Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Мишиной И.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Томского района, поданную 8 сентября 2022 года, на решение Томского районного суда Томской области от 17 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 8 июля 2022 года
по административному делу N 2а-765/2021 по административному исковому заявлению прокурора Томского района Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию "Томский район" в лице Администрации Томского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по ликвидации несанкционированных объектов размещения твердых коммунальных отходов; возложении обязанности ликвидировать несанкционированные объекты размещения твердых коммунальных отходов.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, пояснения представителя ответчика Кравцовой И.В, просившего удовлетворить кассационную жалобу, возражения на кассационную жалобу прокурора Трифоновой М.К, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Томского района Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному образованию "Томский район" в лице администрации Томского района о признании незаконным бездействие муниципального образования "Томский район" Томской области в лице Администрации Томского района, выразившееся в неисполнении обязанности по ликвидации несанкционированных объектов размещения твёрдых коммунальных отходов:
площадью 7, 8 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", государственная собственность на который не разграничена, координаты точек несанкционированного размещения отходов - точка 1: х332340.3690 у4319220.5230, точка 2: х332339.8140 у4319222.7450;
площадью 30 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", государственная собственность на который не разграничена, координаты точек несанкционированного размещения отходов - точка 1: х332331.4320 у 4319229.0520, точка 2: х332332.6980 у4319225.4780;
площадью 8 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", государственная собственность на который не разграничена, координаты точек несанкционированного размещения отходов - х332336.7665 у4319234.4653;
площадью 2677 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", государственная собственность на который не разграничена, координаты точек несанкционированного размещения отходов: точка 1: х332346.0980 у4319191.1440; точка 2: х332344.0300 у4319182.0280; точка 3: х332343.3830 у4319177.4880; точка 4: х332341.9760 у4319171.3470; точка 5: х332341.7530 у4319168.8710; точка 6: х332341.5030 у4319145.4790; точка 7: х332341.5170 у4319140.5220; точка 8: х332340.8460 у4319133.7200; точка 9: х332340.6350 у4319127.5750; точка 10: х332337.7460; у4319101.8170; точка 11: х332336.9750 у4319091.0180; точка 12: х332335.5540 у4319084.6160; точка 13: х332333.8470 у4319075.5470; точка 14: х332332.8900 у4319069.1950; точка 15: х332331.1230 у4319050.9310; точка 16: х332329.9240 у4319044.0970; точка 17: х332330.1140 у4319036.7880; точка 18: х332330.4090 у4319027.0920; точка 19: х332329.3760 у4319015.3980; точка 20: х332329.8890 у4319008.7540; точка 21: х332329.8890 у4319008.7540; точка 22: х332329.0080 у4318999.8600; точка 23: х332326.8550 у4318987.4520; точка 24: х332322.0770 у4318972.9220; точка 25: х332318.7720 у4318965.2900; точка 26: х332315.2710 у4318956.5440; точка 27: х332310.3830 у4318949.3680;
обязать муниципальное образование "Томский район" Томской области в лице Администрации Томского района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные объекты размещении твёрдых коммунальных отходов, расположенные на вышеуказанных землях не разграниченной государственной собственности в Томском районе Томской области.
В обоснование требований указано, что в ходе проверки обнаружено четыре объекта несанкционированного размещения отходов на землях, государственная собственность на которые не разграничена; ранее вынесенное прокуратурой района представление о принятии мер по ликвидации отходов не исполнено; это свидетельствует о непринятии Администрацией Томского района мер по ликвидации свалок, что ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку, в условиях пожароопасного сезона способствует созданию пожароопасной обстановки.
Решением Томского районного суда Томской области от 17 марта 2022 года (далее-решение суда первой инстанции), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 8 июля 2022 года, иск удовлетворен.
Кассатор просит отменить судебные акты, указывая, что судами были неправильно применены нормы материального права, что привело к принятию неправильного судебному акта, а именно пунктом 7.8 ГОСТа 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, установлено, что собственник отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. В силу примечания к указанному пункту в случае, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
При вынесении решения суда полномочия, предусмотренные, Законом Томской области от 17.11.2014 N 152-03 "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области", пунктами 18, 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; по утверждению правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, закрепленные за сельскими поселениями, судом не учитывались.
Со ссылкой на указанные нормы и положения Градостроительного кодекса Российской Федерации кассатор считает, что Администрация Заречного сельского поселения могла являться как стороной ответчика, так и заинтересованным лицом. Кассатор указывает, что В соответствии с пунктом 14 часть I статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Сама же организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, а также разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации (пп. 7-7.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статья 6 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и статьи 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Закон Томской области от 10.11.2017 N 118-03 "О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Томской области" пункта 9 статьи 4 Исполнительный орган государственной власти Томской области в сфере обращения с отходами осуществляют полномочия по организации деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Пунктом 1 Положения, утвержденного Постановлением Губернатором Томской области от 23.11.2007 N 153 "Об утверждении Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области" Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета. В соответствии с частью 8-3 пункта 9 Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, утвержденного Постановлением Губернатором Томской области от 23.11.2007 N 153 "Об утверждении Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области" Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим следующие функции в области обращения с отходами в том числе: разработка и реализация государственной программы (подпрограммы) Томской области в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в сфере обращения с отходами; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Кассатор полагает, что в соответствии с указанными нормами орган местного самоуправления муниципальный район осуществляет свои полномочия по участию в организации деятельности по обращению с отходами в рамках, закрепленных законодательством, при этом полномочия по исходной организации соответствующей деятельности в сфере обращения с отходами возложены на исполнительные органы государственной власти Томской области в сфере обращения с отходами, а именно на Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ орган местного самоуправления муниципального района осуществляет предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с пунктом 4 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. На основании изложенного иные обязанности по земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, на орган местного самоуправления муниципальный район не возложены.
Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Кассатор указывает, что согласно, пункту а статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" слова "Распоряжение земельными участками" заменить словами "Предоставление земельных участков".
С учетом статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ, статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, доводы Суда указанные в решении суда о том, что: (выдержка из решения) "Принимая во внимание, что несанкционированное место размещения отходов образовалось на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенном на территории Томского муниципального района, возложение обязанности по ликвидации несанкционированных объекты размещения твердых коммунальных отходов на администрацию Томского района, которая осуществляет полномочия по распоряжению указанных земельных участков, является правомерным" считает кассатор необоснованными. Кассатор настаивает на том, что прямого указания закона об обязанности муниципального района по ликвидации твердых коммунальных отходов отсутствуют. Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами (пункт 2 статьи 13.2 Федерального закона N 89-ФЗ) и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 3.14 заключенного Соглашения от 11.12.2018 "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории седьмой зоны деятельности регионального оператора" между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и УМП "Спецавтохозяйство г.Томска" установлено, что в случае обнаружения региональным оператором мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор обязан предпринять меры для обеспечения ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Также обязанность регионального оператора по принятию мер для обеспечения ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов указана в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Со ссылкой на данные нормы кассатор указывает, что обязанности регионального оператора по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с учетом вышеуказанных норм судом не рассматривались. В статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в числе принципов охраны окружающей среды называется ответственность органа местного самоуправления, но и за органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъектов Российской Федерации, за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно, пункта 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления. Статьей 5 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены понятия, а именно: собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
Согласно ссылке в решении Томского районного суда на позицию Конституционного Суда Российской Федерации пункт 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N26-П, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке, поясняем, что согласно статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Кассатор указывает, что Муниципальное образование "Томский район" в лице Администрации Томского района не является ни собственником, ни землепользователем, ни землевладельцем, ни арендатором земельных участках, па которых размещены отходы. Положениями ст. ст. 3, 5 - 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплен принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Кассатор настаивает на том, что действующим законодательством на муниципальные районы возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения коммунальными и промышленными отходами, необходимо учитывать компетенцию субъекта Российской Федерации, которой он наделен в этой области. Закрепление за муниципальными образованиями в качестве вопроса местного значения участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, не может толковаться как законодательное включение в их собственную компетенцию государственных полномочий по организации указанной деятельности.
В подтверждении доводов, что орган местного самоуправления муниципальный район осуществляет свои полномочия по участию в организации деятельности по обращению с отходами в рамках, закрепленных законодательством, при этом полномочия по исходной организации соответствующей деятельности в сфере обращения с отходами возложены на исполнительные органы государственной власти Томской области в сфере обращения с отходами, а именно на Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, документами: план графика ликвидации несанкционированных свалок на территории Томской области на 2020 год (утвержденный 11 ноября 2019 И.о. начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области по согласованию с Заместителем Губернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию утвержден план график ликвидации несанкционированных свалок на территории Томской области на 2020 год); соглашение от 20.03.2020 N 28с "О предоставлении в 2020 году субсидии из областного бюджета бюджету Томского района на ликвидацию мест несанкционированного складирования отходов в рамках государственной программы "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Томской области", заключенное между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и Администрацией Томского района. В обоснование своей позиции кассатор ссылается на судебную практику.
Кассатор также ссылается на отраслевое законодательство, регулирующее вопросы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статью 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", которая устанавливает полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
Кассатор со ссылкой на материалы дела ссылается на то, что в ходе проверки выявлены место несанкционированного размещения отходов в окрестности села Кафтанчиково, с морфологическим составом: строительные отходы, твердые коммунальные отходы, ветки, деревья, бревна, отработанные автомобильные покрышки и т.д. Данные обстоятельства подтверждаются актами проверок, фототаблицей. Решением Томского районного суда от 17.03.2022 муниципальное образование "Томский район" в лице Администрации Томского района обязано ликвидировать несанкционированные объекты размещения твердых коммунальных отходов. Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Кассатор настаивает на том, что большая часть отходов не является ТКО, а строительными отходами и иными отходами, в связи с чем считает решение суда и требования прокуратуры Томского района некорректными.
В подтверждении того, что Администрация предпринимала действия по устранению указанной свалки кассатор ссылается на обращения в адрес Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, так как именно Департамент обязан организовать деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработать и реализовать государственную программу (подпрограмму) Томской области в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в сфере обращения с отходами (обращение от 16.06.2022 N 05-375, от 01.06.2022 N05-347).
В судебном заседании представитель кассатора настаивал на удовлетворении кассационной жалобы, прокурор просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы, на кассационную жалобу прокуратурой принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, ответчиком представлены возражения на кассационную жалобу. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами не допущены.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Томского района Томской области проведена проверка по факту непринятия администрацией Томского района мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов в окрестностях села Кафтанчиково Томского района.
В ходе проверки выявлены места несанкционированного размещения отходов в окрестностях села Кафтанчиково Томского района твердые коммунальные отходы, строительные отходы, ветви деревьев, бревна, отработанные автомобильные покрышки.
Данное обстоятельство подтверждается актами мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями N ПРО- 138 от 16.06.2021; N ПРО-178 от 12.08.2021, фототаблицами, составленными Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области
Прокуратурой Томского района 04.08.2021 вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в отношении указанных участков.
Согласно акту проверки прокуратуры Томского района Томской области от 27.09.2021, в ходе проверки в окрестностях с. Кафтанчиково Томского района обнаружены объекты несанкционированного размещения отходов:
объект несанкционированного размещения отходов общей площадью 7, 8 кв.м (объект N 1), расположен на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", координаты точек несанкционированного размещения отходов - точка 1: Х332340.3690 у4319220.5230, точка 2: х332339.8140 у4319222.7450, объект несанкционированного размещения отходов общей площадью 30 кв.м (объект N 2), расположен на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", координаты точек несанкционированного размещения отходов - точка 1: х332331.4320 у4319229.0520, точка 2: х332332.6980 у4319225.4780, объект несанкционированного размещения отходов общей площадью 8 кв.м (объект N 3), расположен на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", координаты точек несанкционированного размещения отходов - х332336.7665 у 4319234.4653, объект несанкционированного размещения отходов общей площадью 2677 кв.м (объект N 4), расположен на земельном участке с кадастровым "данные изъяты", координаты точек несанкционированного размещения отходов: точка 1: х332346.0980 у4319191.1440; точка 2: х332344.0300 у4319182.0280; точка 3: Х332343.3830 у4319177.4880; точка 4: х332341.9760 у4319171.3470; точка 5: х332341.7530 у4319168.8710; точка 6: х332341.5030 у4319145.4790; точка 7: х332341.5170 у4319140.5220; точка 8: х332340.8460 у4319133.7200; точка 9: х332340.6350 у4319127.5750; точка 10: х332337.7460; у4319101.8170; точка 11: х332336.9750 у4319091.0180; точка 12: х332335.5540 у4319084.6160; точка 13: х332333.8470 у4319075.5470; точка 14: х332332.8900 у4319069.1950; точка 15: х332331.1230 у4319050.9310; точка 16: х332329.9240 у4319044.0970; точка 17: х332330.1140 у4319036.7880; точка 18: х332330.4090 у4319027.0920; точка 19: х332329.3760 у4319015.3980; точка 20: х332329.8890 у4319008.7540; точка 21: х332329.8890 у4319008.7540; точка 22: х332329.0080 у4318999.8600; точка 23: х332326.8550 у4318987.4520; точка 24: х332322.0770 у4318972.9220; точка 25: х332318.7720 у4318965.2900; точка 26: х332315.2710
у4318956.5440; точка 27: х332310.3830 у4318949.3680.
Суд первой инстанции указал, что данное обстоятельство также подтверждаются фототаблицей к акту проверки (съемка от 27.09.2021).
Государственным инспектором г. Томска и Томского района Томской области по охране и использованию земель Котовым Д.Г. составлен обмер площади земельных участков и ведомость координат точек свалки. Из перечисленных доказательств, следует, что несанкционированное размещение отходов расположено на землях неразграниченной государственной собственности, Перечисленные доказательства административным ответчиком не опровергнуты. Доказательств, которые позволили бы установить собственника отходов, не представлены.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
Суд первой инстанции удовлетворяя иск указал, что учитывая, установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на их территории, непринятие мер, направленных на ликвидацию несанкционированного объекта размещения отходов свидетельствует о незаконном бездействии муниципального образования "Томского района" в лице администрации Томского района, в связи с чем административный иск прокурора Томского района подлежит удовлетворению.
Определяя лицо, обязанное устранить допущенные нарушения суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доказательств принадлежности земельных участков, в вышеуказанных границах, какому-либо лицу на праве собственности, аренды или ином праве, также не предоставлено. Исходя из изложенного, на территории Томской области в случае выявления на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, фактов несанкционированного размещения отходов, собственник которых не установлен, органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов обязаны выполнять мероприятия по очистке данных территорий. Принимая во внимание, что несанкционированное место размещения отходов образовалось на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенном на территории Томского муниципального района, возложение обязанности по ликвидации несанкционированных объекты размещения твердых коммунальных отходов на администрацию Томского района, которая осуществляет полномочия по распоряжению указанным земельным участком, является правомерным.
Апелляционная инстанция поддержав выводы суда первой инстанции указала, что в соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22). Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 названного Кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного Федерального закона).
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
По смыслу приведенной нормы права в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Апелляционная инстанция руководствуясь указанными нормами, обоснованно отклонила доводы ответчика о том, что администрация не является надлежащим административным ответчиком по делу, поскольку несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения муниципального образования "Томский район" Томской области, возложение обязанности по ликвидации указанных свалок на администрацию указанного муниципального образования, которая осуществляет полномочия по распоряжению указанными земельными участками, является правомерным.
Оценивая доводы ответчика и проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Томской области от 10 ноября 2017 года N 118-ОЗ "О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Томской области", Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 23 ноября 2007 года N 153 апелляционная инстанция пришла к правильному выводу о том, что из указанных нормативных правовых актов следует, что органы местного самоуправления, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированных свалок на вышеуказанных земельных участках; непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. При этом в обязанности органов исполнительной власти Томской области вопреки доводам ответчика не входит очистка территории муниципальных образований от несанкционированно размещенных отходов в случае не установления собственника этих отходов.
Ссылки представителя административного ответчика на то, что в силу действующего законодательства Администрация Томского района решает вопросы о предоставлении земельных участков на территории муниципального района и ни собственником, ни землевладельцем, ни землепользователем, ни арендатором земельных участков не является обоснованно отклонены апелляционной инстанцией, как несостоятельные, поскольку обязанность по ликвидации свалки возлагается на нее в силу обязанности органов местного самоуправления по надлежащему содержанию территорий муниципальных образований.
Учитывая приведенные выше нормы права в их системной взаимосвязи, а также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 13 октября 2015 г. N 26-П, согласно которой вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке, суд первой инстанции, чьи выводы поддержаны апелляционной инстанцией пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности принятия мер по организации ликвидации несанкционированно размещенных отходов на администрацию Томского района.
Суд апелляционной инстанции указал, что не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения и указание ответчика на положения Соглашения от 11 декабря 2018 года "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории седьмой зоны деятельности регионального оператора", заключенного между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и УМП "Спецавтохозяйство г.Томска".
Согласно положениям пункта 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В соответствии с указанными Правилами в обязанность регионального оператора в случае обнаружения несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов входит уведомление в течение 5 рабочих дней собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пункт 16).
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17).
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что приведенные положения законодательства свидетельствуют, что обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возлагается на регионального оператора в случае выявления несанкционированной свалки самим региональным оператором, при этом установлено, что деятельность по ликвидации свалки осуществляется им на основании договорных отношений с собственником или органом местного самоуправления, ответственных за ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Следует согласиться с выводам суда апелляционной инстанции о том, что не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения и указание ответчика на положения Соглашения от 11 декабря 2018 года "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории седьмой зоны деятельности регионального оператора", заключенного между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и УМП "Спецавтохозяйство г.Томска".
Апелляционная инстанция, поддержав вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по ликвидации выявленной свалки на орган местного самоуправления, обоснованно указала, что возложение обязанности не препятствует органу в привлечении в установленном порядке регионального оператора к ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Апелляционной инстанцией дана надлежащая правовая оценка об отсутствии оснований для привлечения к участию в деле общество с ограниченной ответственностью "Кандинский гравий Томской домостроительной компании" как в качестве административного ответчика, так и в качестве заинтересованного лица, и, как следствие, об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Доводы ответчика об отсутствии обязанности у органа местного самоуправления ликвидировать указанное несанкционированное место размещения отходов в связи с тем, что там содержатся не только твердые коммунальные отходы обоснованно отклонены апелляционной инстанцией в связи со следующим.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 апреля 2016 года N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" подчеркнул, что отраслевое законодательство не ставит решение вопроса о характере и объеме полномочий и о финансовых обязательствах муниципальных образований в области обращения с отходами в зависимость от принадлежности соответствующих отходов к конкретному виду (промышленным или бытовым), видовой классификации отходов не может быть придано - при отсутствии специального законодательного регулирования - нормативно-правовое значение в целях установления пределов ответственности муниципальных образований, в том числе с учетом возможной принадлежности отходов, несанкционированно размещенных на территории муниципального образования, к производным от жизнедеятельности данного местного сообщества.
Апелляционная инстанция указала, что требования прокуратуры ограничены ликвидацией несанкционированного объекта размещения твердых коммунальных отходов, при этом наличие несанкционированной свалки свидетельствует о том, что органом местного самоуправления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в данном случае не приняты достаточные меры, необходимые для санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка.
Доводам кассатора о том, что администрация не может являться ответчиком по спору была дана надлежащая правовая оценка, позиция кассатора основана не неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Ссылка кассатора на судебную практику подлежит отклонению, поскольку настоящее дело имеет иные фактические обстоятельства и суды по настоящему делу не связаны выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и о толковании правовых норм.
Довод кассатора о принятии мер по устранению сложившейся ситуации подлежит отклонению, поскольку об эффективности мер может свидетельствовать только результативность указанных мер, а инициированный прокурором иск свидетельствует об обратном.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в кассационном определении Верховного суда РФ от 22 января 2020 года N 53-КА19-15.
Доводы жалобы, по сути, сводятся к неправильному толкованию норм материального права, регулирующие спорные отношения и к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Томского районного суда Томской области от 17 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 8 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.