Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Жуленко Н.Л.
судей Уфимцевой Н.А, Татаринцевой Е.В.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Смирнову Р.А. к департаменту энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска о признании права пользования жилым помещением; по встречному иску департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска к Смирнову Р.А. о выселении из специализированного жилого помещения маневренного фонда
по кассационной жалобе ответчика (истца) департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 14 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Уфимцевой Н.А, заключение прокурора Кадошникова С.О, полагавшего жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Смирнова Р.А. обратилась в суд с иском к департаменту энергетики жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска о признании права пользования жилым помещением.
В обоснование требований указано, что истец зарегистрирована по адресу: "адрес" общ, по указанному адресу истец проживает с 1985 г, 22 июля 2021 г. истец получила уведомление от 16 июля 2021 г. об отказе продления договора найма жилого помещения. Отказ был мотивирован тем, что в 2003 г. в исключительном случае по ее личному заявлению ей были предоставлены две комнаты "адрес", площадью 29, 1 кв.м. в общежитии по "адрес"/l и заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда N сроком до 22 июля 2021 г. В 1985 г. в связи с рождением второго ребёнка, супруг истицы получил от Ремонтно-строительного управления N6 треста "Горремстрой" две комнаты по адресу: "адрес", ком. 815 и ком. 816. 16 ноября 1995 г. брак между истцом и Смирновым В.В. расторгнут, истец с детьми осталась проживать в комнатах в качестве нанимателя жилых помещений. В 1999 г. истец поменялась комнатами 815, 816 с соседями из комнат 813, 814 Егоровыми, жилые комнаты "адрес" по адресу "адрес" были предоставлены истцу в пользование ранее 2003 года и на тот момент комнаты не находились в маневренном фонде. Просила признать отказ департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска N12/1/07827 от 16 июля 2021 г. незаконным; признать за Смирновой Р.А. право пользования жилыми помещениями "адрес" по адресу: "адрес", общ. на условиях социального найма; возложить обязанность на департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска заключить со Смирновой Р.А. договор социального найма жилого помещения.
Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска обратился со встречным иском к Смирновой Р.А. о выселении из специализированного жилого помещения маневренного фонда.
В обоснование встречных требований указано, что общежитие по "адрес" включено в состав специализированного жилищного фонда и является маневренным фондом согласно постановлениям мэрии г. Новосибирска от 12 июля 1995 г. N704, от 18 января 2000 г. N28. Комнаты маневренного жилищного фонда "адрес" жилой площадью 29, 1 кв.м, в указанном общежитии были предоставлены Смирновой Р. А, на основании договора найма жилого помещения маневренного фонда N от 1 августа 2019 г, сроком до 22 июля 2021 г. 16 июля 2021 г. Смирновой Р.А. было направлено предупреждение об освобождении жилого помещения маневренного фонда в добровольном порядке. Однако, ответчик отказывается освобождать жилое помещение, продолжая занимать без законных оснований. Согласно выписке из ЕГРП о наличии недвижимого имущества у Смирновой Р.А. имеется в долевой собственности квартира площадью 32, 2 кв.м, расположенная по "адрес". На основании изложенного, департамент просил выселить Смирнову Р.А. из жилого помещения специализированного жилищного фонда - маневренного фонда: комнат "адрес", жилой площадью 29, 1 кв.м, по "адрес" без предоставления другого жилого помещения.
Решением Кировского районного суда г. Новосибирска от 21 февраля 2022 г. постановлено: исковые требования Смирнову Р.А. оставить без удовлетворения в полном объеме. Встречные исковые требования департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска удовлетворить. Выселить Смирнову Р.А. из жилого помещения специализированного жилищного фонда - маневренного фонда: комнат "адрес" жилой площадью 29, 1 кв.м, по "адрес" без предоставления другого жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 14 июля 2022 г. постановлено: решение Кировского районного суда г. Новосибирска от 21 февраля 2022 г, отменить, постановить новое решение, которым, удовлетворить исковые требования Смирновой Р.А. в части. Признать незаконным отказ Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска N12/1/07827 от 16 июля 2021 г. незаконным, признать за Смирновой Р.А. право пользования жилыми помещениями "адрес" по адресу: "адрес", общежитие, на условиях договора социального найма. В удовлетворении остальной части иска Смирновой Р.А. отказать. В удовлетворении встречных требований департаменту энергетики и жилищно-коммунального хозяйства г. Новосибирска к Смирновой Р.А. о выселении из специализированного жилого помещения маневренного фонда, отказать.
В кассационной жалобе представитель ответчика (истца) департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска Корчагина Н.А. просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Указывает, что судом апелляционной инстанции не дана оценка обстоятельствам, имеющим значение для дела. Также ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Прокуратурой Новосибирской области и представителем Смирновой Р.А. - Сидоровой Е.А. представлены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Смирнова Р.А. зарегистрирована по месту жительства и фактически проживает по адресу: "адрес", "адрес" с 25 января 1985 г.
Здание общежития по адресу: "адрес" было передано в 1995 г. в муниципальную собственность в целях пополнения маневренного жилищного фонда, что подтверждается Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 12 июля 1995 г. N704 и постановлением Мэрии г. Новосибирска от 18 января 2000 г. N28.
Жилое помещение "адрес" относится к помещению маневренного фонда, а жилое помещение "адрес" включено в маневренный фонд, находится в муниципальной собственности.
Жилое помещение состоящее из двух объединенных комнат "адрес" в строении, имеющем статус общежитие, по адресу: "адрес" включено в реестр муниципального имущества г. Новосибирска на основании Постановления мэрии г. Новосибирска от 12 июля 1995 г. N704. Распоряжение КУГИ от 8 июля 1998 г. N548-р. Право собственности зарегистрировано 25 апреля 2018 г. N.
1 августа 2019 г. по договору найма жилого помещения маневренного фонда N, заключенному между департаментом энергетики, жилищного и коммунального хозяйства "адрес" и Смирновой Р.А, наймодатель департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска передает нанимателю Смирновой Р.А. и членам ее семьи за плату во владение и пользование специализированное жилое помещение маневренного фонда, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2-х комнат общей площадью 29, 1 кв.м, жилой площадью 29, 1 кв.м, в комнатах 813, 814, расположенных по адресу: "адрес" для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставлено в связи с личным заявлением. Жилое помещение отнесено к маневренному фонду на основании решения мэрии г. Новосибирска. Срок действия договора определен по соглашению сторон с 22 июля 2019 г. по 22 июля 2020 г.
31 июля 2020 г. между департаментом энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска и Смирновой Р.А. заключено дополнительное соглашение к договору найма жилого помещения маневренного фонда от 1 августа 2019 г. N, согласно которому срок действия договора на проживание в маневренном фонде продлен до 1 августа 2021 г, дополнительное соглашение вступает в силу с 1 августа 2020 г. и действует до 1 августа 2021 г.
Смирнова Р.А. обращалась в департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска о продлении срока проживания в жилом помещении маневренного фонда, однако 16 июля 2021 г. получила ответ, согласно которому Смирновой Р.А. предложено в срок до 1 сентября 2021 г. освободить комнаты "адрес" по "адрес".
Смирнова Р.А. на 31 августа 2021 г. не использовала право на приватизацию жилья на территории г. Новосибирска Новосибирской области, по настоящее время зарегистрирована по адресу: "адрес".
В адрес Смирновой Р.А. департаментом было направлено предупреждение об освобождении жилых помещений - комнат "адрес", так как она продолжает их занимать без законных на то оснований.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении искового заявления Смирновой Р.А. о признании за ней права пользования жилым помещением на условиях социального найма, а также признания незаконными отказа ответчика в предоставлении ей жилого помещения на условиях социального найма и удовлетворяя встречные исковые требования о выселении без предоставления другого жилого помещения, исходил из того, что жилое помещение - комнаты "адрес" было предоставлено Смирновой Р.А. временно по договору проживания в маневренном фонде, срок которого истек, доказательств предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма жилого помещения представлено не было, в связи с чем правовые основания для пользования жилым помещением у Смирновой Р.А. отсутствуют, и она подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, учитывая установленные обстоятельства и представленные доказательства, руководствуясь нормами права, предусмотренными ст. 106 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 5, 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. ст. 6, 47 Жилищного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения первоначальных исковых требований и об отсутствии оснований для удовлетворения встречных исковых требований.
Вывод суда апелляционной инстанции основаны на том, что Смирнова Р.А. фактически приобрела право пользования жилым помещение "адрес" "адрес" в "адрес" на условиях договора социального найма, исходя из постоянного проживания в жилом помещении, регистрации по месту жительства с 1985 г, взимания платы за пользование помещением и факта передачи данного жилого помещения в муниципальную собственность.
При этом судом апелляционной инстанции принято во внимание, что законность вселения в жилое помещение Смирновой Р.А. с членами семьи не оспаривается, которое было предоставлено супругу истицы от Ремонтно-строительного управления N треста "Горремстрой", в ведении которого находилось здание общежития.
16 ноября 1995 г. брак между истцом и Смирновым В.В. расторгнут, истец с детьми осталась проживать в комнатах в качестве нанимателя жилых помещений. На ее имя открыт "данные изъяты", принимаются платежи на содержание жилья, задолженности не имеется. Выписка из домовой книги подтверждает регистрацию по месту жительства с 1985 г. Установлено, что в дальнейшем, был совершен обмен комнатами между семьей Смирновых, занимающих комнаты 815, 816 и семьей Егоровых, занимающих комнаты 813, 814.
В 1995 г. указанное здание общежития передано в муниципальную собственность Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 12 июля 1995 г. N704.
В список жилых помещений в маневренный фонд включено жилое помещение "адрес", жилое помещение "адрес" не включено в число помещений маневренного фонда. Также, жилое помещение, состоящее из двух объединенных комнат "адрес" в строении, имеющем статус общежитие, по адресу: г Новосибирск, "адрес" включено в реестр муниципального имущества г. Новосибирска на основании Постановления мэрии г. Новосибирска от 12 июля 1995 г. N704.
Распоряжение КУГИ от 8 июля 1998 г. N548-р право собственности зарегистрировано 25 апреля 2018 г. N.
До передачи помещений в муниципальную собственность в июле 1995 г, произведена перепланировка жилых помещении "адрес" (объединение комнат).
Жилые помещения "адрес", ранее занимаемые семьей Смирновых, исключены из реестра муниципального имущества г. Новосибирска на основании решения Кировского районного суда от 30 сентября 2009 г.
Решением Кировского районного суда от 30 сентября 2009 г. признано за Егоровой Е.А. право пользования жилыми помещениями "адрес" в доме по "адрес" "адрес" "адрес" на условиях социального найма, признан договор социального найма заключенным с 12 июля 1995 г, сохранены жилые помещения в перепланированном состоянии, признано право собственности за истицей и ее "данные изъяты" детьми на указанное жилое помещение по 1/3 доли за каждым.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что служебные жилые помещения, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус служебных в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно части 1 статьи 62 ЖК РФ, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
При указанных обстоятельствах, вывод суда апелляционной инстанции является верным, поскольку отказ ответчика о продлении срока проживания в спорном жилом помещении противоречит положениям приведенных норм права и нарушает жилищные права истца, учитывая, что жилое помещение было предоставлено в связи с трудовыми отношениями, основания вселения истца в жилое помещение ответчиком не оспорены и незаконными не признаны, в настоящее время жилое помещение утратило статус ведомственного жилого помещения и перешло в муниципальную собственность, в связи с чем Смирнова Р.А. занимает жилое помещение на условиях социального найма. При этом судом принято во внимание, что договор на проживание в помещении маневренного фонда с 2003 г. и договор 2019 г. заключались с истицей в отсутствие правовых оснований, поскольку с 12 июля 1995 г. Смирнова Р.А. уже приобрела право пользования жилыми помещениями на условиях договора социального найма.
Доводы кассационной жалобы о том, что Смирнова Р.А. не является малоимущей, не состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения, внеочередное предоставление жилого помещения нарушает права граждан, которые состоят на учете, подлежат отклонению, поскольку, вопреки доводам кассационной жалобы, соблюдение указанных условий не требуется в случае приобретения права пользования жилым помещением на условиях договора найма на основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы фактически являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного постановления кассационным судом общей юрисдикции. Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, кассационная жалоба не содержит. Правом дать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в ч. 3 ст. 390 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 14 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика (истца) департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.