Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Республики Бурятия ФИО6 на вступившие в законную силу решение судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 28 июня 2022г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 8 августа 2022г., вынесенные в отношении Сокольникова Алексея Анатольевича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N28 заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Республики Бурятия от 20 мая 2022г. глава - руководитель Администрации муниципального образования "Кабанский район" Сокольников А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Сокольников А.А. обжаловал постановление в суд. Решением судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 28 июня 2022г, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 8 августа 2022г, постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе заместитель главного государственного инспектора по пожарному надзору Республики Бурятия ФИО6 просит решения отменить, приводя доводы о незаконности обжалуемых актов.
Сокольников А.А, уведомленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, возражений не представил.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Согласно положений ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N69-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
В силу п.67 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Правила противопожарного режима) правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Постановлением N28 от 20 мая 2022г. Сокольников А.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ за то, что являясь главой - руководителем Администрации муниципального образования "Кабанский район" нарушил требования ст. 19, 37 Федерального закона от 21.12.1994 N69-ФЗ, п. 67 Правил противопожарного режима, а именно на земельных участках с кадастровыми номерами 03:09:480201:8, 03:09:480201:11, расположенных вблизи ул. Садовой, пгт. Селенгинск, Кабанского района Республики Бурятия, на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, не организовал работу по своевременной уборке сухой растительности и покоса травы. Не принял нормы и правила по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров в муниципальном образовании "Кабанский район".
Отменяя обжалуемое постановления и прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда свои выводы мотивировал тем, что вмененные нормы ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 N69-ФЗ к Сокольникову А.А, как к должностному лицу, не применимы, поскольку являются общими. Требования п.67 Правил противопожарного режима адресованы к собственникам и титульным владельцам земельных участков, органы местного самоуправления не являются собственниками иди титульными владельцами земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а значит не могут нести соответствующие обязанности как собственники.
Вместе с тем, в соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст.26.1 КоАП РФ, к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 N69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. За нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно абз.2 п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Как установлено при рассмотрении дела и подтверждается представленными материалами, земельные участки с кадастровыми номерами 03:09:480201:8, 03:09:480201:11, расположены в Кабанском районе Республики Бурятия, на территориях общего пользования, вне границ населенных пунктов. Сведения о регистрации права на них отсутствует.
Согласно п.10 ч.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Поскольку данные земельные участки относятся к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена, участки кому-либо в аренду не переданы, то в силу указанных выше положений закона полномочия собственника земельных участков в данном случае осуществляется органом местного самоуправления муниципального района, который несет ответственность за их надлежащее содержание, предполагающее принятие мер по предотвращению пожароопасных ситуаций, в связи с чем Администрация муниципального образования "Кабанский район", обязано соблюдать требования п.67 Правил противопожарного режима, производить очистку от сухой растительности территорий, государственная собственность на которые не разграничена. Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Верховного Суда РФ от 05.05.2017 N 41-АД17-16.
Выводы суда о том, что ст.19, 37 Федерального закона от 21.12.1994 N69-ФЗ к Сокольникову А.А. не относятся, поскольку он является главой местного самоуправления муниципального района, а не руководителем организации, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 N69-Ф3 за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители органов местного самоуправления.
Сокольников А.А. на основании решения территориальной избирательной комиссии МО "Кабанский район" N114 от 06.10.2021г. зарегистрирован в качестве главы муниципального образования "Кабанский район" и будучи руководителем юридического лица, должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, что не оспаривалось при возбуждении данного дела и привлечении к административной ответственности, является ответственным за обеспечение муниципальным образованием первичных мер пожарной безопасности в его границах.
Ссылка судов на то, что в материалах дела нет доказательств, что в Администрации Кабанского района Республики Бурятия нет иных должностных лиц или отраслевых (функциональных) и территориальных органов, а также доказательств, что в полномочия Сокольникова А.А, как главы района, входит непосредственное обеспечение первичных мер пожарной безопасности, указанно выше не опровергает.
Учитывая изложенное, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей районного суда требования ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, основания для прекращения производства по делу по приведенным судом мотивам отсутствовали. Указанное нарушение не было устранено вышестоящим судом.
Исходя из положений ст.46, ч.1 ст.50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года) произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Допущенное нарушение требований КоАП РФ является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на исход дела, в связи с чем решение судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 28 июня 2022г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 8 августа 2022г. нельзя признать законными и они подлежит отмене.
В силу п.3 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения Сокольникова А.А. к административной ответственности, установленный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Кабанский районный суд Республики Бурятия.
Руководствуясь ст.ст.30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Республики Бурятия ФИО6 удовлетворить.
Решение судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 28 июня 2022г, решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 8 августа 2022г, вынесенные в отношении Сокольникова Алексея Анатольевича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ - отменить.
Дело возвратить в Кабанский районный суд Республики Бурятия на новое рассмотрение
Судья: Д.А. Безденежных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.