N 88-21056/2022
г. Кемерово 11 ноября 2022 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Варнавской Л.С. рассмотрев гражданское дело N 2-645/2022 (УИД 55MS0053-01-2021-005127-88) по исковому заявлению Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Омской области к Пискуновой Ирине Витальевне о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт
по кассационной жалобе Пискуновой И.В. на решение мирового судьи судебного участка N 56 в Ленинском судебном районе в г. Омске, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 53 в Ленинском судебном районе в г. Омске от 23 марта 2022 г. и апелляционное определение Ленинского районного суда г.Омска от 27 июля 2022 г.
установил:
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Омской области (далее по тексту - Фонд) обратился в суд с иском о взыскании с Пискуновой И.В. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 августа 2017 г. по 31 августа 2021 г.
Требования мотивированы тем, что ответчик является собственником 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", однако, в названный период взносы на капитальный ремонт вносил не в полном объеме, в связи с чем образовалась задолженность.
Истец, уточнив исковые требования просил взыскать с Пискуновой И.В. задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 сентября 2018 г. по 31 августа 2021 г. в размере 9 785 руб. 36 коп, из которых: взносы в размере 7 272 руб. 36 коп, пени в размере 2 513 руб, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 56 в Ленинском судебном районе в г. Омске, и.о. мирового судьи судебного участка N 53 в Ленинском судебном районе в г. Омске от 23 марта 2022 г. исковые требования удовлетворены.
С Пискуновой И.В. в пользу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Омской области взыскана сумма задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 сентября 2018 г. по 31 августа 2021 г. в размере 7 272 руб. 36 коп, пени в размере 300 руб, расходы по оплате государственной пошлины - 400 руб.
Апелляционным определением Ленинского района города Омска от 27 июля 2022 г. решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пискунова И.В. ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений в связи с нарушением норм материального и права, несоответствием выводов судов, обстоятельствам, установленным по делу.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
В силу положений части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии частями 3 и 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, что собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью жилого помещения 60, 3 кв.м, является Пискунова И.В, что подтверждается имеющимися в деле сведениями из ЕГРН.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2014-2043 годы, в которую включен и многоквартирный дом, утверждена постановлением Правительства Омской области от 30 декабря 2013 г. N 369-п. Указанное постановление опубликовано в газете "Омский вестник" от 10 января 2014 г. N 1.
В связи с тем, что собственники жилых помещений в указанном многоквартирном доме в установленный частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, постановлением Администрации г. Омска от 12 августа 2014 г. N 1061-п "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали или не реализовали способ формирования фонда капитального ремонта в установленный срок" в отношении указанного дома определен способ формирования фонда капитального ремонта - на счете Регионального фонда.
Поскольку собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором Пискуновой И.В. принадлежит доля в праве общей долевой собственности на квартиру, не было принято решение о перечислении взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете, то у ответчика возникла обязанность по перечислению взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Согласно расчету истца, у ответчика образовалась задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 сентября 2018 г. по 31 августа 2021 г. в размере 9 785 руб. 36 коп.
Разрешая заявленные исковые требования, мировой судья, руководствуясь положениями статей 200, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 155, 158, 169, 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что ответчик Пискунова И.В, как собственник доли жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", является лицом, обязанным в силу закона оплачивать ежемесячные взносы в Фонд капитального ремонта. Принимая во внимание, что обязанность собственника помещения по уплате взносов на капитальный ремонт исполнена не была, суд признал обоснованными требования истца о взыскании образовавшейся в период с 1 сентября 2018 г. по 31 августа 2021 г. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 9 785 руб. 36 коп, которую взыскал с ответчика с учетом штрафных санкций.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, оставив решение мирового судьи в силе.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов незаконными, поскольку они отвечают требованиям закона, регулирующего возникшие правоотношения, установленным по делу обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации включает в себя плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги.
Согласно статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Положения части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных части 2 настоящей статьи, части 8 статьи 170 и части 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Согласно части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
В соответствии с частью 3 статья 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор является юридически лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
Имущество регионального оператора формируется за счет платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (пункт 2 части 1 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, функциями регионального оператора являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в таких домах; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; иные предусмотренные данным Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
Как разъяснено в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае размер взносов на капитальный ремонт установлен постановлением Правительства Омской области от 25 июля 2013 г. N 170-п.
Исходя из действующего правового регулирования и установленных по делу обстоятельств, учитывая, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, включенном в региональную программу капитального ремонта, возникает в силу закона, фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора, поскольку собственники указанного жилого дома не реализовали способ формирования фонда капитального ремонта, ответчик Пискунова И.В. была обязана вносить взносы на капитальный ремонт многоквартирного дома в спорный период.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии такой обязанности основаны на неверном толковании норм материального права, противоречат обстоятельствам, установленным по делу, и подлежат отклонению как несостоятельные.
Нарушений норм материального либо процессуального права, которые привели или могли привести к принятию незаконных судебных постановлений, а также могли бы служить основанием для отмены вступивших в силу судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы и материалам дела не усматривается.
С учетом изложенного, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 56 в Ленинском судебном районе в г. Омске, и.о. мирового судьи судебного участка N 53 в Ленинском судебном районе в г. Омске от 23 марта 2022 г. и апелляционное определение Ленинского районного суда от 27 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Пискуновой И.В. без удовлетворения.
Судья Л.С. Варнавская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.