Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Конаревой И.А, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Давыдова Александра Васильевича, Давыдовой Ирины Викторовны, поданную 1 сентября 2022 года, на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 2 марта 2022 года
по административному делу N 2а-2639/2021 по административному исковому заявлению Давыдова Александра Васильевича, Давыдовой Ирины Викторовны к Правительству Республики Бурятия об оспаривании распоряжения, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, пояснения представителя Давыдова А.В, Гребенщиковой К.С, поддержавшей доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражения на кассационную жалобу прокурора Маслаковой О.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Давыдов А.В, Давыдова И.В. (далее-истцы, кассаторы) обратились в суд с иском, требуя признать распоряжение Правительства Республики Бурятия от 07 июня 2021 года N 269 -р (с учетом изменений распоряжением Правительства Республики Бурятия от 05 июля 2021 года N 333-р) несоответствующим распоряжению Правительства Республики Бурятия N 180 от 22 апреля 2021 года (далее-оспариваемое распоряжение) и нарушающим права и законные интересы Давыдова А.В. и Давыдовой И.В.
В обоснование иска указано, что с марта 2021 года в целях снятия социальной напряженности, сложившейся в связи с задолженностью по заработной плате перед бывшими работниками ОАО "Авиакомпания Бурятские Авиалинии" было решено обеспечить погашение задолженности по оплате труда и выходных пособий бывшим работникам. Министру социальной защиты населения Республики Бурятия в срок до 30 апреля 2021 года совместно с Бурятской транспортной прокуратурой, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия, конкурсным управляющим ОАО "Авиакомпания "Бурятские авиалинии" поручено сформировать списки работников (бывших работников), имеющих задолженность по оплате труда и выходным пособиям (распоряжение Правительства Республики Бурятия от 22 апреля 2021 года N 180-р). Сторона неоднократно связывалась с конкурсным управляющим по факту формирования списка, а также включения Давыдова А.В. и Давыдовой И.В. в списки работников, имеющих задолженность по заработной плате. В соответствии с ответом конкурсного управляющего, Давыдов А.В. и Давыдова И.В. включены в реестр текущей задолженности по заработной плате в размере "данные изъяты" и "данные изъяты" соответственно. В качестве обоснования наличия задолженности, стороной представлены исполнительные листы по взысканию задолженности, табель учета рабочего времени, расчет, трудовые договоры, трудовые книжки, выписка из реестра текущих платежей. Указанные документы направлялись в адрес конкурсного управляющего, которые передавал документы в Бурятскую транспортную прокуратуру, в Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
В список лиц, имеющих задолженность по оплате труда и выходных пособий в ОАО "Авиакомпания "Бурятские авиалинии" Давыдов А.В. и Давыдова И.В. не были включены. Вынесенное распоряжение нарушает права и законные интересы истцов, поскольку у них имеется задолженность по заработной плате, конкурсным управляющим указанная задолженность включена в реестр текущей задолженности (в соответствии со ст. 134 Закона о банкротстве). Указанная задолженность может быть исключена только на основании вступивших в силу судебных актов (п. 32 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 года N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве"). Решения суда об исключении указанной задолженности отсутствуют. Отказ от включения в список стороной ответчика не обосновывается.
В период работы Давыдова А.В. и Давыдовой И.В. в 2017-2018 годах удалось выявить фиктивно начисленную заработную плату, уменьшив ее на "данные изъяты" (из 48 исков на сумму "данные изъяты" млн. руб. удовлетворено 10 частично на сумму порядка "данные изъяты" тыс. рублей). При этом исковые заявления о взыскании заработной платы были поданы Бурятской транспортной прокуратурой. По мнению истцов, вынесенное распоряжение нарушает права, свободы и законные интересы граждан, создает препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов (а именно получение заработной платы). Так же указанное распоряжение нарушит установленную очередность удовлетворения требований кредиторов (ст. 134 Закона о банкротстве), оставив непогашенную часть текущей задолженности, оплатив при этом реестровую задолженность, которая в свою очередь так же оспаривается в суде (в рамках дела А10-737/2017 рассматривается сделка по работникам Московского филиала).
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 октября 2021 года (далее-решение суда первой инстанции), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 2 марта 2022 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) в удовлетворении иска отказано.
Кассаторы просят отменить судебные акты, указывая, что суд не рассмотрел представленные конкурсным управляющим первичные документы подтверждающие факт трудовой деятельности (сведения о страховом стаже, численности). Данные документы подтверждают тот факт, что отчетность за данных лиц сдавалась и Давыдов А.В. принимал активное участие в судебных заседаниях (в суде общей юрисдикции и арбитражном суде), наличие трудовых отношений не опровергает ни арбитражный управляющий Лишай А.П. ни арбитражный управляющий Щенев Д.М, данную позицию так же в своих отзывах и выступлениях поддерживает арбитражный управляющий Лишай А.П. Кассаторы считают, что имеет место конфликт между Прокуратурой Республики Бурятия и Давыдовыми тянется с 2017-2018 года, когда в Советском районном суде г. Улан-Удэ и Верховном суде Республики Бурятия рассматривались исковые заявления Прокуратуры Республики Бурятия в удовлетворении которых было отказано(порядка 15 млн руб.) и вынесены частные определения. Оппонентом Прокуратуры был Давыдов А.В. (в материалы дела были предоставлены копии судебных решений где представителем ОАО Авиакомпании Бурятские Авиалинии был Давыдов А.В. Кассаторы считают, что суд вышел за рамки своего рассмотрения и делает выводы, касающиеся пересмотра ранее вынесенного и вступавшего в законную силу судебного решения. В частности суд, ставит под сомнение решение Советского районного суда о взыскании задолженности по заработной плате. При этом, суд не учел тот факт, что арбитражные управляющие отражали указанную задолженность в своих отчетах, не ставив ее под сомнение. (подтверждается отчетами конкурсных управляющих и выданными доверенностями)
Кассаторы указывают, что рассмотрение дела происходило в г. Улан-Удэ, а место проживания арбитражных управляющих г. Москва и г. Хабаровск (в виду чего обеспечить явку стороны не могли). Но при наличии возражений, могли оспорить данное заочное решение, а не отражать данную задолженность в своих отчетах и включение в списки задолженности по заработной плате, считают, что органы власти не имеют возможности выбирать кто является нуждающимся в выплате заработной платы. В Распоряжении Правительства указано на погашение всей задолженности по заработной плате, по спискам сформированным конкурсный управляющим в рамках процедуры банкротства. Кассатор указывает, что у лиц, которые исполняют распоряжение Правительства отсутствуют права на пересмотр списка лиц, внесение изменений, исключение, включенных в реестр текущих, реестровых обязательств ОАО АК Бурятские авиалинии по заработной плате. В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление N 35), следует, что согласно абзацам второму и третьему пункта 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, включаются в реестр арбитражным управляющим или реестродержателем по представлению арбитражного управляющего; эти требования исключаются из реестра арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 24.10.2018 N 305-ЭС17-15280(2) по делу N А40-17274/2016 и определении Верховного Суда РФ от 06.09.2019 N 309-ЭС19-14143 по делу N А47-1784/2017.
В судебном заседании представитель истца просил удовлетворить кассационную жалобу, прокурор просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, истцы представили ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без их участия, Правительство Республики Бурятия, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия просили рассмотреть кассационную жалобу без их участия.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц. Бурятской транспортной прокуратурой, Правительством Республики Бурятия представлены возражения на кассационную жалобу.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судом первой инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 марта 2019 года должник ОАО "Авиакомпания Бурятские авиалинии" признан несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 августа 2021 года срок конкурсного производства продлен до 25 февраля 2022 года.
Из материалов дела следует, что распоряжением Правительства Республики Бурятия N 180-р от 22 апреля 2021 года в целях снятия социальной напряженности, сложившейся в связи имеющейся задолженностью по оплате труда и выходным пособиям перед работниками (бывшими работниками) ОАО "Авиакомпания "Бурятские авиалинии" поручено Министру социальной защиты населения Республики Бурятия (Быковой Т.А.) в срок до 30 апреля 2021 года совместно с Бурятской транспортной прокуратурой (Аштуев А.И.), Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия (Ертанов П.В.), конкурсным управляющим ОАО "Авиакомпания "Бурятские авиалинии" (Лишай А.П.) сформировать списки работников (бывших работников), имеющих задолженность по оплате труда и выходным пособиям.
В этом же распоряжении указано Министерству финансов Республики Бурятия (Мадаев Г.Э.) выделить из резервного фонда финансирования непредвиденных расходов Правительства Республики Бурятия средства Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия на выплату работникам (бывшим работникам), имеющим задолженность по оплате труда и выходным пособиям в ОАО "Авиакомпания "Бурал", в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 09 сентября 2014 года N 432 "О положении о резервном фонде финансирования непредвиденных расходов Правительства Республики Бурятия". Также в распоряжении предусмотрено Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия обеспечить погашение задолженности по оплате труда и выходным пособиям работникам (бывшим работникам) ОАО "Авиакомпания "Бурал" с заключением договора уступки права требования (цессии) с работниками предприятия.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия N 269-р от 07 июня 2021 года в соответствии с Постановлением Правительства Республики Бурятия от 09 сентября 2014 года N 432 "О положении о резервном фонде финансирования непредвиденных расходов Правительства Республики Бурятия" Министерству финансов Республики Бурятия поручено выделить Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия 10 716 126, 48 руб. из резервного фонда финансирования непредвиденных расходов Правительства Республики Бурятия для последующей выплаты денежных средств гражданам, являвшимся работниками (бывшими) работниками ОАО "Авиакомпания "Бурятские авиалинии". Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия поручено произвести выплату денежных средств гражданам в соответствии с приложением N1 к распоряжению на основании заявлений граждан и заключенных договоров уступки права требования (цессии) в соответствии с приложением N 2 к распоряжению.
Приложением N 1 к распоряжению утвержден список граждан, в указанном списке фамилии истцов отсутствуют.
Распоряжением N 333-р от 05 июля 2021 года в указанное распоряжение N 269-р внесены изменения в части суммы и данных двух граждан, указанных в приложении 1, приложение N 2 изложено в новой редакции.
Положение о резервном фонде финансирования непредвиденных расходов Правительства Республики Бурятия утверждено Постановлением Правительства РБ от 09.09.2014 N 432.
Согласно п. 1 данного положения резервный фонд финансирования непредвиденных расходов Правительства Республики Бурятия создается для финансирования расходов, носящих непредвиденный характер. К непредвиденным расходам относятся расходы, которые не могли быть предусмотрены заранее при составлении и внесении Правительством Республики Бурятия на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно п. 10 Положения основанием для выделения средств из Резервного фонда является распоряжение Правительства Республики Бурятия, в котором указываются цели, на которые выделены средства из Резервного фонда, их сумма, получатели, сроки исполнения мероприятия (оказания услуг, выполнения работ), условия выделения средств, а также дается поручение Министерству финансов Республики Бурятия обеспечить выделение финансовых ресурсов.
Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия 23 апреля 2021 года в адрес и.о. министра социальной защиты населения Республики Бурятия Мериновой А.А. был направлен реестр исполнительных производств о взыскании с ОАО "Авиакомпания БУРАЛ" задолженности по заработной плате. В данном реестре фамилии истцов отсутствовали.
Как следует из писем, отзывов конкурсного управляющего текущая задолженность перед Давыдовым А.В. в размере "данные изъяты" руб. и Давыдовой И.В. в размере "данные изъяты" руб. включена в реестр требований кредиторов второй очереди и текущих обязательств второй очереди ОАО "Авиакомпания Бурятские авиалинии", об этом сообщалось им при формировании списков.
Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении иска указал, что Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает особый правовой статус должника и его взаимоотношений с кредиторами в рамках конкурсного производства. При этом кредитор вправе уступать принадлежащее ему требование к должнику на основании договора цессии. Смена субъектного состава правоотношения в силу пункта 1 статьи 384 Гражданского кодекса Российской Федерации не влияет на объем прав нового кредитора и условия, при которых они существуют и осуществляются, в том числе на очередность удовлетворения этого требования должником, в отношении которого введено конкурсное производство. Требования работников должника о выплате заработной плате подлежали удовлетворению в составе второй очереди реестра требований кредиторов, при заключении договоров уступки права требования на основании оспариваемого распоряжения очередность требований кредиторов не изменяется. Доводы стороны истца о нарушении в результате издания распоряжения очередности удовлетворения требований кредиторов, суд первой инстанции признал несостоятельными, не основанными на нормах материального права.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нет оснований для вывода о том, что оспариваемое распоряжение исключает требования Давыдовых из реестра платежей. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 269-р не предусматривает исключение их требований из реестра кредиторов и таких правовых последствий не влечет. Требования кредиторов Давыдова А.В, Давыдовой И.В. подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Так, согласно статье 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства исполнение обязательств должника осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены главой VII данного Закона.
Давая оценку законности оспариваемого распоряжения, суд первой инстанции пришел к выводу, что распоряжение вынесено уполномоченным органом, распоряжению Правительства Республики Бурятия N 180-р от 22 апреля 2021 года, а также действующему законодательству не противоречит. Также суд первой инстанции не усмотрел, что оспариваемое распоряжение нарушает права и интересы истцов, создает препятствия в реализации их прав, поскольку им не изменяется размер их денежных требований, порядок погашения задолженности перед ними.
Суд первой инстанции указал, что при этом у Правительства Республики Бурятия нет установленной законом обязанности и полномочий по исполнению обязательств ОАО "Авиакомпания Бурятские авиалинии" перед кредиторами. Правительство Республики Бурятия обладает полномочиями по определению круга получателей средств резервного фонда.
Апелляционная инстанция, оставив без изменения решение суда первой инстанции указала, что оспаривая распоряжение N 268-р, Давыдовы сослались на то, что при ведении конкурсного производства Давыдов А.В. и Давыдова И.В. включены в реестр текущей задолженности по заработной плате в размере "данные изъяты" рубля и "данные изъяты" рублей соответственно. В подтверждение наличия задолженности Давыдовы представили конкурсному управляющему исполнительные листы о взыскании задолженности, табель учета рабочего времени, трудовые договоры, трудовые книжки и т.п. В свою очередь конкурсный управляющий передал эти документы в Бурятскую транспортную прокуратуру и Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия. Имеются решения судов о взыскании с ОАО "Авиакомпания "Бурятские авиалинии" в пользу Давыдовых задолженности по заработной плате. Суд первой инстанции проверил указанные обстоятельства и пришел к выводу, что невключение Давыдовых в список лиц, имеющих право на выплаты, является правомерным. Список работников авиакомпании сформирован на основании данных, представленных УФССП по Республике Бурятия 23 апреля 2021 года в адрес Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия. В реестре исполнительных производств по взысканию с ОАО "Авиакомпания "Бурятские авиалинии" задолженности по заработной плате сведения о Давыдовых отсутствовали.
Апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что приведенные Правительством Республики Бурятия факты действительно указывают на злоупотребление правом и не опровергнуты административными истцами, данные выводы апелляционного суда основаны на следующем.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в период с 20 ноября 2017 года по 6 июня 2019 года, во время процедуры наблюдения, "данные изъяты" ОАО "Авиакомпания "Бурятские авиалинии" являлся Давыдов Н.И, который приказом от 9 февраля N 09к назначил и.о. "данные изъяты" Давыдова А.В. с 18 февраля 2018 года. При этом Давыдов А.В, по трудовом договору от 9 февраля 2018 года назначен на должность исполнительного "данные изъяты". Приказом от 18 апреля 2018 года N 2к Давыдов А.В. принимает на работу "данные изъяты" Давыдову И.В.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что трудовые договоры, табели учета рабочего времени, расчетные карточки сотрудников составлены и подписаны Давыдовым А.В. и Давыдовой И.В, из заочных решений Советского районного суда г. Улан-Удэ от 2 и 4 июля 2019 года о взыскании с ОАО "Авиакомпания "Бурятские авиалинии" в пользу Давыдовых задолженности по заработной плате следует, что сведения о доходах истцов в налоговый орган работодателем не представлены, в региональной базе данных Пенсионного фонда РФ информация о работе истцов как застрахованных лиц отсутствует.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции апелляционная инстанция также указала, что согласно статье 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Обязанность соблюдения данных принципов распространяется на все бюджетные отношения, в том числе и на расходование средств резервных фондов исполнительных органов государственной власти.
Апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что Правительство Республики Бурятия имело право поручить соответствующим ведомствам работу по формированию списка работников для получения выплат из средств резервного фонда. Документальная проверка с участием прокуратуры как надзирающего органа при формировании такого списка не противоречит закону и направлена на соблюдение принципов бюджетной системы Российской Федерации и недопущение злоупотребления правом.
Апелляционная инстанция указала, что порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (пункт 6). Постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.09.2014 N 432 утверждено Положение о резервном фонде финансирования непредвиденных расходов Правительства Республики Бурятия.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов в связи со следующим.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом, согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Как правильно указал суд первой инстанции на административных истцов возлагается обязанность доказать нарушение прав и законных интересов.
В соответствии со ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Согласно ст. 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает особый правовой статус должника и его взаимоотношений с кредиторами в рамках конкурсного производства.
При этом кредитор вправе уступать принадлежащее ему требование к должнику на основании договора цессии.
Суд первой инстанции правильно применив указанные нормы пришел к обоснованному выводу о том, что смена субъектного состава правоотношения в силу пункта 1 статьи 384 Гражданского кодекса Российской Федерации не влияет на объем прав нового кредитора и условия, при которых они существуют и осуществляются, в том числе на очередность удовлетворения этого требования должником, в отношении которого введено конкурсное производство.
В соответствии с положениями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее-Закон о банкротстве) уступка прав требования задолженности по заработной плате и возможное последующее процессуальное правопреемство не приведут к изменению объема прав и как следствие является верным вывод суда первой инстанции о том, что требования работников должника о выплате заработной плате подлежали удовлетворению в составе второй очереди реестра требований кредиторов, при заключении договоров уступки права требования на основании оспариваемого распоряжения, очередность требований кредиторов не изменяется, доводы стороны истца о нарушении в результате издания распоряжения очередности удовлетворения требований кредиторов правомерно отклонены судом первой инстанции, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Является правильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение не нарушает права истцов, поскольку не исключает требования Давыдовых из реестра платежей, так как распоряжение Правительства Республики Бурятия N 269-р не предусматривает исключение их требований из реестра кредиторов и таких правовых последствий не влечет, как правильно указал суд первой инстанции требования кредиторов Давыдова А.В, Давыдовой И.В. подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве согласно статье 126 которого с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства исполнение обязательств должника осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены главой VII данного Закона.
Давая оценку законности оспариваемого распоряжения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что распоряжение вынесено уполномоченным органом, распоряжению Правительства Республики Бурятия N 180-р от 22 апреля 2021 года, а также действующему законодательству не противоречит, оспариваемое распоряжение не нарушает права и интересы истцов, не создает препятствия в реализации их прав, поскольку им не изменяется размер их денежных требований, порядок погашения задолженности перед ними.
Является правильным вывод суда первой инстанции о том, что у Правительства Республики Бурятия нет установленной законом обязанности и полномочий по исполнению обязательств ОАО "Авиакомпания Бурятские авиалинии" перед кредиторами, правительство Республики Бурятия обладает полномочиями по определению круга получателей средств резервного фонда. Доводы конкурсного управляющего о неправомерных действиях прокуратуры, изложенные в письменном отзыве правомерно отклонены судом первой инстанции, как не имеющие отношения к предмету настоящего спора.
Апелляционная инстанция пришла к правильному выводу о том, что Правительство Республики Бурятия имело право поручить соответствующим ведомствам работу по формированию списка работников для получения выплат из средств резервного фонда. Документальная проверка с участием прокуратуры как надзирающего органа при формировании такого списка не противоречит закону и направлена на соблюдение принципов бюджетной системы Российской Федерации и недопущение злоупотребления правом.
Выводы суда апелляционной инстанции о злоупотреблении правом истцами не привели к принятию неправильного судебного акта, доводы кассатора о том, что суд вышел за рамки своего рассмотрения и делает выводы, касающиеся пересмотра ранее вынесенного и вступившего в законную силу судебного решения подлежат отклонению, поскольку обжалуемыми истцами судебными актами, судебный акт по выплате заработной плате, на котором истцы основывают требования в деле о банкротстве не отменен и как следствие указанный ошибочный вывод суда апелляционной инстанции, негативных последствий для истцов не повлек, поскольку как следует из материалов дела требования истцов учтены в реестре текущих платежей ОАО "Авиакомпания Бурятские авиалинии", основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
При рассмотрении дела судами нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе и тех, что указаны в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 2 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.