Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г, судей: Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цой Е.О. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области о признании незаконным решения в части отказа в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 27 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Цой Е.О. обратился в суд иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области, в котором просил признать незаконным решение заседания комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области в части отказа в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать за Цой Е.О. и Цой Г.Е. право на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 20 августа 2021 года исковые требования Цой Е.О. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 15 декабря 2021 года решение районного суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Цой Е.О. - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26 мая 2022 года апелляционное определение судебной коллеги по гражданским делам Астраханского областного суда от 15 декабря 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 27 июля 2022 года решение Кировского районного суда г. Астрахани от 20 августа 2021 года отменено.
По делу принято новое решение, которым исковые требования Цоя Е.О. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области удовлетворены.
Отказ Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области в принятии Цоя Е.О. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признан незаконным.
За Цоем Е.О. и Цой Г.Е. признано право на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения.
В кассационной жалобе Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 27 июля 2022 года, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что согласно п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ Цой Е.О. не может быть принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Поскольку он с 02.12.2016 бессрочно зарегистрирован по адресу: "адрес". Собственником указанного дома является ФИО16 - мачеха истца. Наличие постоянной регистрации дает право пользования жилым помещением по данному адресу, вне зависимости от того, где фактически живет и желает проживать гражданин.
Так как общая площадь данного жилого помещения составляет 307 кв.м, то каждый член семьи (истец, его отец и мачеха) обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Кроме того, супруга истца Цой Г.Е. с 17.11.1992 имеет постоянное место регистрации в жилом доме общей площадью 123 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем на праве общей долевой собственности по 1/2 доли ее брату ФИО5 и супруге брата ФИО6
То есть супруга истца также обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Представителем ответчика подано ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Учитывая отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, в целях недопущения волокиты, скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что Цой Е.О. является действующим сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации с 09.11.2010г. до настоящего времени, имеет стаж службы более 10 лет. В настоящее время майор полиции Цой Е.О. занимает должность начальника отделения по осуществлению административного надзора отдела участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних УМВД России по городу Астрахани.
12.02.2021г. Цой Е.О. обратился к начальнику УМВД России по Астраханской области с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи два человека (он и его супруга Цой (Ажгалиева) Г.Е.).
Указанное заявление и приложенные к нему документы рассмотрены на заседании комиссии УМВД России по Астраханской области по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 09.03.2021г. и решением, оформленным протоколом заседания комиссии N155, утвержденным распоряжением УМВД России по Астраханской области от 11.03.2021г. N 1/1151, Цой Е.О. отказано в принятии на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На момент подачи заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты (12.02.2021г.) и до настоящего времени Цой Е.О. зарегистрирован в домовладении, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности супруге отца истца ФИО17
Супруга истца - Цой Г.Е. имеет регистрацию по месту пребывания в данном жилом доме, что подтверждается свидетельством N от ДД.ММ.ГГГГ Кроме истца и его супруги на регистрационном учете в указанном жилом доме состоят также, собственник дома ФИО18 и отец истца ФИО21 Жилой дом имеет общую площадь 307 кв.м.
Кроме того, супруга истца Цой Г.Е. имеет постоянную регистрацию в доме, общей площадью 123 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", который принадлежит на праве собственности по 1/2 доли её брату и жене брата.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что каждый член семьи Цой Е.О. обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. И Цой Е.О. и его супруга Цой Г.Е, являются членами семьи собственников жилых помещений и были обеспечены общей площадью на одного члена семьи выше предусмотренного законом уровня, что свидетельствует об отсутствии их нуждаемости в жилом помещении, и, как следствие, об отсутствии права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
При повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции установив, что Цой Е.О. нанимателем иного жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения не является, продолжительность его службы в органах внутренних дел составляет более 10 лет, приняв во внимание установленную при рассмотрении дела совокупность условий, при наличии которых истец вправе состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Цоя Е.О.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены принятого при новом рассмотрении апелляционного определения и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон о 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) данным Законом регулируются, в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
При этом право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подпункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (подпункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011г. N247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности (пункт 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011г. N247-ФЗ); проживает в коммунальной
квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 2 статьи 4 Федерального закона от19 июля 2011г. N247-ФЗ): проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке (пункт 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г..N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Подпункт "а" пункта 5 Правил предусматривает, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются следующие документы: копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения).
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Из приведенных нормативных положений следует, что одним из необходимых условий возникновения права сотрудника органов внутренних дел на предоставление единовременной социальной выплаты является нуждаемость в жилом помещении, а именно: отсутствие у сотрудника или членов его семьи жилого помещения в собственности или во владении и пользовании на условиях договора социального найма, отсутствие у сотрудника права пользования названными помещениями как у члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, а также обеспеченность его и членов его семьи такими помещениями ниже предусмотренного законом уровня.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 416-О, единовременная социальная выплата предоставляется в качестве меры социальной поддержки конкретным обратившимся за ней сотрудникам, нуждающимся в жилье и не считающимся обеспеченными жилыми помещениями на праве собственности или социального найма ни лично, ни в качестве члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения. Это предполагает необходимость учета комиссией органа внутренних дел по предоставлению единовременной выплаты, в частности, сведений о жилых помещениях, право пользования которыми на соответствующих основаниях имеет сотрудник, претендующий на ее получение, чему корреспондирует закрепленная в подпункте "е" пункта 5 указанных Правил обязанность сотрудника сообщить о наличии таких жилых помещений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 сентября 2012 года N 1806-О, требование документального подтверждения того факта, что лицо, претендующее на получение единовременной социальной выплаты, не обеспечено жилым помещением, как обязательное условие принятия на учет для ее получения, направлено на предотвращение злоупотребления соискателем выплаты своими правами при обращении за ее получением за счет бюджетных ассигнований и не может рассматриваться как противоречащее статьям 7 (часть 1), 19 (часть 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17 (часть 3), 55 (часть 3), 71 (пункт "з"), 114 (пункты "а", "в" части 1) и 115 (часть 1).
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
На основании пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", в случае отмены постановления суда первой или апелляционной инстанции и направления дела на новое рассмотрение указания суда кассационной инстанции о применении и толковании норм материального права и норм процессуального права являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело (статья 379.6, часть 4 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выполняя указания суда кассационной инстанции, установив юридически значимые обстоятельства по делу, учитывая что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, принимая во внимание, что другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи, а также принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих, что истец и его супруга являются членами семьи собственника, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что Цой Е.О. вправе состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Доводы кассационной жалобы, в целом сводятся к тому, что Цой Е.О. и его супруга Цой Г.Е. обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м, являются несостоятельными и не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
С 02.12.2016 года по настоящее время Цой Е.О. зарегистрирован и проживает с супругой Цой Г.Е. в жилом доме, общей площадью 307 кв.м, расположенном по адресу: "адрес". Супруга истца по данному адресу имеет регистрацию по месту пребывания N от ДД.ММ.ГГГГ. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО22 По данному адресу зарегистрирована кроме истца и его супруги: ФИО19 собственник домовладения, которая не является матерью истца и отец истца ФИО20
Факт раздельного проживания истца с собственником жилого помещения в котором он зарегистрировано, установлен судом, в связи с чем, признать истца и его супругу членами семьи собственника домовладения, в котором они зарегистрированы, не представляется возможным
Факт раздельного проживания супруги истца Цой Г.Е. со своим братом, в домовладении, принадлежащем ему и его супруге, также установлен судами нижестоящих инстанций.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не указывают на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям статей 379.6, 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Доводов к отмене состоявшегося апелляционного определения кассационная жалоба не содержит, оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы не выявлено, нарушений либо неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных в частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено, вследствие чего основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 27 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.