Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Константиновой Ю.П. и
Селиверстовой И.В.
при секретаре Постниковой К.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело N 3а-38/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" к комитету по тарифам и ценам Курской области об оспаривании нормативного правового акта в части, возложении обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" на решение Курского областного суда от 4 июля 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В, объяснения представителя административного истца Джураевой И.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителей административного ответчика Иванова Д.В. и Сергеевой Е.Н, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области (далее также - Комитет по тарифам, тарифный орган) от 7 декабря 2018 года N 41 утверждены тарифы на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемые обществом с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" (далее - ООО "ТГК", Общество, регулируемая организация) потребителям и другим теплоснабжающим предприятиям на 2019 - 2023 годы" (далее - Постановление от 7 декабря 2018 года N 41).
Постановлением Комитета по тарифам от 16 ноября 2021 года N 51 (далее - Постановление от 16 ноября 2021 года N 51) в Постановление от 7 декабря 2018 года N 41 внесены изменения.
В новой редакции изложены приложения: N 4 (Тарифы на тепловую энергию (мощность) поставляемую потребителям), N 5 (Тарифы на теплоноситель, поставляемый потребителям), N 6 (Тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для бюджетных и прочих потребителей), N 7 (Тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для населения).
Данный документ опубликован 19 ноября 2021 года на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru, 23 ноября 2021 года в газете "Курская правда" и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
ООО "Теплогенерирующая компания" обратилось в Курский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения в ходе судебного разбирательства заявленных требований просило признать Постановление от 16 ноября 2021 года N 51 недействительным в части не включения арендных платежей, ремонта котла в тариф на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду в открытой системе теплоснабжения с момента принятия указанного постановления и обязать Комитет по тарифам включить в тариф на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду в открытой системе теплоснабжения, поставляемые ООО "ТГК", расходы на ремонт водогрейного котла КВ-ГМ-100 и на уплату арендной платы в отношении объектов, связанных с регулируемым видом деятельности.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что утвержденные оспариваемым постановлением тарифы на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду в открытой системе теплоснабжения на 2022 год не соответствуют заявленным Обществом расходам, не компенсируют затраты предприятия на осуществление регулируемой деятельности, их применение влечет возникновение убытков, поскольку в составе необходимой валовой выручки учтена часть расходов по арендной плате в 2020 году в размере 374, 14 тыс. рублей при фактических 1 625, 90 тыс. рублей.
Кроме того, в тариф не включены расходы за 2020 год по ремонту водогрейного котла КВ-ГМ-100 в котельной на сумму 19 519, 04 тыс. рублей.
Полагает, что не включение в тариф регулируемой организации затрат на ремонт основных средств и арендных платежей не соответствует Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 190 "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлению Правительства от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), а также Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания N 760-э).
Решением Курского областного суда от 4 июля 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Решение в окончательной форме составлено судом 18 июля 2022 года.
Не согласившись с постановленным решением, 17 августа 2022 года Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить полностью и принять по административному делу новое решение.
В обоснование доводов в апелляционной жалобе указано, что экспертное заключение не содержит мотивированного заключения об экономической необоснованности затрат, заявленных Обществом по статье "арендные платежи", а также расчетов, подтверждающих принятый регулирующим органом размер затрат.
Также указало на то, что в предыдущие годы Комитет учитывал по договору от 1 августа 2006 года сумму арендных платежей полностью, а тариф на 2022 год сократили.
Суд не дал оценки доводам административного истца о том, что согласно пункту 2.3 приказа Комитета финансов Курской области от 7 октября 2009 года N 46н "Об утверждении Порядка организации бюджетного учета имущества казны Курской области" на объекты активов с даты их включения в состав имущества казны амортизация не начисляется, а согласно постановлению администрации Курской области от 24 июля 2019 года N 692-па "Вопросы аренды имущества, находящегося в государственной собственности Курской области" размер арендной платы по этому договору определяется в размере ее рыночной стоимости.
Полагает, что отсутствие расчета арендной платы не может являться самостоятельным основанием для отказа во включении в состав тарифа на тепловую энергию экономически обоснованных расходов, понесенных регулируемой организацией. Регулирующая организация вправе самостоятельно произвести расчет амортизационных отчислений в отношении предмета аренды.
Считает, что, поскольку административный истец понес расходы, связанные с арендой имущества производственного характера, а именно: помещений котельной с оборудованием, а также теплотрассы, а законодательство в сфере регулирования тарифов на поставку тепловой энергии направлено на компенсацию расходов регулируемой организации, то сумма арендных платежей, которая, по мнению административного ответчика, не могла быть включена в состав арендных платежей (пункт 45 Основ ценообразования), могла быть учтена в составе экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования ранее (пункт 63 Основ ценообразования).
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем административного ответчика и участвовавшим в деле прокурором поданы письменные возражения о их несостоятельности и законности решения суда.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах имеющихся у него полномочий с соблюдением процедуры принятия, формы и опубликования, ООО "ТГК" является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и в соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается ввиду следующего.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в том числе Законом о теплоснабжении, Основами ценообразования), Правилами регулирования тарифов, Методическими указаниями N 760-э.
В соответствии с положениями Закона о теплоснабжении регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения представляет собой вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с данным Федеральным законом государственному регулированию (часть 2); регулированию подлежат, в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов (пункт 4 части 1 статьи 8); органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в частности, устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 данного Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (статьи 5 и 7).
В силу Положения, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 21 апреля 2016 года N 230-па, Комитет по тарифам является отраслевым органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим полномочия по установлению (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифов на территории Курской области на:
- тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 Мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;
- тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;
- теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
- горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами административного дела, ООО "ТГК" создано для осуществления видов деятельности, в том числе по производству, передачи, распределению пара и горячей воды (тепловой энергии), что следует из пункта 2.2 Устава Общества, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 13 января 2022 года, является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги в сфере теплоснабжения на территории Курской области по регулируемым тарифам.
Постановлением от 7 декабря 2018 года N 41 ООО "ТГК" установлены долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов.
Согласно пункту 6 Правил регулирования тарифов цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования.
Из административного дела следует, что 29 апреля 2021 года ООО "ТГК" обратилось в тарифный орган с заявлением о корректировке тарифов на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемые потребителям на 2022 год, которое вместе с обосновывающими материалами принято Комитетом по тарифам к рассмотрению.
Как было указано ранее, Постановлением от 16 ноября 2021 года N 51 Комитет по тарифам внес изменения в Постановление от 7 декабря 2018 года N 41 (в редакции постановлений от 26 ноября 2019 года N 48, от 16 ноября 2020 года N 25), изложив в новой редакции приложения: N 4 (Тарифы на тепловую энергию (мощность) поставляемую потребителям), N 5 (Тарифы на теплоноситель, поставляемый потребителям), N 6 (Тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для бюджетных и прочих потребителей), N 7 (Тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для населения).
Судом также было установлено в ходе рассмотрения дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом - Правлением Комитета по тарифам, большинством голосов, при наличии необходимого кворума, в установленной форме в соответствии с Положением о комитете, Порядком деятельности Правления комитета по тарифам и ценам Курской области, утвержденном распоряжением председателя Комитета по тарифам от 10 сентября 2015 года N 1, и опубликовано 19 ноября 2021 года на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru, а также 23 ноября 2021 года в газете "Курская правда" и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, что соответствует постановлению Губернатора Курской области от 16 апреля 2009 года N 111 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативно правовых актов органов исполнительной власти Курской области".
В силу пункта 4 Положения о комитете, по вопросам, отнесенным к его компетенции, он принимает постановления, нормативные правовые и индивидуальные правовые акты в установленной сфере деятельности, которые обязательны для исполнения на территории Курской области.
В названной выше части решение суда участвующими в деле лицами не обжалуется.
Проверив постановление на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о его соответствии в оспариваемой части действующему законодательству.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Согласно положениям Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями (пункт 22); необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2); орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования (пункт 52).
Пунктом 35 Методических указаний N 760-э предписано, что при установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли.
Согласно пунктам 15, 16, 17, 20 и 28 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений организаций об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных в обоснование этих предложений. К числу обосновывающих документов относится расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.
Судом первой инстанции было установлено и подтверждается материалами дела, что тарифы в сфере теплоснабжения для потребителей ООО "ТГК" установлены на долгосрочный пятилетний период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года с применением метода регулирования - метода индексации установленных тарифов, который был определен с учетом предложения регулируемой организации.
ж
Оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что корректировка плановой необходимой валовой выручки и долгосрочных тарифов, установленных на 2022 год для потребителей ООО "ТГК", произведена Комитетом по тарифам в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования и Методическими указаниями N 760-э и включает в себя следующие показатели:
а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации;
б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов;
в) отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов.
Из материалов дела следует, что согласно протоколу заседания Правления комитета по тарифам и экспертному заключению по корректировке плановой необходимой валовой выручки и тарифов в сфере теплоснабжения, установленных на 2022 год с применением метода индексации для потребителей ООО "ТГК" (далее - экспертное заключение), при корректировке необходимой валовой выручки и тарифов на тепловую энергию применялись прогнозные параметры социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, разработанные Минэкономразвитием России и одобренным Правительством Российской Федерации 21 сентября 2021 года:
- индекс потребительских цен, определенный в Прогнозе социально-экономического развития на 2022 год - 104, 3 %, на 2021 год - 103, 6 %, фактический индекс на 2020 год - 103, 4 %;
- индекс роста цен на электрическую энергию 2022 год - 104, 7 %;
- индекс роста тарифов на холодное водоснабжение на 2022 год - 103, 9 %;
- индекс роста оптовых цен на газ природный - 105, 0 % с 1 июля 2022 года;
- индекс эффективности операционных расходов (ПОР) на 2022 год - 1 %, на уровне долгосрочного параметра регулирования, установленного на долгосрочный период;
- индекс изменения количества активов (ИКА) на 2022 год - 0, на уровне предложений предприятия.
Скорректированная плановая необходимая валовая выручка (НВВ) в целях корректировки тарифов, установленных на 2022 год для потребителей ООО "ТГК", определена Комитетом по тарифам в размере 318 289, 24 тыс. рублей в соответствии с пунктом 49 Методических указаний N 760-э по формуле 20:, 318 289, 24 = 34 801, 31+12 936, 07+258 344, 80+0+0+0+12 207, 06, где
- скорректированные операционные (подконтрольные) расходы в i-м году, определяемые в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования по формуле (10) с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекса изменения количества активов, 34 801, 31 тыс. руб.;
- скорректированные неподконтрольные расходы в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 39 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, 12 936, 07 тыс. руб.;
- скорректированные расходы на приобретение энергетических ресурсов (газа, электрической энергии), холодной воды и теплоносителя в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 50 настоящих Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, 258 344, 80 тыс. руб.;
- скорректированная нормативная прибыль, определяемая в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования на i-й год по формуле (12) с применением величины и скорректированной ставки налога на прибыль организаций в i-м году, 0 тыс. руб.;
- величина, учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и определенная на i-й год в соответствии с пунктом 42 Методических указаний, 0 тыс. руб.;
РППi - расчетная предпринимательская прибыль, определяемая в соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования, 0 тыс. руб.;
- корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования, учтенная в соответствии с пунктом 12 Методических указаний N 760-э, 12 207, 06 тыс. руб.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном не включении понесенных Обществом расходов по строкам "Аренда" и "Ремонт основных средств", судебная коллегия находит подлежащими отклонению ввиду следующего.
Согласно пункту 62 Основ ценообразования и пункту 39 Методических указаний N 760-э расходы по арендной плате учитываются в составе неподконтрольных расходов с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования.
т
Пунктом 45 Основ ценообразования определено, что арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю: амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.
При этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Обществом были представлены в Комитет по тарифам документы о понесенных фактически расходах по арендной плате за в размере 1 625, 90 тыс. рублей по договорам аренды: с ООО "Техносервис" от 2 октября 2014 года N ТС/007-1414 в сумме 23 412, 96 рублей; с ООО "Техносервис" от 1 сентября 2021 года N ТС/046-2114 в сумме 383 507, 52 рублей; с комитетом по управлению имуществом Курской области от 1 августа 2006 года N 8/1 в сумме 1 218 999, 96 рублей.
В состав необходимой валовой выручки при установлении тарифов на тепловую энергию в 2022 году расходы по арендной плате Комитетом по тарифам учтены в размере 374, 14 тыс. рублей.
Проанализировав приведенные выше положения и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что Комитетом по тарифам учтены в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на тепловую энергию на 2022 год расходы по арендной плате в соответствии с договором аренды от 1 августа 2006 года N 8/1 в сумме 374, 14 тыс. рублей, которые учитывают расходы на амортизацию, определенной по первоначальной стоимости согласно Перечням технологического оборудования и Порядку определения величины арендной платы от 1 августа 2006 года.
При этом суд первой инстанции признал обоснованным довод административного ответчика об обоснованности такого расчета, поскольку пунктом 45 Основ ценообразования прямо установлены виды платежей, которые относятся к экономически обоснованному уровню расходов по договору аренды и которые подлежат включению в прочие расходы.
Также судом было учтено, что в договоре аренды от 1 августа 2006 года N 8/1 и дополнительных соглашениях к нему от 1 апреля 2012 года, 27 февраля 2014 года, 13 марта 2015 года, 4 мая 2016 года отсутствуют сведения о включении в размер арендной платы иных обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, и арендодатель в лице комитета по управлению имуществом Курской области не является плательщиком налога на имущество, а по договору аренды N ТС/007-1414 от 2 октября 2014 года, заключенному с ООО "Техносервис", в пункте 3.1 отсутствует расчет арендной платы за имущество, в связи с чем установить из чего складывается установленная договором сумма платежа не представляется возможным. При этом Комитет по тарифам не мог принять расчет арендной платы к дополнительному соглашению N 1 от 11 ноября 2015 года к последнему договору, поскольку действие этого расчета арендной платы ограничено периодом с 1 января по 31 декабря 2016 года.
При этом представленные Обществом счета-фактуры за 2020 год подтверждают несение расходов по договору N ТС/007-1414 от 2 октября 2014 года за восемь месяцев на общую сумму 18 730, 40 рублей, в то время как в пункте 3 дополнительного соглашения арендная плата за год составляет 27 627, 36 рублей.
Также судом было установлено, что в указанных счетах-фактурах размер ежемесячной арендной платы в месяц без НДС и сумма налога на добавленную стоимость не совпадают с размерами этих платежей, указанных в расчете к дополнительному соглашению N 1 от 11 ноября 2015 года, что свидетельствует о наличии иного соглашения о размере арендной платы по договору N ТС/007-1414 от 2 октября 2014 года, действующему в 2020 году, в связи с чем орган регулирования обоснованно не имел возможности установить сумму амортизационных отчислений, налога на имущество и иных обязательных платежей, установленных пунктом 45 Основ ценообразования, по этому договору, а соответствующего расчета ООО "ТГК" в тарифное дело не представило.
Расчет арендной платы отсутствует и в договоре N ТС/039-2014 от 24 сентября 2020 года, так как в пункте 3.1 договора установлена арендная плата в размере 31 958, 96 рублей в месяц без НДС без расшифровки этой суммы. Дополнительного расчета к нему Обществом также не представлено.
Поскольку арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень, который, по общему правилу, определяется исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, а регулируемой организацией таких сведений до принятия оспариваемого постановления в Комитет по тарифам не представлено, постольку суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении административным ответчиком основного принципа, поименованного в пункте 45 Основ ценообразования, о возмещении регулируемой организации по строке расходов "Аренда" лишь экономически обоснованного уровня расходов, то есть сумм амортизации, что свидетельствует об отсутствии противоречий оспариваемого нормативного правового акта действующему законодательству в сфере теплоснабжения в этой части.
В силу подпункта "д" пункта 16 Правил регулирования тарифов обязанность по предоставлению расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов возложена на регулируемую организацию.
Как верно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении, отсутствие в материалах тарифного дела расчета величины амортизации, налогов и других платежей, являющегося обязательным условием включения затрат регулируемой организации на содержание и эксплуатацию полученного в аренду имущества, а также наличие противоречий между условиями договора и его фактическим исполнением свидетельствуют о недоказанности экономической обоснованности затрат по строке "Аренда", в запрашиваемом административным истцом размере.
При этом из материалов дела следует, что письмом от 14 мая 2021 года Комитет по тарифам предложил ООО "ТКГ" представить дополнительные документы и обосновывающие материалы, в том числе расчеты к договорам в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования.
Однако своим правом регулируемая организация не воспользовалась, документы не предоставила.
Доводы административного истца о том, что Комитет по тарифам вправе был самостоятельно произвести расчет амортизационных отчислений в отношении предмета аренды, были предметом оценки и судом первой инстанции верно признаны несостоятельными и противоречащими требованиям пункта 20 Правил регулирования тарифов, поскольку на регулирующий орган законодательством о теплоснабжении не возложена обязанность истребования документов необходимых для установления тарифа, так как обязанность представления таких документов и риски их непредставления лежат на регулируемой организации.
Ссылки административного истца на возможность включения арендных платежей, как убытков Общества, при корректировке тарифов в соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования были также признаны необоснованными.
Так, согласно названной норме, в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности.
Однако пунктом 55 Методических указаний N 760-э определено, что фактические неподконтрольные расходы определяются на основании документально подтвержденных имевших место неподконтрольных расходов с учетом требований пунктов 13, 45 Основ ценообразования, то есть с учетом экономически обоснованного уровня арендной платы.
С учетом приведенных выше норм, судебная коллегия находит ссылки административного истца на то, что в предыдущие годы Комитет учитывал по договору от 1 августа 2006 года сумму арендных платежей полностью, а также на приказ Комитета финансов Курской области от 7 октября 2009 года N 46н "Об утверждении Порядка организации бюджетного учета имущества казны Курской области", постановление администрации Курской области от 24 июля 2019 года N 692-па "Вопросы аренды имущества, находящегося в государственной собственности Курской области", несостоятельными.
Была дана оценка и доводам административного истца, повторяющимся в апелляционной жалобе, о не включении в тариф расходов по ремонту водогрейного котла КВ-ГМ-100 на сумму 19 540, 72 тыс. рублей, произведенный в 2020 году.
Из пункта 13 Основ ценообразования следует, что в случае, если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), они учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Как установлено судом первой инстанции и следует из дела, при подаче материалов на корректировку тарифов, установленных на 2022 год, ООО "ТГК" представило годовую бухгалтерскую и статистическую отчетности с приложением отчета о финансовых результатах по итогам работы за 2020 год, сведения о проведенных ремонтных работах в объеме, превышающем учтенные в составе тарифов на 2020 год.
Согласно договорам, заключенным с ООО "Монтажспецстрой", ООО "Воронежский электроремонтный завод", ИП Цветковым Р.В, ИП Халиным А.Е, актам выполненных работ и счетам-фактурам по ним, ремонтные работы ООО "ТГК" в 2020 году проведены на сумму 19 519, 04 тыс. рублей.
Плановые расходы на ремонт, заложенные административным ответчиком в тариф на тепловую энергию на 2020 год, составили 7 596, 14 тыс. рублей, однако подтверждения проведенных работ на эту сумму дополнительно от ООО "ТГК" в орган регулирования представлено не было, в связи с чем все понесенные расходы на ремонт в 2020 году составили 19 519, 04 тыс. рублей.
Приведенные выше обстоятельства участвующими в деле лицами не оспаривались.
Согласно положениям Основ ценообразования расходы на ремонт основных средств при формировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов учитываются в составе операционных расходов (пункт 58); операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов, индекс изменения количества активов (пункт 59).
Индекс эффективности операционных расходов определяется органом регулирования в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Закона о теплоснабжении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075.
В пункте 4 указанных выше Правил определено, что индекс эффективности операционных расходов устанавливается для каждой регулируемой организации с целью обеспечения поэтапного достижения эффективного уровня операционных расходов организации в размере от 1 до 5 процентов уровня операционных расходов текущего года долгосрочного периода регулирования посредством сравнительного анализа расходов регулируемых организаций в соответствии с методическими указаниями по расчету цен (тарифов).
Судом было установлено, что согласно протоколу заседания Правления комитета по тарифам и экспертному заключению индекс потребительских цен, определенный в Прогнозе на 2022 год, составил 104, 3%; индекс эффективности операционных расходов (ИОР) на 2022 год для ООО "ТГК" принят в размере 1%, на уровне долгосрочного параметра регулирования, установленного на долгосрочный период; индекс изменения количества активов (ИКА) на 2022 год принят 0, на уровне предложений предприятия.
В соответствии с пунктом 55 Методических указаний N 760-э фактические операционные расходы за 2020 год определены в соответствии с пунктом 56 данных Методических указаний, согласно которому операционные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, определяемые на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, фактическая суммарная экономия от снижения операционных расходов и от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя определяются, в том числе, по формуле 27 -
и составили сумму 32 988, 65 тыс. рублей: 32 988, 65 = 32 861, 03 х (1-1/100) х (1+1, 034) х (1+0, 75 х 0).
При этом операционные расходы (ОР) при корректировке тарифов на 2020 год и по итогам факта 2020 года, с учетом фактического индекса потребительских цен на 2020 год - 103, 4 %, вместо прогнозируемого - 103, 0 %, составили:
ОР в т.ч. ремонт ОС ИПЦ ИОР ИКА
план на 2020 г 32 861, 03 7 566, 75 103, 0 1 0
факт за 2020 г 32 988, 65 7 596, 14 103, 4 1 0
Операционные расходы на 2022 год были скорректированы в соответствии с формулой N 10 -
ОР i = OP i-1 х (1 - ИОР/100 %) х (1 + ИПЦ i)х (1 + Кэл х ИКА i)
и определены в сумме 34 801, 31 тыс. рублей: 34 801, 31 = 33703, 59 х (1-1/100) х (1+0, 043) х (1+0, 75 х 0).
Также из экспертного заключения следует, что скорректированные неподконтрольные расходы определены в соответствии с пунктом 39 Методических указаний N 760-э в сумме 25 143, 12 тыс. рублей, что выше предложений Общества за счет включения суммы экономически обоснованных расходов в сумме 12 207, 06 тыс. рублей, неучтенных в 2020 году, которые, в том числе учитывают расходы на ремонт за 2020 год в сумме 11 922, 9 тыс. рублей (19 519, 04 - 7 596, 14) и исключения расходов на оплату аренды недвижимого имущества.
Фактические неподконтрольные расходы в 2020 году определены Комитетом по тарифам на основании документально подтвержденных имевших место неподконтрольных расходов с учетом требований пунктов 13, 45 Основ ценообразования в сумме 17 736, 87 тыс. рублей, что подтверждается Анализом расходов (убытки) тепловой энергии ООО "ТГК" за 2020 год.
Также из экспертного заключения следует, что корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования учтена ранее и на регулируемый период, соответственно, равна нулю.
Размер корректировки необходимой валовой выручки, рассчитываемый на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов, определен Комитетом по тарифам в соответствии с пунктом 52 Методических указаний N 760-э с учетом индексов потребительских цен в сумме 12 207, 06 тыс. рублей, в том числе 11 370, 34 тыс. рублей по тепловой энергии, 655, 49 тыс. рублей по теплоносителю и 181, 23 тыс. рублей недосбор средств по теплоносителю.
Проанализировав приведенные выше нормы и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Комитетом по тарифам были учтены понесенные по итогам 2020 года расходы на ремонт основных средств в заявленном ООО "ТГК" объеме, то есть в сумме 19 519, 04 тыс. рублей, за минусом учтенной в составе тарифов на 2020 год суммы 7 566, 75 тыс. рублей, в соответствии с законодательством о государственном регулировании цен на тепловую энергию по двум позициям: в сумме 7 596, 14 тыс. рублей (проиндексированная сумма) в составе операционных расходов - 32 988, 65 тыс. рублей, и в сумме 11 922, 9 тыс. рублей в составе неподконтрольных расходов - 25 143, 12 тыс. рублей.
Правомерно судом были отклонены доводы административного истца о том, что в состав неподконтрольных расходов включена сумма меньше на 29, 39 тыс. рублей, чем представлено Обществом, поскольку они не учитывают произведенную органом регулирования корректировку запланированных на 2020 год расходов на фактический индекс потребительских цен на 2020 год - 103, 4 %, вместо прогнозируемого - 103, 0 %.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что действия Комитета по тарифам по установлению экономически обоснованного уровня арендной платы в отношении арендованного Обществом имущества в целях расчета оспариваемого тарифа и расходов на ремонт произведены в соответствии с требованиями действующего законодательства, исходя из полученных от регулируемой организации документов.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию административного истца, и им дана надлежащая оценка судом первой инстанции в обжалуемом решении, с которыми судебная коллегия оснований не согласиться не находит.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке в том числе по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курского областного суда от 4 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.