Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Дружинина Е.С, действующего в интересах Кегеян И.Б, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 7 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Кегеян И.Б. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кегеян И.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 2 июля 2021 года в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 31 августа 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 7 июля 2022 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе, поданной представителем Кегеян И.Б. по доверенности Дружининым Е.С. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 20 июля 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 29 августа 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, Кегеян И.Б. бессрочно установлена вторая группа инвалидности, что подтверждается справкой МСЭ-2006 N 0000594376, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
На основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Кегеян И.Б. обратилась в администрацию г. Сочи с просьбой поставить на кадастровый учет и предоставить в аренду на 10 лет земельный участок, расположенный в "адрес".
Департаментом имущественных отношений администрации г. Сочи 2 июля 2021 года отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием законных оснований для предоставления земельного участка в аренду.
Статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (подпункт 3 пункта 1 указанной статьи).
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право па первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного, дачного хозяйства и садоводства связано с обеспечением дополнительной социальной защищенности инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и нуждающихся в земельном участке для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" возможность обеспечения инвалидов жилой площадью непосредственно связана с нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий.
Согласно позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года, определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 марта 2012 года N 8-АПГ12-1, предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан.
Согласно пункту 22 постановления администрации г. Сочи от 27 февраля 2015 года N 577 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов" предоставление земельного участка без проведения торгов определен перечень документов необходимых для предоставления муниципальной услуги, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным Приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 года N 1 "Об утверждении перечня документов, право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".
В соответствии с пунктом 39 указанного Перечня документом необходимым для предоставления муниципальной услуги является выданный уполномоченным органом документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков.
Таким образом, для реализации права гражданина являющегося инвалидом на первоочередное обеспечение земельным участком, одним из значимых обстоятельств является наличие нуждаемости такого гражданина- инвалида в улучшении жилищных условий.
Судом апелляционной инстанции установлено, что при обращении в департамент имущественных отношений администрации г. Сочи Кегеян И.Б. вместе с заявлением не был представлен документ, выданный уполномоченным органом и подтверждающий ее нуждаемость в улучшении жилищных условий. Кроме того, образуемый земельный участок превышает максимально допустимую площадь земельных участков для индивидуального жилищного строительства, установленную правилами землепользования и застройки г. Сочи. Предельные размеры (минимальные и (или) максимальные) земельных участков составляют для индивидуального жилищного строительства от 400 до 1000 кв. м.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого отказа департамента и отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов или опровергали бы выводы судебного постановления.
Довод заявителя о нерассмотрении судом апелляционной инстанции направленных представителем административного истца ходатайств, в том числе об отложении судебного разбирательства, опровергается материалами дела.
Заявленные ходатайства разрешены судом апелляционной инстанции 7 июля 2022 года в судебном заседании с вынесением мотивированных протокольных определений в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (л.д. 154-155).
Поскольку судом не было допущено неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в апелляционном определении выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 7 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 4 октября 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.