Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Мальмановой Э.К. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Лосева В.В, действующего в интересах ТСН "Наш дом" и Куленко Н.В, на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 6 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 22 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ТСН "Наш дом" и Куленко Н.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения участвовавших в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи представителя ТСН "Наш дом" и Куленко Н.В. по доверенности Лосева В.В, настаивавшего на удовлетворении кассационных жалоб, представителя администрации г. Волгограда по доверенности Цыцулиной М.А. и представителя департамента по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда Пикуль Д.А, возражавших против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ТСН "Наш дом" и Куленко Н.В. обратились в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, об оспаривании проекта межевания территории в составе проекта планировки и межевания территории юго-восточнее пересечения пр. им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова и ул. им. Землячки в Дзержинском районе, утвержденного постановлением администрации г. Волгограда от 17 марта 2021 года N 246 "Об утверждении проекта планировки и межевания территории".
Просили суд возложить на администрацию г. Волгограда обязанность в лице уполномоченного органа устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в проект планировки и межевания территории в части обеспечения нормативных размеров земельных участков, необходимых для эксплуатации многоквартирных домов N по адресу: "адрес", согласно местным нормативам градостроительного проектирования городского округа город-герой Волгоград, утвержденным решением Волгоградской областной думы от 30 января 2013 года N 72/2156.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 6 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 22 марта 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационных жалобах, поданных представителем ТСН "Наш Дом" и Куленко Н.В. по доверенности Лосевым В.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба представителя Куленко Н.В, поступившая в суд первой инстанции 25 июля 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 29 августа 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Кассационная жалоба представителя ТСН "Наш дом", поступившая в суд первой инстанции 23 сентября 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 6 октября 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения представителя ТСН "Наш дом" и Куленко Н.В. по доверенности Лосева В.В, настаивавшего на доводах и требованиях кассационных жалоб, представителя администрации г. Волгограда по доверенности Цыцулиной М.А. и представителя департамента по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда Пикуль Д.А, полагавших судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб с учетом дополнений и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационных жалобах указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Волгограда от 17 марта 2021 года N 246 утвержден проект межевания территории квартала N 03_03_006 по "адрес", разработанный на основании распоряжения департамента по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда от 18 декабря 2020 года N 100-осн "О подготовке проекта межевания территории".
Подготовка проекта межевания территории осуществлена применительно к незастроенной территории, расположенной в границах элемента планировочной структуры (квартала 03_03_006), в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков и установления границ зон действия публичных сервитутов. При образовании земельных участков затрагиваются земельные участки с кадастровыми номерами N.
Земельный участок с кадастровым номером N в оспариваемом проекте отражен с площадью 4098, 09 кв. м, аналогично как и ранее в утвержденной постановлением администрации г. Волгограда от 24 января 2020 года N 54 документации по внесению изменений в проект планировки и межевания территории юго-восточнее пересечения "адрес" (земельный участок поз. N площадь 4098 кв. м).
При подготовке проекта межевания территории учтены ранее выполненные проекты территориального планирования, документы по планировке территории, проектная документация.
В границах указанной территории расположены ранее сформированные земельные участки, сведения о земельных участках предоставлены ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Волгоградской области в ноябре 2020 года.
Красные линии территории градостроительного квартала 03_03_006 оспариваемым проектом межевания территории не изменяются. Проект не затрагивает планировку территории квартала.
Подготовка проекта межевания территории квартала 03_03_006 Дзержинского района г. Волгограда проводилась в 2 этапа.
В ходе 1-го этапа для дальнейшей возможности эксплуатации многоквартирных жилых домов был образован земельный участок N площадью 35412 кв. м путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N площадью 31958, 6 кв. м с землями неразграниченной государственной собственности (образуемые земельные участки N).
На данной территории расположены три многоквартирных дома, построенных с 2001 года до 2007 год, часть участка площадью 11712, 66 кв. м выходит за границы квартала 03_03_006.
В связи с окончанием строительства объектов капитального строительства предложены к снятию с государственного учета земельные участки с кадастровыми номерами N "организация строительной площадки на период строительства капитального объекта - административного здания и размещение некапитального объекта автомобильной мойки с последующим благоустройством", N "для строительства капитальных объектов - офисных помещений" и N "для строительства капитальных объектов - офисных помещений".
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "теплотрасса" накладывается на существующие земельные участки с кадастровыми номерами N, проектным решением предусматривается снятие его с кадастрового учета.
На втором этапе реализации проекта межевания территории устанавливаются границы образуемого земельного участка N 1.
Способ образования - путем объединения изменяемых земельных участков N1/1 (кадастровый номер N), N1/2 (кадастровый номер N), N1/3 (кадастровый номер N), N1/4 (кадастровый номер N), N1/5 (кадастровый номер N), N1/6 (кадастровый номер N) и N1/7 (кадастровый номер N). Вид разрешенного использования: многоквартирная жилая застройка и обслуживание жилой застройки. Площадь образуемого земельного участка 78748, 47 кв. м.
В соответствии с ранее утвержденной постановлением администрации г. Волгограда от 24 января 2020 года N 54 документацией по внесению изменений в проект планировки и межевания территории юго-восточнее пересечения пр. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова и ул. им. Землячки в Дзержинском районе для многоквартирных жилых домов образованы земельные участки "данные изъяты" путем раздела земельного участка N 224/1 образованного в первом этапе. Вид разрешенного использования: многоквартирная жилая застройка (высотная застройка).
В ходе подготовки проекта межевания были устранены существенные недостатки землепользования (вклинивание, чересполосица) путем перераспределения существующих земельных участков с кадастровыми номерами 34 N с землями неразграниченной государственной собственности "данные изъяты" Разрешенное использование образуемых земельных участков сохраняется.
Согласно проекту межевания территории образованы следующие земельные участки:
1. новое проектное решение:
- земельный участок N 1 с видом разрешенного использования - "многоквартирная жилая застройка (высотная застройка)", площадью - 78748, 47 кв. м (в соответствии с чертежом межевания территории);
2. решение, утвержденное постановлением администрации Волгограда от 24 января 2020 года N 54, по внесению изменений в проект планировки и межевания территории юго-восточнее пересечения пр. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова и ул. Землячки в Дзержинском районе:
- земельный участок N 2 с видом разрешенного использования - "коммунальное обслуживание", площадью 465, 5 кв. м;
- земельный участок N 3 с видом разрешенного использования - "многоквартирная жилая застройка", площадью 5208, 58 кв. м;
- земельный участок N 4 с видом разрешенного использования - "многоквартирная жилая застройка", площадью 11868, 6 кв. м;
- земельный участок N 5 с видом разрешенного использования - "многоквартирная жилая застройка", площадью 7737, 2 кв. м;
- земельный участок N 6 с видом разрешенного использования - "многоквартирная жилая застройка", площадью 4098, 09 кв. м;
- земельный участок N 7 с видом разрешенного использования - "для размещения инженерных коммуникаций", площадью 88, 75 кв. м;
- земельный участок N 8 с видом разрешенного использования - "для эксплуатации одноэтажного здания котельное", площадью 1358, 93 кв. м;
- земельный участок N 9 с видом разрешенного использования - "для многоэтажной застройки", площадью 4849, 47 кв. м;
- земельный участок N 10 с видом разрешенного использования - "военный городок", площадью 11517, 4 кв. м;
- земельный участок N 12 с видом разрешенного использования - "для размещения многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов) и объектов торговли", площадью 7834, 65 кв. м;
- земельный участок N 13 с видом разрешенного использования - "занимаемого многоквартирными домами", площадью 20659, 38 кв. м;
- земельный участок N 19 с видом разрешенного использования - "для строительства капитального объекта - административного здания", площадью 1474, 97 кв. м;
- земельный участок N 20 с видом разрешенного использования - "автомобильная мойка", площадью 1452, 59 кв. м.
Из вышеуказанного судами установлено, что в соответствии с рассматриваемым и ранее утвержденным проектами площади земельных участков под многоквартирные дома N 19 и N 19Б не изменялись, а именно:
- образуемые земельные участки поз. 6 - площадь 4098, 09 кв. м / поз.77- площадь 4098 кв. м (кадастровый номер N);
- существующий земельный участок с кадастровым номером N поз. 28 - площадь 9043, 78 кв. м /поз.76 - площадь 9044 кв. м;
- существующий земельный участок с кадастровым номером N поз. 24 - площадь 2725 кв. м / поз. 75 - площадь 2725 кв. м;
- существующий земельный участок с кадастровым номером N поз. 22 площадь 4398, 01 кв. м / образуемый земельный участок N 78 - площадь 204 кв. м.
Рассматриваемым проектным решением существующий земельный участок с кадастровым номером N остался в существующих границах, не делился (часть земельного участка - 204 кв. м расположено в границах квартала, оставшаяся часть за границами квартала на территории общего пользования).
Статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 1).
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (пункт 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территории осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планирования территорий или в виде отдельного документа.
Согласно части 7 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которому осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
Решением Волгоградской городской Думы от 30 января 2013 года N 72/2156 "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования городского округа город-герой Волгоград" утверждены местные нормативы градостроительного проектирования городского округа город-герой Волгоград.
Частью 3 подпункта 5.2.6. раздела 5 Местных нормативов установлено, что если фактическая площадь земельного участка в существующей застройке меньше нормативных размеров площади, бесплатно передаваемой в общую долевую собственность собственников в многоквартирном доме, и увеличение размеров земельного участка за счет смежных земельных участков не представляется возможным, то границы земельного участка многоквартирного дома устанавливаются по фактически существующим границам.
Согласно части 15 подпункта 5.2.6. раздела 5 Местных нормативов, в случае если фактический размер земельного участка многоквартирного дома меньше нормативного, размер земельной доли каждого собственника определяется путем деления фактической площади земельного участка многоквартирного дома на общую площадь помещений в доме и умножения на общую площадь помещения, находящегося в собственности каждого собственника.
Приказом Минземстроя Российской Федерации от 26 августа 1998 года N 59 "Об утверждении Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах" разработаны и утверждены методические указания.
Пункт 3.8 Методических указаний определяет, что размер земельной доли каждого домовладельца в кондоминиуме определяется путем умножения общей площади жилых помещений, находящихся в собственности данного домовладельца в кондоминиуме, на удельный показатель земельной доли.
При этом указывает, что в случае если фактический размер земельного участка в кондоминиуме меньше нормативного, размер земельной доли каждого домовладельца определяется путем деления фактической площади земельного участка в кондоминиуме на общую площадь жилых помещений в кондоминиуме и умножения на общую площадь жилого помещения, находящегося в собственности каждого домовладельца.
Таким образом, Методические рекомендации предусматривают в том числе, случаи определения размера земельной доли для каждого домовладельца, в случае если фактический размер земельного участка в кондоминиуме меньше нормативного. Соответственно, в случае если фактический размер земельного участка в кондоминиуме меньше нормативного, необходимо руководствоваться пунктом 3.8 Методических рекомендаций.
Из чего следует, что случаи определения размера земельной доли для каждого домовладельца при фактическом размере земельного участка в кондоминиуме меньше нормативного, прямо определены законодательством.
Представленными материалами подтверждается, что оспариваемым проектом межевания территории юго-восточнее пересечения пр. им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова и ул. им. Землячки в Дзержинском районе, утвержденным постановлением администрации г. Волгограда от 17 марта 2021 года N 246, изменение площади земельных участков с кадастровыми номерами N не предусмотрено. Указанные земельные участки остались в прежних границах, оспариваемый проект не предусматривает изменение площадей земельных участков в сторону уменьшения, пользователями которых являются административные истцы.
Данный факт подтверждается сведениями из ЕГРН и публичной кадастровой карте на официальном сайте Росреестра.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационных жалоб об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции не было допущено неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационных жалоб.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 6 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 22 марта 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 8 ноября 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Э.К. Мальманова
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.