Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Адлерского района г.Сочи в интересах Лавринец С.В, ФИО2 к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, администрации Адлерского внутригородского района г.Сочи о признании права на оказание единовременной материальной помощи, по кассационной представителя администрации Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ город- курорт Сочи Краснодарского края по доверенности Товмасян С.Д. на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 25 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, пояснения прокурора Фроловой Е.В, представителя заинтересованного лица Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Киселева А.Н, судебная коллегия
установила:
Прокурор Адлерского района г. Сочи обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам, в котором просил: признать Лавринец С.В. и ФИО13 постоянно проживающими в домовладении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, расположенном по адресу: "адрес"; признать право Лавринец С.В, ФИО14 пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением жилых домов вследствие выпадения обильных осадков на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи 4-5 июля 2021г, на оказание единовременной материальной помощи в установленном законодательством размере в соответствии с постановлением администрации г. Сочи от 09.07.2021 N 1378 "Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением жилых домов, вследствие выпадения обильных осадков на территории муниципального образования городской округ г-к. Сочи 4-5 июля 2021 года"; установить, что решение суда является основанием для включения Лавринец С.В. и ФИО15 в списки граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением жилых домов вследствие выпадения обильных осадков на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи 4-5 июля 2021 года, имеющих право на оказание единовременной материальной помощи, предусмотренных законодательством.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 25 января 2022 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 июля 2022 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ город- курорт Сочи Краснодарского края по доверенности Товмасян С.Д. просит отменить постановленные судебные акты, в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Указывают на то, что местом жительства Лавринец С.В. и несовершеннолетней ФИО2 является "адрес", у Лавринец С.В и ФИО2 отсутствует одно из условий для предоставления выплат, а именно: место постоянного проживания не совпадает с регистрацией в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, в связи с чем полагают, что Лавринец С.В. и ФИО2 в соответствии с Порядком оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением жилых домов, вследствие выпадения обильных осадков на территории муниципального образования городской округ город - курорт Сочи Краснодарского края 4-5, 23 июля и 25 сентября 2021 года не имеют право на предоставление единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи.
Ответчик, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился и не сообщил о причине неявки. Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение ответчика, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Фролову Е.В, представителя заинтересованного лица Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Киселева А.Н, возражавших против доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что прокуратурой Адлерского района г. Сочи проведена проверка соблюдения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в деятельности администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением жилых домов вследствие выпадения обильных осадков на территории муниципального образования городской округ город - курорт Сочи 4-5 июля 2021 года.
Постановлением администрации г. Сочи от 05.07.2021 N 1300 на территории муниципального образования городской округ город - курорт Сочи с 05.07.2021 года до особого распоряжения введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация".
Согласно приложению к постановлению администрации г. Сочи от N 1479 о внесении изменений в постановление N 1300 п. Кепша включен в зоны подтопления на территории муниципального образования городской округ город - курорт Сочи в связи с обильными осадками 4-5 июля 2021 года.
В результате чрезвычайной ситуации - подтопления на территории муниципального образования городской округ город - курорт Сочи домовладению, расположенному по адресу: "адрес", и находящемуся в нем имуществу, причинен ущерб, что подтверждается актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, заключением об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате чрезвычайной ситуации.
Данное домовладение принадлежит на праве общей долевой собственности Лавринец С.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В данном домовладении зарегистрированы ФИО9 и ФИО10, которые включены в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением жилых домов, вследствие выпадения обильных осадков, что подтверждается приложением N к распоряжению главы администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи от 11.07.2021 N 236-р, которым утвержден дополнительный список граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации вызванной подтоплением жилых домов вследствие выпадения обильных осадков на территории муниципального образования городской округ город - курорт Сочи 4-5 июля 2021 года, имеющих право на получение единовременной материальной помощи.
При этом, проживающим совместно членам семьи Лавринец С.В. и ФИО2 отказано во включении в указанные списки ввиду отсутствия регистрации по адресу: "адрес".
Разрешая требования по существу, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", установив факт того, что на момент чрезвычайной ситуации Лавринец С.В. и ФИО2 пришел к выводу, что указанные граждане являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации. Поскольку факт причинения ущерба жилому помещению подтвержден материалами дела, они имеют право на получение единовременной материальной помощи 5 размере 10 000 рублей, единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей и подлежат включению в соответствующий список.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов, поскольку они основаны на верном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Постановлением администрации г. Сочи от 9 июля 2021 г. N 1378 утвержден порядок оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением жилых домов, вследствие выпадения обильных осадков на территории муниципального образования городской округ г-к. Сочи 4-5 июля 2021 г.
Порядком установлены процедура и условия оказания единовременной материальной и финансовой помощи гражданам Российской Федерации, а также круг лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 3 Порядка пострадавшими признаются граждане Российской Федерации, которые на день введения режима чрезвычайной ситуации постоянно проживали в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором они зарегистрированы по месту жительства.
Из приведенных нормативных положений следует, что проживающие на территории Краснодарского края граждане Российской Федерации имеют право на меры социальной поддержки при причинении ущерба их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия, виды и размер компенсаций и социальных гарантий (мер социальной поддержки) для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, устанавливаются в том числе законодательством данного субъекта Российской Федерации.
Обязательными условиями для получения гражданами названных единовременных денежных выплат являются: проживание гражданина на момент возникновения чрезвычайной ситуации в жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Краснодарском крае, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации; частичная или полная утрата имущества первой необходимости, находившегося на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении. Факт постоянного проживания пострадавшего гражданина в жилом помещении в случае отсутствия его регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации может быть установлен вступившим в законную силу решением суда.
В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация по месту жительства не может являться самостоятельным основанием для отказа в предоставлении помощи, гарантированной статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Приведенные нормативные положения законодательства судами первой и апелляционной инстанции к спорным отношениям применены правильно.
Судами первой и апелляционной инстанции достоверно установлено, что Лавринец С.В. и ФИО2 являются гражданами Российской Федерации и фактически проживают в жилом доме по адресу подтопления, что подтверждается справкой, выданной УУП ОУУП и ПДН ОП (Адлерский район) УВД по г.Сочи, заключением об установлении факта нарушения жизнедеятельности граждан.
Актом комиссионного обследования и заключением комиссии, подписанными уполномоченными должностными лицами, подтверждается утрата истцами имущества первой необходимости.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Выводы судов являются мотивированными, судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебных постановлениях отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, при рассмотрении доводов жалобы судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильных судебных постановлений, поскольку выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 25 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ город - курорт Сочи Краснодарского края по доверенности Товмасян С.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.