Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Иванова А.Е, Шелудько В.В.
рассмотрела кассационную жалобу представителя Скотникова С.В. по доверенности Малыгиной Ю.С. на решение Славянского городского суда Краснодарского края от 14 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Скотникова С.В. к администрации Славянского городского поселения Славянского района об оспаривании решений.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Скотников С.В. обратился в Славянский городской суд Краснодарского края с административным исковым заявлением об оспаривании решений администрации Славянского городского поселения Славянского района (далее - администрация).
В обоснование административного иска Скотников С.В. указал, что обратился в администрацию с заявлением от 9 июня 2021 года о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 631 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" (далее - спорный участок), однако письмом от 7 июля 2021 года администрация в лице отдела по управлению муниципальным имуществом отказала ему в заключении указанного договора. Полагая данный отказ незаконным, Скотников С.В. обратился в суд.
Решением Славянского городского суда Краснодарского края от 14 февраля 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 мая 2022 года решение Славянского городского суда Краснодарского края от 14 февраля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 19 сентября 2022 года, представитель Скотникова С.В. по доверенности Малыгина Ю.С. ставит вопрос об отмене решения Славянского городского суда Краснодарского края от 14 февраля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 мая 2022 года. Как указывает заявитель, факт расторжения договора аренды административным ответчиком в судебном порядке, и, соответственно, наличие действующего договора до момента его расторжения, судом при рассмотрении данного административного дела не учтен. Ссылается на то, что суд не дал оценку следующему обстоятельству - является ли спорный участок тем же самым участком площадью 425 кв. м, в отношении которого заключался договор аренды с административным истцом. Считает, что увеличение земельного участка на 206 кв. м не превышает предельный минимальный размер земельного участка в 400 кв. м, установленный Правилами землепользования и застройки и соответствует нормам действующего законодательства, в связи с чем уточненная площадь и границы участка беспрепятственно прошли кадастровый учет в Росреестре.
Определением судьи от 27 сентября 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях относительно кассационной жалобы администрация выражает несогласие с доводами жалобы.
Представитель административного ответчика в заседание суда кассационной инстанции не явился. На основании пункта 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав Скотникова С.В. и его представителя Малыгину Ю.С, поддержавших доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, 17 февраля 2004 года муниципальным учреждением " "данные изъяты"" (арендодатель) и Скотниковым С.В. (арендатор), на основании постановления главы города Славянска-на-Кубани и Славянского района Краснодарского края от 17 февраля 2004 года N "О предоставлении земельного участка в аренду Скотникову С.В. в "адрес"", заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 425 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", для ведения огородничества, категория земель - земли поселений. Срок действия договора до 15 февраля 2005 года. Кадастровый номер земельного участка в данном договоре отсутствует.
Договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17 февраля 2004 года N в Едином государственном реестре не зарегистрирован, поскольку правоотношения сторон носили краткосрочный характер.
28 августа 2009 года управлением по муниципальному имуществу и земельным отношениям и Скотниковым С.В. заключено дополнительное соглашение N к договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17 февраля 2004 года N, согласно которому внесены изменения в расчет ежегодной арендной платы. Все остальные пункты договора не затронуты и остались без изменения.
После истечения срока договора аренды (15 февраля 2005 года) арендатор продолжил пользоваться земельным участком в отсутствие возражений со стороны арендодателя.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 14 января 2010 года установлено, что земельный участок расположен по адресу: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: огород. Площадь земельного участка 631 +/-9 кв. м. Правообладателем указана администрация, вид права: государственная собственность (л. д. 12 - 13).
В связи с возражениями Скотникова С.В. против расторжения договора аренды земельного участка, со ссылкой на пункт 9 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), администрация в 2020 году обратилась в суд с иском к Скотникову С.В. о расторжении договора аренды земельного участка.
В ходе рассмотрения гражданского дела по иску администрации установлено, что сведения о земельном участке площадью 425 кв. м, расположенном в "данные изъяты", прилегающем к земельному участку по "адрес", целевым назначением является ведение огородничества, из категории земель поселений, в ЕГРН отсутствуют, в связи с чем указанный земельный участок в соответствии с действующим законодательством не может и далее оставаться предметом договора аренды.
Решением Славянского городского суда Краснодарского края от 9 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 июня 2021 года, исковые требования администрации к Скотникову С.В. о расторжении договора аренды земельного участка удовлетворены в полном объеме, договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17 февраля 2004 года N расторгнут.
Согласно статье 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Решением шестнадцатой сессии Совета Славянского городского поселения Славянского района от 28 декабря 2015 года N1 утверждены Правила землепользования и застройки Славянского городского поселения Славянского района.
Постановлением администрации от 27 января 2021 года N "Об изменении вида разрешенного использования земельному участку с кадастровым номером 23:48:0102012:53, расположенному по адресу: "адрес"", изменен вид разрешенного использования спорного земельного участка площадью 631 кв. м с использования: огород, на разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. Категория земель - земли населенных пунктов. Территориальная зона - зона индивидуальной жилой застройки постоянного проживания. Постановление является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.
Частью 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ предусмотрено, что сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений.
Из выписки из ЕГРН об объекте недвижимости (по состоянию на 8 апреля 2021 года) следует, что спорный участок расположен по адресу: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты", категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. Площадь земельного участка 631+/-9 кв. м.
Согласно пункту 3 статьи 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 приведенного Кодекса);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства.
При этом в силу пункта 4 статьи 39.6 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 данной статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 названного Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 указанной статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Судом установлено, что 9 июня 2021 года Скотников С.В. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, указав, что он просит предоставить земельный участок в аренду без проведения процедуры торгов на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 39.6 ЗК РФ, с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 631 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", цель использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства.
Письмом от 7 июля 2021 года, полученным административным истцом 10 июля 2021 года, администрация в лице отдела по управлению муниципальным имуществом на основании пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ и подпункта 1 пункта 2.9 административного регламента в предоставлении спорного земельного в аренду без проведения торгов Скотникову С.В. отказала.
В пункте 2.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов" утвержденного постановлением администрации от 8 апреля 2019 года N 446, указан исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги.
В нарушение указанного пункта административного регламента Скотниковым С.В. не предоставлены документы, удостоверяющие (устанавливающие) его права на испрашиваемый земельный участок.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что в отношении спорного земельного участка договоры аренды не заключались, соответственно, заключение нового договора аренды в отношении указанного выше земельного участка на основании пункта 3 статьи 39.6 ЗК РФ не представляется возможным. Суды отметили, что спорный земельный участок имеет характеристики, отличные от участка, переданного административному истцу в аренду по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17 февраля 2004 года N
Суды обеих инстанций пришли к выводу об ошибочности доводов административного истца о действии договора аренды земельного участка на момент его обращения 9 июня 2021 года в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, так как решением Славянского городского суда Краснодарского края от 9 марта 2021 года договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17 февраля 2004 года расторгнут. Таким образом, с момента вынесения решения суда прекращены все взаимоотношения сторон по указанному договору аренды.
Также суды исходили из того, что на момент обращения Скотникова С.В. с указанным заявлением в администрацию ему было известно о вынесении оспариваемого постановления, следовательно, им пропущен установленный законом срок для его обжалования.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию Скотникова С.В. в судах первой и второй инстанций, которым дана надлежащая оценка, не содержат новых обстоятельств, опровергающих выводы судов обеих инстанций, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд, вопреки доводам кассационной жаобы, находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Славянского городского суда Краснодарского края от 14 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Скотникова С.В. по доверенности Малыгиной Ю.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 23 ноября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.