Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу Щурия С.А., действующего в интересах генерального директора ООО "Дорожная Строительная Компания" Голубева С.В., на вступившие в законную силу постановление судьи Анапского городского суда Краснодарского края от 23 апреля 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 21 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО "Дорожная Строительная Компания" Голубева С.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Анапского городского суда Краснодарского края от 23 апреля 2021 года генеральный директор ООО "Дорожная Строительная Компания" Голубев С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 21 июля 2021 года названное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Щурий С.А, действующий в интересах генерального директора ООО "Дорожная Строительная Компания" Голубева С.В, просит судебные акты отменить, полагая их незаконными и необоснованными, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Голубева С.В. к административной ответственности) установлена ответственность за не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Как следует из протокола об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 00 минут в "адрес", сотрудниками ГИК отдела по вопросам миграции отдела МВД России по "адрес" установлен факт несоблюдения директором ООО "Дорожная Строительная Компания" Голубевым С.В. требований пункта 8 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N115-ФЗ, выразившихся в направлении уведомления о заключении трудового договора с гражданином Республики Узбекистан ФИО2 в нарушение утвержденной Приказом МВД России от 4 июня 2019 года N363 "О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лиц без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации", с нарушением порядка его заполнения (форма уведомления распечатана на 4 листах, заполнено наименование территориального органа МВД на региональном уровне).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ООО "Дорожная Строительная Компания" ФИО4 к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки лица или законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен 19 февраля 2020 года в отсутствие генерального директора ООО "Дорожная строительная компания" ФИО4
Согласно имеющимся извещениям должностное лицо уведомлено о составлении протокола об административном правонарушении на 15 и 16 февраля 2021 года, сведений об извещении ФИО4 о составлении протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ в материалах дела не представлено.
То обстоятельство, что при составлении протокола об административном правонарушении участвовал ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N, также не свидетельствует о соблюдении административным органом требований и условий извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку ФИО3 на основании названной доверенности представлено право действовать в интересах юридического лица - ООО "Дорожная Строительная Компания".
Доверенности, предоставляющей ФИО3 полномочия представлять интересы ФИО4, материалы дела не содержат.
Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты.
Указанное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, имеющим фундаментальный характер, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых актов.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Анапского городского суда Краснодарского края от 23 апреля 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 21 июля 2021 года, вынесенные в отношении генерального директора ООО "Дорожная Строительная Компания" Голубева С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановления.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Анапского городского суда Краснодарского края от 23 апреля 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 21 июля 2021 года, вынесенные в отношении директора ООО "Дорожная Строительная Компания" Голубева С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.