Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу защитника ЗАО "Сибирь" Кудерко Е.И. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 15 февраля 2022 г., решение судьи Балахтинского районного суда Красноярского края от 27 мая 2022 г., решение судьи Красноярского краевого суда от 27 июля 2022 г., вынесенные в отношении закрытого акционерного общества "Сибирь", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 15 февраля 2022 г. N39-02/ЭП, ЗАО "Сибирь" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Балахтинского районного суда Красноярского края от 27 мая 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Красноярского краевого суда от 27 июля 2022 г, постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе защитник ЗАО "Сибирь" Кудерко Е.И. просит отменить постановление должностного лица и решения судов, возвратить дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под "Обращением с отходами" понимается в том числе деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с положениями статьи 28 указанного Федерального закона, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В силу положений абзаца 2 пункта 2 статьи 11 Закона "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Балахтинского района Красноярского края 20 мая 2021 г. в период времени с 09 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин. при участии государственного инспектора Красноярского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водно-биологических ресурсов проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на земельном участке, расположенном вблизи модульного комплекса по переработке молока, производству, хранению и реализации молочной продукции (молокозавод) ЗАО "Сибирь", расположенного по адресу: "адрес"
При проведении проверки на земельном участке, расположенном около молокозавода ЗАО "Сибирь", расположенном в водоохранной зоне р. Чулым, выявлено, что на расстоянии от 50 до 300 метров от строения молокозавода имеются жидкие отходы молочной промышленности с характерным запахом молочной продукции (отходы молочной продукции), которые стекают по рельефу почвы по направлению берега р. Чулым, протекают в канаве и поступают в р. Чулым. Вытекающие жидкие отходы имеют стойкий характерный запах молочной продукции, белесый оттенок, что зафиксировано в ходе проверки путем фотографирования, а также зафиксирован путь движения отходов по направлению р. Чулым.
По результатам проверки прокуратурой составлена справка от 19 ноября 2021 г, прилагаются фото и видеоматериалы, подтверждающие факт сброса жидких отходов.
Заместителем прокурора Балахтинского района Красноярского края 3 декабря 2021 г. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ЗАО "Сибирь".
Изложенное явилось основанием для привлечения Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных должностным лицом и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволили должностному лицу и судебным инстанциям сделать вывод о том, что ЗАО "Сибирь" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ЗАО "Сибирь" состава административного правонарушения, об отсутствии причинно-следственной связи между производством Общества и обнаруженными отходами на рельефе местности и в реке, были предметом рассмотрения нижестоящими судебными инстанциями и обоснованно признаны несостоятельными по указанным в судебных решениях мотивам.
Доводы жалобы о том, что судьей краевого суда исследованы обстоятельства не относящиеся к объективной стороне данного правонарушения являются несостоятельными и не нашли своего подтверждения.
При указанных обстоятельствах, должностным лицом не допущено нарушений требований статей 25.15, 25.12, 25.4 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 названного Кодекса.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств и толкованием норм материального права правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Порядок и срок давности привлечения ЗАО "Сибирь" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено с учетом конкретных обстоятельств дела, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в минимальном размере.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к отмене состоявшихся по делу актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 15 февраля 2022 г, решение судьи Балахтинского районного суда Красноярского края от 27 мая 2022 г, решение судьи Красноярского краевого суда от 27 июля 2022 г, вынесенные в отношении закрытого акционерного общества "Сибирь" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ЗАО "Сибирь" Кудерко Е.И. - без удовлетворения.
Судья А.А. Галлингер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.