Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Андугановой О.С, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-376/2021 (УИД: 24RS0004-01-2020-001758-91) по иску Скрипника Павла Сергеевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе Красноярского края (межрайонное), Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о включении периода работы в общий трудовой и страховой стаж для перерасчета пенсии по старости, по кассационной жалобе Скрипника Павла Сергеевича на решение Березовского районного суда Красноярского края от 18 ноября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Скрипник Павел Сергеевич (далее - Скрипник П.С, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе Красноярского края (межрайонное) (далее - УПФР в Березовском районе Красноярского края (межрайонное), ответчик), Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске Красноярского края (межрайонное) (далее - УПФР в г. Железногорске Красноярского края (межрайонное), ответчик), Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - ОПФР по Красноярскому краю, ответчик) о включении периода работы в общий трудовой и страховой стаж для перерасчета пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Скрипник П.С. указал, что 1 мая 2018 г. ему назначена досрочная страховая пенсия по старости по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Для подтверждения страхового стажа в УПФР в Березовском районе Красноярского края им представлена трудовая книжка. Несмотря на предоставление всех необходимых документов, ответчик при определении права на льготное пенсионное обеспечение периоды его работы с 26 июня 1979 г. по 3 декабря 1982 г. в должности дежурного слесаря в турбинном цеху Ленинградской атомной электростанции;
- с 7 мая 1983 г. по 12 июня 1984 г. в должности горнорабочего очистного забоя с полным поземным рабочим режимом в Ордена трудового Красного знамени Шахта имени "40-летия Великой Октябрьской социалистической революции" Донбасского производственного отделения по добыче антрацита "Донбассантрацит";
- с 26 июня 1984 г. по 28 ноября 1985 г. в должности горнорабочего очистного забоя 5 разряда с полным днем под землей шахтоуправление "Алмазное", п/о "Донбассантрацит";
- с 16 декабря 1985 г. по 10 апреля 1986 г. в должности горнорабочего очистного забоя 5 разряда с полным рабочим днем под землей в шахте Яновской п/о "Донбассантрацит";
- с 11 апреля 1986 г. по 17 марта 1995 г. в должности забойщика 6 разряда на отбойных молотках крутого поведения с полным рабочим днем под землей, шахта "Яновская", п/о "Донбассантрацит";
- с 21 июня 1995 г. по 17 августа 1995 г. временно забойщиком 6 разряда на отбойных молотках на пластах крупного падения с полным рабочим днем под землей на шахтоучастке N в Шахтоуправлении "Миусинское" им 50-тилетия Великой Октябрьской социалистической революции;
- с 17 августа 1995 г. по 23 сентября 1996 г. забойщиком 6-го разряда с полным рабочим днем под землей в Шахтоуправлении "Миусинское" им 50-тилетия Великой Октябрьской социалистической революции;
- с 14 октября 1996 г. по 9 февраля 1997 г. в должности подземного горнорабочего очистного забоя 5 разряда с полным рабочим днем под землей в Шахтоуправлении "Алмазное" п/о "Донбассантрацит";
- с 10 февраля 1997 г. по 5 декабря 1997 г. в должности подземного горнорабочего очистного забоя 5-го разряда с полным рабочим днем под землей на участок N шахты "Елизаветовка";
- с 18 декабря 1997 г. по 2 марта 2000 г. в должности забойщика 6 разряда с полным рабочим днем под землей в шахте "Миусинская";
- с 7 марта 2000 г. по 21 октября 2002 г. в должности подземного горнорабочего очистного забоя 5-го разряда с полным рабочим днем под землей в ГО АО "Шахта "Хрустальская" ДП ГХК "Донбассантрацит";
- с 22 октября 2002 г. по 11 февраля 2004 г. в должности подземного горнорабочего 3-го разряда с полным рабочим днем под землей в ГО АО "Шахта "Хрустальская" ДП ГХК "Донбассантрацит";
- с 12 декабря 2004 г. по 8 мая 2005 г. в должности сторожа в ГОАО Шахта "Хрустальская" ДП ГХК "Донбассантрацит", не включил в страховой стаж в льготном исчислении один год работы за 1 год 3 месяца. Кроме того, он имеет право на доплату к пенсии как работник угольной отрасли.
Скрипник П.С. просил суд включить спорные периоды в страховой стаж в льготном исчислении, обязать ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии со дня назначения и назначить надбавку к пенсии.
Решением Березовского районного суда Красноярского края от 18 ноября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 апреля 2022 г. в удовлетворении исковых требований Скрипника П.С. отказано.
В кассационной жалобе Скрипник П.С. просит об отмене решения Березовского районного суда Красноярского края от 18 ноября 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 апреля 2022 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на неправильное применение судами норм материального права. Полагает, что спорные периоды работы подлежат включению в специальный страховой стаж, учитываемый при льготном назначении досрочной страховой пенсии по стрости.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Скрипник П.С, представители ответчиков УПФР в Березовском районе Красноярского края (межрайонное), УПФР в г. Железногорске Красноярского края (межрайонное), ОПФР по Красноярскому краю, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 6 ноября 2018 г. Скрипник П.С. обратился в УПФР в Березовском районе Красноярского края (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", установлении федеральной социальной доплаты к пенсии.
С 1 мая 2018 г, то есть за период, предшествующий в течение шести месяцев дню обращения, Скрипнику П.С. назначена страховая пенсия по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ по Списку N 1 зачтены указанные в исковом заявлении периоды, за исключением следующих периодов, которые не дают право на назначение пенсии досрочно по указанному выше основанию:
- отпуска без сохранения заработной платы с 1 сентября 1979 г. по 3 сентября 1979 г. (00.00.03), с 2 июня 1997 г. по 28 июня 1997 г. (00.00.27);
- период обучения на курсах с отрывом от производства с 1 марта 1983 г. по 6 мая 1983 г. (00.02.06) по трудовой книжке;
- период отбытия наказания в виде исправительных работ без лишения свободы с 15 мая 1984 г. по 12 июня 1984 г. (00.00.28) и с 26 июня 1984 г. по 25 июня 1985 г. (01.00.00);
- отвлечения от работы в 1986 году - 16 дней легкий труд, 4 дня бытовая травма (00.00.20), в 1988 году - 6 дней легкий труд (00.00.06), в 1989 году - 9 дней легкий труд (00.00.09), в 1991 году - 16 дней легкий труд (00.00.16), в 1992 год - 5 дней легкий труд (00.00.05), в 1993 году - 6 дней отсутствия по неизвестной причине (00.00.06), в 1994 году - 2 дня бытовая справка (00.00.02).
Отвлечения от работы в соответствии с уточняющей справкой N от 30 марта 2017 г:
1996 год - отпуск без сохранения заработной платы 10 дней (00.00.10), 1997 год - 16 дней отсутствия по неизвестной причине (00.00.16).
Отвлечения от работы в соответствии с дополнительными сведениями к справке N от 31 марта 2017 г.:
2000 год - 3 дня техника безопасности, 1 день отсутствия автобуса (00.00.04), 2001 год - 2 дня отпуск без сохранения заработной платы, 2 дня легкий труд (00.00.04), 2002 год -7 дней отсутствие автобуса, 6 дней легкий труд, 9 дней отпуск без сохранения заработной платы, 1 день гос. обязанность (00.00.23), 2003 год -12 дней отсутствие автобуса (00.00.12).
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствуясь Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях", статьями 1, 5, 6 Федерального закона от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. Указал, что пенсионное обеспечение истца производится в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства и Соглашения от 13 марта 1992 г, ответчиком законно и обоснованно назначена истцу пенсия с 1 мая 2018 г, с включением всех периодов работы истца, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав их соответствующими материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему федеральному закону).
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств участников Содружества независимых государств, в число которых входит Украина и Российская Федерация, урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
В соответствии с данным Соглашением от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1).
При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения (ст. 7).
Согласно ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. назначение пенсий граждан государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе, пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. (часть 2 ст.6 Соглашения от 13 марта 1992 г.)
Трудовой стаж, имевший место в государствах участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Абзацем 6 пункта 1 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N предусмотрено, что при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
Дополнительной гарантией в области социального обеспечения работникам, занятым на работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), является доплата к пенсии, условия, порядок назначения и выплаты которой определены Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в названной статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Аналогичные положения в части стажа работы были предусмотрены подп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что порядок установления пенсии работникам угольной промышленности и порядок установления доплаты к ней различны по своему характеру и имеют самостоятельное правовое регулирование. При этом пенсионное обеспечение истца производится в соответствии с нормами действующего в Российской Федерации пенсионного законодательства и Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", с учетом которых истцу и назначена пенсия с 1 мая 2018 г.
Вместе с тем, правом на доплату к пенсии, которая формируется за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, обладают бывшие работники организаций угольной промышленности, имеющие соответствующий стаж работы в организациях угольной промышленности Российской Федерации и в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 г, соответственно, на этих лиц распространяются нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности". Указанный вывод следует из положений пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 10 мая 2010 г. N84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организации угольной промышленности", в редакции Федерального закона от 1 июля 2014 г. N216-ФЗ, согласно которого условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года.
Между тем, имеющаяся у Скрипника П.С. продолжительность стажа работы в угольной промышленности Российской Федерации и бывшего СССР до 1 декабря 1991 года составляет 9 лет 04 месяца 14 дней, что не дает ему права на назначение ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности". При этом спорные периоды работы истца после 1 декабря 1991 г, о необходимости учета которых заявляет истец для включения в специальный стаж, определяющий право на получение доплаты к пенсии по Федеральному закону Российской Федерации от 10 мая 2010 г. N84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" учету не подлежит, на что верно указали суды первой и апелляционной инстанций, констатировав тем самым отсутствие у истца права на получение доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10 мая 2010 года N84-ФЗ "О дополнительном социальном отдельных категорий работников организаций угольной промышленности". С указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций суд кассационной инстанции соглашается.
При этом согласно представленным в материалы дела пенсионным органом пояснениям от 10 ноября 2021 г. N следует, что при назначении страховой пенсии по старости по п. 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Скрипнику П.С. были включены практически все заявленные им в иске периоды, кроме предоставления отпуска без сохранения заработной платы, периода обучения на курсах, отбытия наказания в виде исправительных работ, дни легкого труда, дни по бытовой справке, дни отсутствия по неизвестной причине), необходимость и обоснованность включения которых истец в кассационной жалобе не обосновывает и не указывает какие конкретно периоды, пенсионным органом по его мнению исключены необоснованно.
С учетом изложенного, доводы жалобы о незаконности обжалуемых судебных постановлений основаны на неправильном применении норм действующего пенсионного законодательства, а потому не могут быть признаны основанием для отмены судебных постановлений.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Суд кассационной инстанции оснований для отмены судебных постановлений не усматривает.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Березовского районного суда Красноярского края от 18 ноября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Скрипника Павла Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.