Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Иванова А.Е, Шелудько В.В.
рассмотрела кассационную жалобу Псеуша А.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 15 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению МИФНС России N 3 по Республике Адыгея к Псеушу А.Г. о взыскании задолженности по налогам.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
МИФНС России N 3 по Республике Адыгея (далее - инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Псеуша А.Г. задолженность по налогам и пеням на общую сумму 45 770, 82 руб, из них:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 руб, пени 207, 92 руб.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6884 руб, пени в размере 48, 76 руб.;
- налог на имущество физических лиц, взымаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018 года в размере 391 руб, пени в размере 5, 17 руб.;
- транспортный налог за 2018 года в размере 8167 руб, пени в размере 108, 07 руб.;
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2018 год в размере 516 руб, пени в размере 6, 83 руб.;
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2018 год в размере 81 руб, пени в размере 1, 07 руб.
Решением Теучежского районного суда Республики Адыгея от 11 марта 2022 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 15 июля 2022 года решение Теучежского районного суда Республики Адыгея от 11 марта 2022 года отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении требований административного иска в полном объеме.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 25 августа 2022 года, Псеуш А.Г. ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, взыскание налога за земельный участок по адресу: "адрес" является неправомерным, поскольку данный участок не зарегистрирован за административным истцом на праве собственности. Считает не подлежащим взысканию с Псеуша А.Г. транспортного налога ввиду отсутствия подробного расчета за каждый автомобиль, принадлежащий ему на праве собственности. Указывает, что выводы суда апелляционной инстанции о соблюдении инспекцией срока на обращение в суд являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм налогового законодательства.
Определением судьи от 23 сентября 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Стороны в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении налоговым органом процедуры взыскания обязательных платежей и санкций, указав на пропуск срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
С данными выводами не согласился суд апелляционной инстанции, указав на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанными выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что административный ответчик состоит на налоговом учете в МИФНС России N 3 по Республике Адыгея в качестве налогоплательщика по имущественному, земельному, транспортному налогам и страховым взносам.
В связи с неуплатой в установленный законом срок взыскиваемой задолженности по указанным страховым взносам за 2019 год и налогам за 2018 год в адрес административного ответчика инспекцией направлено налоговое требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов N по состоянию на 4 февраля 2020 года, со сроком исполнения до 18 марта 2020 года.
Поскольку в указанный в требовании срок задолженность не уплачена, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 48 НК РФ предусмотрены два срока обращения в суд налогового органа. Первый срок составляет шесть месяцев и начинает течь со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, второй - со дня отмены судебного приказа о взыскании налога и также составляет шесть месяцев. Нарушение каждого из указанных процессуальных сроков влечет отказ в удовлетворении соответствующего иска (заявления).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 8 февраля 2007 года N 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Вынесенный судебный приказ N от 22 июня 2020 года определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка г. Адыгейска N 1 Республики Адыгея от 23 декабря 2020 года отменен, в связи с поступившим заявлением Псеуша А.Г.
С административным исковым заявлением инспекция обратился в суд первой инстанции 17 июня 2021 года, то есть в пределах шестимесячного срока, установленного статьей 48 НК РФ.
Таким образом, являются правильными выводы суда апелляционной инстанции о соблюдении административным истцом процессуальных сроков на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а также в суд с административным иском.
Вместе с тем при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были допущены такого характера нарушения.
В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, в частности, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, инспекция просила взыскать среди прочего задолженность по транспортному налогу в размере 8167 руб, пени в размере 108, 07 руб.
Согласно представленному к иску налоговому уведомлению налог рассчитан за транспортные средства, принадлежащие Псеушу А.Г. на праве собственности, а именно: "данные изъяты", "данные изъяты"
В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 этого Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно представленным налоговым органом сведениям об имуществе налогоплательщика, за административным ответчиком указанные транспортные средства не зарегистрированы.
По тем же основаниям заслуживают внимания доводы кассационной жалобы о правомерности взыскания земельного налога за участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес"
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
По сведениям об имуществе налогоплательщика земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" за административным ответчиком не зарегистрирован.
При таком положении принятый по делу судебный акт нельзя признать законным.
Согласно пункту 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
С учетом изложенного апелляционное определение судебной коллеги по административным делам Верховного суда Республики Адыгея подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Верховный суд Республики Адыгея в ином составе судей.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, установить все обстоятельства по делу и разрешить дело в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 15 июля 2022 года отменить, административное дело N 2а-284/2022 направить на новое апелляционное рассмотрение в Верховный суд Республики Адыгея в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 18 ноября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.