует необходимость обоснования заявленных ею расходов.
Также суд первой инстанции верно указал, что пункт 20 Правил регулирования тарифов, вопреки доводам административного истца, не возлагает на орган регулирования обязанность истребовать документы для расчета тарифа, а предусматривает лишь его право запросить уточняющие сведения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что действия Управления по установлению экономически обоснованного уровня арендной платы в отношении арендованного ООО "Газпром теплоэнерго Орел" имущества в целях расчета оспариваемого тарифа произведены в соответствии с требованиями действующего законодательства, исходя из полученных от регулируемой организации документов.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию административного истца, и им дана надлежащая оценка судом первой инстанции в обжалуемом решении, с которыми судебная коллегия оснований не согласиться не находит.
Ссылки в апелляционной жалобе на убыточность деятельности Общества не могут повлиять на существо принятого судебного акта, поскольку оснований к признанию оспариваемых нормативных правовых актов в ходе рассмотрения дела установлено не было.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке в том числе по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орловского областного суда от 27 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Орел" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.