Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гульченко А.В. к Управлению социальной защиты населения администрации Чертковского района Ростовской области о признании права на меру социальной поддержки в виде предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка от трёх до семи лет включительно, по кассационной жалобе Управления социальной защиты населения администрации Чертковского района Ростовской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Гульченко А.В. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Чертковского района Ростовской области о признании права на меру социальной поддержки в виде предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка от трёх до семи лет включительно.
В обоснование заявленного иска указано на то, что 29.12.2021 года было принято решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на его ребёнка, со ссылкой на на п.п. "д", п.16 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о её назначении" в редакции от 11 сентября 2021 года (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 года N1539), а именно наличие зарегистрированных на заявителя или членов его семьи двух и более автотранспортных средств".
С данным отказом истец не согласен, поскольку на момент подачи им заявления и принятия решения УСЗН Администрации Чертковского района он имел право на назначение пособия на ребёнка от 3 до 7 лет и получил необоснованный отказ в назначении указанного пособия.
С учетом вышеизложенного, истец просил суд признать за ним право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка от трёх до семи лет включительно с момента подачи им соответствующего заявления от ДД.ММ.ГГГГ N, принятое решение УСЗН администрации Чертковского района об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты признать необоснованным и обязать УСЗН администрации Чертковского района назначит - осуществлять ежемесячную денежную выплату на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно с момента его обращения 25.12.2021 года через портал Госуслуги заявлением о назначении указанной выплаты сроком на 12 месяцев в соответствии требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 N38 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществлена ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты и типовой формы заявления о её назначении" в редакции от 1 сентября 2021 года (Постановление Правительства РФ от 11 сентября 2021 года N1539)
Решением Чертковского районного суда Ростовской области от 05.05.2022 года удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 августа 2022 года решение Чертковского районного суда Ростовской области от 05.05.2022 года отменено. По делу принято новое решение, которым иск Гульченко А.В. удовлетворен частично.
Решение Управления социальной защиты населения администрации Чертковского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно" признано незаконным.
В кассационной жалобе Управление социальной защиты населения администрации Чертковского района Ростовской области просит отменить указанные судебные акты, в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что 29.12.2021 года по результатам рассмотрения заявления было принято решение об отказе в назначении выплаты по основаниям, указанным в п.п. "д", п. 16 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. N 384 (в ред, действующей до 01.02.2022), в связи с наличием зарегистрированных на заявителя или членов его семьи двух и более автотранспортных средств, поскольку согласно сведениям, полученным в рамках межведомственного взаимодействия посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия в собственности у семьи заявителя имеются два автотранспортных средства 2001 и 1998 г.в.
Кроме того, в соответствии с п. 19. Основных требований в состав семьи, учитываемый при определении права на получение ежемесячной выплаты, в том числе в целях расчета среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель) или опекун ребенка, подавшие заявление, его супруг (супруга), несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой (за исключением таких детей, состоящих в браке).
То есть при определении права на указанную меру социальной поддержки учитываются доходы и имущество всех членов семьи заявителя, поименованных в п.19 Основных требований.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что данное обстоятельство не было учтено судом апелляционной инстанции при вынесении определения.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренным данным кодексом, с особенностями, установленными параграфом 1 главы 41 Кодекса.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что Гульченко А.В. состоит в браке с ФИО13 с ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о заключении брака серии N от ДД.ММ.ГГГГ), от брака имеют сына ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении серии N от ДД.ММ.ГГГГ).
25.12.2021 года через портал Госуслуги Гульченко А.В. обратился в Управление социальной защиты населения Администрации Чертковского района Ростовской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
29.12.2021 года ответчиком по заявлению истца принято решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на его ребёнка, в обоснование отказа указана ссылка на п.п. "д", п.16 основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте т 3 до 7 лег включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о её назначении", в связи с наличием в семье истца двух автотранспортных средства, 1998 и 2001 года выпуска, истцу 30.12.2021 направлено соответствующее уведомление.
Истец не согласился с принятым решением Управления социальной защиты населения Администрации Чертковского района Ростовской области и направил претензию, в которой указал, что согласно п.п. "д" пункта 16 Постановления Правительства РФ от 31.03.2020 N384, в редакции, действовавшей на дату подачи им заявления предусмотрен отказ в назначении денежной выплаты в связи с наличием зарегистрированных на заявителя или членов семьи 2 и более транспортных средств, то есть два транспортных средства на каждого члена семьи.
Как следует из сведений об отдельных атрибутах зарегистрированных транспортных средств от 29.12.2021 г, за истцом Гульченко А.В. зарегистрировано транспортное средство 2001 года выпуска, а за его супругой ФИО15 зарегистрировано транспортное средство 1998 года выпуска.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, установив наличие на дату обращения истца в Управление социальной защиты населения Администрации Чертковского района Ростовской области двух зарегистрированных транспортных средств на семью заявителя, за истцом Гульченко А.В. зарегистрировано транспортное средство 2001 года выпуска, а второе 1998 года выпуска за супругой истца - ФИО16, пришел к выводу о правомерности отказа Управления социальной защиты населения Администрации Чертковского района Ростовской области в назначении денежной выплаты истцу на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
При этом суд указал, что в подпункте "д" пункта 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N384, как в редакции от 11.09.2021, так и в редакции в настоящее время, не содержится указаний на наличие зарегистрированных 2-х автотранспортных средств на каждого члена семьи, а подразумевается 2-х зарегистрированных транспортных средств на семью заявителя.
Отменяя решение суда первой инстанции и частично удовлетворяя требования истца, суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции о правомерности отказа Управления социальной защиты населения Администрации Чертковского района Ростовской области в назначении выплаты истцу на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно незаконными, поскольку на дату обращения истца к ответчику имело место быть наличие двух зарегистрированных транспортных средств, одно из которых зарегистрировано за истцом, 2001 года выпуска, а второе 1998 года выпуска за супругой истца - ФИО18 что давало основание для установления спорных выплат. При этом, суд апелляционной инстанции отметил, что на дату обращения истца в Управление социальной защиты населения Администрации Чертковского района Ростовской области действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N384 (в ред. от 11.09.2021), согласно которому основаниями для отказа в назначении или перерасчёте ежемесячной выплаты являлось наличие зарегистрированных на заявителя или членов его семьи 2 и более автотранспортных средств, исходя из буквального содержания и толкования которого, следует, что наличие двух и более транспортных средств должно быть зарегистрировано либо за заявителем, либо за членами его семьи, тогда как на заявителе было зарегистрировано одно транспортное средство, второе было зарегистрировано на его супруге.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда апелляционной инстанций основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Признавая незаконным и отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия не учла следующее.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт "а" пункта 3 данного Указа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - постановление N 384).
Согласно пункту 19 постановления N 384 в редакции от 31 марта 2021 года, в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление, его супруг, несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях либо образовательных учреждениях среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой (за исключением таких детей, состоящих в браке).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 16 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 1 до 7 лет включительно, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31.03.2021 N384 (ред. от 11.09.2021, действовавшей на дату подачи истцом заявления в УСЗН) основаниями для отказа в назначении или перерасчёте ежемесячной выплаты являлось:
а) государственная регистрация смерти ребенка, в отношении которого подано заявление;
б) превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты;
в) наличие в заявлении недостоверных или неполных данных;
г) наличие в собственности у заявителя и членов его семьи:
2 и более зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленной в субъекте Российской Федерации, но не более 24 кв. метров в расчете на одного человека, на количество членов семьи (за исключением зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", предоставленных в рамках социальной поддержки многодетной семьи уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования; доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, равной не более одной трети от общей площади жилого помещения; жилого помещения (части квартиры, комнаты), занимаемого заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленным в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания);
2 и более зданий с назначением "жилой дом", суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленной в субъекте Российской Федерации, но не более 40 кв. метров в расчете на одного человека, на количество членов семьи (за исключением здания с назначением "жилой дом", предоставленного в рамках социальной поддержки многодетной семьи уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования; доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, равной не более одной трети от общей площади жилого помещения; жилого помещения (части жилого дома), занимаемого заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленным в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания);
2 и более зданий с назначением "садовый дом";
2 и более зданий с назначением "нежилое", помещений с назначением "нежилое", сооружений (за исключением хозяйственных построек, расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых земельных участках, а также объектов недвижимого имущества, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, объектов недвижимого имущества, являющихся имуществом общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества);
2 и более объектов недвижимого имущества, предназначенных для стоянки (хранения), ремонта и технического обслуживания транспортных средств (гараж, машино-место) (3 и более таких объектов недвижимого имущества - для многодетных семей, семей, в составе которых есть инвалид, семей, которым выдано автотранспортное или мототранспортное средство в рамках социальной поддержки многодетной семьи уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования);
земельных участков (за исключением находящихся в общей долевой собственности земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельных участков, предоставленных многодетной семье уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках предоставления мер социальной поддержки, земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), суммарная площадь которых превышает 0, 25 гектара, а для территории сельских поселений или межселенных территорий - 1 гектар;
д) наличие зарегистрированных на заявителя или членов его семьи:
2 и более автотранспортных средств (3 и более автотранспортных средств - для многодетных семей, семей, в составе которых есть инвалид, семей, которым автотранспортное средство выдано в рамках предоставления мер социальной поддержки уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования);
2 и более мототранспортных средств (3 и более мототранспортных средств - для многодетных семей, семей, в составе которых есть инвалид, семей, которым мототранспортное средство выдано в рамках предоставления мер социальной поддержки уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования);
автотранспортного средства с мощностью двигателя не менее 250 лошадиных сил, год выпуска которого не превышает 5 лет, за исключением автотранспортного средства, имеющего более 5 мест, полученного (приобретенного) семьей с 4 и более детьми;
2 и более маломерных судов, год выпуска которых не превышает 5 лет;
2 и более самоходных машин и других видов техники, год выпуска которых не превышает 5 лет;
Последние два абзаца внесены постановлением от 31.03.2021 года и вступили в силу с 01.01.2022 года и не распространялись на лиц получающих выплаты до 31.12.2021 года.
Из толкования указанных норм права, следует, что для семьи, не являющейся многодетной, меры социальной поддержки предоставляются в случае наличия в собственности заявителя и членов его семьи не более одного жилого помещения, одного земельного участка, одного садового домика, одного автотранспортного средства, одного матотранспортного средства и так далее, при чем наличие жилого помещения также ограничено нормой квадратных метров на каждого члена, а доход семьи ограничен прожиточным минимумом, иное теряло бы смысл мер социальной поддержки.
В связи с указанным, иное толкование указанных норма права, на котором построены выводы суда апелляционной инстанции, является неверным.
Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно установив имеющие юридическое значение для дела обстоятельства, а именно, что на дату обращения истца в Управление социальной защиты населения Администрации Чертковского района Ростовской области на семью заявителя было зарегистрировано два транспортных средств, за истцом Гульченко А.В. зарегистрировано транспортное средство 2001 года выпуска, а второе 1998 года выпуска за супругой истца - ФИО19, а также правильно истолковав нормы права, предусматривающие основанием для назначения названных выплат не более одного автотранспортного средства на семью заявителя, пришли к верному выводу о законности отказа органа Управление социальной защиты населения Администрации Чертковского района Ростовской области в назначении денежной выплаты истцу на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
При этом, суд первой инстанции обоснованно отметил, что в подпункте "д" пункта 16 Постановлена Правительства РФ от 31.03.2020 N384, как в редакции от 11.09.2021, так и в редакции, действующей в настоящее время, не содержится указаний на наличие зарегистрированных двух автотранспортных средств на каждого члена семьи, а подразумевает два и более зарегистрированных транспортных средств на заявителя и членов его семьи, поскольку меры социальной поддержки устанавливаются в целом для семьи, размер среднедушевого дохода которой не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт "а" пункта 3 данного Указа).
При таких обстоятельствах удовлетворение исковых требований судом апелляционной инстанции, нельзя признать правомерным, а обжалуемое судебное постановление - законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия полагает, что приведенные обстоятельства свидетельствуют о незаконности и необоснованности принятого по делу постановления суда апелляционной инстанции, в связи с чем, апелляционное определение нельзя признать законным, и по изложенным основаниям оно подлежит отмене.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции в полной мере установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, судебная коллегия полагает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 августа 2022 года подлежит отмене с оставлением в силе решения Чертковского районного суда Ростовской области от 05 мая 2022 года.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 августа 2022 года отменить.
Решение Чертковского районного суда Ростовской области от 05 мая 2022 года оставить в силе.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.