Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N04RS0016-01-2021-001213-54 (2-582/2021) по иску прокурора Мухоршибирского района Республики Бурятия в интересах Н.Ю.В. к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Мухоршибирская центральная районная больница" о понуждении обеспечить медицинскими изделиями
по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Республики Бурятия на решение Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 27 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслакову О.Г, возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Мухоршибирского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах Н.Ю.В, к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Мухоршибирская центральная районная больница" (далее- ГБУЗ "Мухоршибирская центральная районная больница"). о понуждении обеспечить медицинскими изделиями.
В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой Мухоршибирского района Республики Бурятия проведена проверка по обращению Н.Ю.В. в связи с непредоставлением ей льготных рецептов на средства медицинского назначения.
Н.Ю.В. состоит на диспансерном учете по заболеванию " "данные изъяты"" с 1 января 2001 г, является инвалидом N группы. Однако в 2021 году ГБУЗ "Мухоршибирская центральная районная больница" льготные-рецепты на тест полоски, иглы для шприца ручки выписывает не в полном размере в связи с отсутствием финансирования.
Так, в 2021 году Н.Ю.В. врачебной комиссией выписаны лекарственные препараты на тест полоски "Акку чек" N от 15 марта 2021 г.
Согласно клиническим рекомендациям "Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным "данные изъяты"" 10-ый выпуск 2021 год: " "данные изъяты", то есть тест полоски N упаковок в год на 1 пациента; техника инъекций и инфузий инсулина - иглы для шприца ручек N упаковок в год на пациента.
Истец с учетом уточненных исковых требований просил возложить на Министерство здравоохранения Республики Бурятия обязанность организовать бесплатное обеспечение Н.Ю.В. тест полосками для глюкометра, иглами для шприца ручек в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом. Возложить на ГБУЗ "Мухоршибирская центральная районная больница" обязанность производить своевременную выписку Н.Ю.В. рецептов на тест полоски для глюкометра, иглы для шприца ручек в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.
Решением Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 27 января 2022 года, исковые требования удовлетворены. Суд возложил на Министерство здравоохранения Республики Бурятия организовать бесплатное обеспечение Н.Ю.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, тест-полосками для глюкометра, иглами для шприца ручек в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, возложил на ГБУЗ "Мухоршибирская центральная районная больница" обязанность производить своевременную выписку Н.Ю.В. рецептов на тест полоски для глюкометра, иглы для шприца ручек в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 мая 2022 г. решение Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 27 января 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Министерство здравоохранения Республики Бурятия ставит вопрос об отмене решения Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 27 января 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 мая 2022 г, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Прокуратурой Республики Бурятия представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание суда кассационной инстанции материальный истец, представитель ответчика не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела Н.Ю.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена 3 группа инвалидности (в 1988 году), с 1 января 2001 г. состоит на диспансерном учете по заболеванию " "данные изъяты"", находится на инсулинотерапии.
От получения набора социальных услуг Н.Ю.В. не отказывалась.
Согласно заключению врачебной комиссии от 15 марта 2021 г. N разрешена выписка лекарственных препаратов по региональной программе, в том числе тест полоски "Акку чек" N уп.
Вместе с тем, по результатам проведенной прокуратурой проверки выявлено, что Н.Ю.В. в соответствии с назначенным лечением требуется в день 4 тест полоски для определения уровня сахара в крови и иглы для введения инсулина в количестве 4 штук (4 инъекции), т.е. в месяц 120 тест полосок и 120 игл.
При этом фактически за 11 месяцев 2021 года и 1 месяц 2022 года Н.Ю.В. были выписаны льготные рецепты на тест-полоски (6 февраля 2020 г, 15 марта 2021 г, 1 декабря 2021 г. и 11 января 2022 г.) всего в количестве 6 упаковок (300 штук) (4 упаковки выделены в ходе рассмотрения искового заявления), иглы для введения инсулина (1 декабря 2021 г.) всего в количестве 1 упаковка.
Таким образом, в нарушение действующего законодательства Н.Ю.В. не обеспечена иглами для введения инсулина и тест-полосками для определения уровня сахара в крови по рецепту врача бесплатно.
При этом согласно сведениям ГБУЗ "Мухоршибирская центральная районная больница" медицинские изделия не были выписаны, поскольку 1 сентября 2021 г. по федеральной программе поступили 3 упаковки тест полосок на глюкометр, 17 сентября 2021 г. была выписана последняя упаковка, на момент обращения Н.Ю.В. не было в наличии, после поступления пациентка не обращалась за выпиской препаратов и медицинских изделий.
Суд первой инстанции, разрешая исковые требования, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что требуемые лекарственные препараты и средства диагностики для исполнения медицинских назначений врача предоставлялись истцу ненадлежащим образом, исходил из того, что истец, как лицо, страдающее сахарным диабетом, имеет право на бесплатное обеспечение тест-полосками для глюкометра, иглами для шприца ручек в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды при рассмотрении дела правомерно исходил из следующих норм материального права.
Согласно ст. 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В силу ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, куда включен сахарный диабет (коды заболеваний но Международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
Нормами Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких отнесены граждане, страдающие диабетом.
В соответствии с указанным нормативным актом в состав предоставляемого гражданам из данной категорий набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями но рецептам на медицинские изделия (ст.ст.6.1, 6.2)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются но рецептам врачей бесплатно.
Согласно данному перечню при заболевании диабет предусмотрено бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом (100 г. в месяц), инсулиновыми шприцами, шприцами типа "Повопен", "Пливапен" 1 и 2, иглами к ним, средствами диагностики.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N3053-р утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, куда отнесены иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, но медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 14 ч. 1 ст. 16 названного Федерального закона предусмотрено, что установление мер социальной поддержки но организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе в части организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и но организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами. При этом при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших |лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 2724-р.
В силу приказа Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 г. N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, но жизненным показаниям) относится к полномочиям врачебной комиссии медицинской организации.
Организация оказания населению субъекта Российской Федерации медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в данном случае Министерства здравоохранения Республики Бурятия.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 декабря 2020 г. N 833 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" установлен Перечень жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов для медицинского предоставления, в который включены препараты для лечения сахарного диабета - гипогликемические препараты и инсулины.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 16 июня 2008 г. N 307 утвержден Порядок предоставления мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом, который определяет правила предоставления на территории Республики Бурятия мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом, за счет средств республиканского бюджета (п. 1).
Меры медико-социальной поддержки указанной категории граждан предоставляются в форме обеспечения лекарственными средствами и средствами самоконтроля фармацевтическими организациями на основании назначения лечащего врача медицинской организации по месту их жительства, выданному в день обращения (п. 3).
Назначение лекарственных средств и средств самоконтроля больным сахарным диабетом производится лечащим врачом в медицинских организациях исходя из тяжести и характера заболевания, согласно утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти стандартам, на основании рекомендаций врача-эндокринолога. Назначение также может осуществляться фельдшером фельдшерско-акушерского пункта, уполномоченным на выписку указанных средств приказом руководителя районной медицинской организации (п.5).
Ежегодная потребность в лекарственных средствах (инсулинах, пероральных сахароснижающих препаратах) и средствах самоконтроля определяется Министерством здравоохранения Республики Бурятия на основании заявок медицинских организаций (п.7).
Установив, что истец, как лицо, страдающее сахарным диабетом, в силу вышеупомянутого Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая средства медицинского назначения и диагностики, имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и средствами диагностики, что Новолодская Ю.В. была обеспечена тест-полосками для глюкометра, иглами для шприца ручек в недостаточном количестве, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении иска.
Доводы кассатора о невозможности превышения установленных лимитов финансирования, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который правильно указал, что указанные обстоятельства не могут служить основанием для отказа в обеспечении пациента средствами медицинского назначения и диагностики в необходимом количестве, установленном в силу прямого указания закона, а ссылки на возможную миграцию истца Н.Ю.В. являются предположением ответчика.
Судом апелляционной инстанции правильно были отклонены доводы кассатора о том, что непосредственный лечебный эффект оказывает прием лекарственных препаратов, а не самоконтроль уровня сахара в крови, что не освобождает ответчика от исполнения обязанности организовать гарантированное государством обеспечение истца лекарственными средствами и средствами диагностики в соответствии с имеющейся потребностью на весь период лечения.
Суд апелляционной инстанции отметил, что из приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1053Н следует усредненный показатель кратности применения для исследования уровня глюкозы в крови, который составляет 1 460, таким образом, в сутки указанный контроль исследования проводится не менее четырех раз. Судом установлено, что потребление назначенных препаратов является жизненно необходимым для истца, и она подлежит постоянному лечению, в связи с чем ей необходимо исследовать уровень глюкозы в крови не менее четырех раз в сутки. При этом, доказательств, опровергающих нуждаемость пациента в иглах и тест-полосках, не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильного решения, поскольку выражают несогласие с выводами суда первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, тогда как в соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 27 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.