Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-180/2022 (УИД: 42RS0009-01-2021-008338-22) по иску Аверьянова Андрея Николаевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Осинники о зачете периода службы для назначения пенсии в льготном исчислении и назначении пенсии по выслуге лет, по кассационной жалобе Аверьянова Андрея Николаевича на решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 11 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, объяснения представителя Аверьянова Андрея Николаевича - Мальцева Льва Владимировича, действующего по доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Главного управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области, Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Осинники Колесниковой Ольги Григорьевны, действующей по доверенностям, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Аверьянов Андрей Николаевич (далее - Аверьянов А.Н.) обратился с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (далее - ГУ МВД России по Кемеровской области), Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Осинники (далее - Отдел МВД России по городу Осинники) о зачете периода службы для назначения пенсии в льготном исчислении и назначении пенсии по выслуге лет.
В обоснование заявленных требований Аверьянов А.Н. указал, что приказом от 26 марта 2003 г. N принят на службу в ГУ МВД России по Кемеровской области.
Приказом от 26 августа 2021 г. N с Аверьяновым А.Н. расторгнут контракт, он уволен со службы в органах внутренних дел по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 26 августа 2021 г.
Выслуга лет на день увольнения составила в календарном исчислении 19 лет 8 месяцев 13 дней, в льготном исчислении - не имеется.
В период с 26 мая 1999 г. по 6 октября 2000 г. Аверьянов А.Н. проходил военную службу по призыву в составе войсковой части N внутренних войск МВД России. В период с 16 ноября 1999 г. по 11 сентября 2000 г. (297 дней) выполнял служебно-боевые задачи в составе временной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по проведению контртеррористической операции, непосредственно участвовал в боевых действиях.
При расчете выслуги лет период военной службы с 16 ноября 1999 г. по 11 сентября 2000 г, непосредственного участия в боевых действиях - 297 дней, в нарушении п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца Аверьянову А.Н. не зачтен.
Аверьянов А.Н, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд обязать Отдел МВД России по городу Осинники засчитать в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет) для назначения пенсии период службы с 16 ноября 1999 г. по 11 сентября 2000 г. непосредственного участия в боевых действиях 297 дней, 1 месяц службы за 3 месяца, обязать ГУ МВД России по Кемеровской области назначить пенсию по выслуге лет с 26 августа 2021 г.
Решением Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 11 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 июня 2022 г, в удовлетворении исковых требований Аверьянова А.Н. отказано.
В кассационной жалобе Аверьяновым А.Н. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 11 февраля 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 июня 2022 г, как незаконных.
На кассационную жалобу представителем ГУ МВД России по Кемеровской области принесены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Аверьянов А.Н, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ФКУ "Военный комиссариат Кемеровской области - Кузбасса", Военный комиссариат (городов Осинники и Калтана Кемеровской области - Кузбасса), сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Аверьянов А.Н. с 26 мая 1999 г. по 6 октября 2000 г. проходил военную службу по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации.
В период с 16 ноября 1999 г. по 11 сентября 2000 г. Аверьянов А.Н. выполнял служебно-боевые задачи в составе временной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по проведению контртеррористической операции в составе войсковой части N, при этом непосредственно участвовал в боевых действиях 297 дней.
Аверьянов А.Н. является ветераном боевых действий.
С 27 марта 2003 г. по 26 августа 2021 г. Аверьянов А.Н. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Приказом начальника ГУ МВД России по Кемеровской области от 26 августа 2021 г. N Аверьянов А.Н. уволен со службы в органах внутренних дел по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел), 26 августа 2021 г.
Этим же приказом установлено, что выслуга лет Аверьянова А.Н. на день увольнения составила в календарном исчислении 19 лет 8 месяцев 13 дней, в льготном исчислении не имеет.
Обращаясь с иском в суд, Аверьянов А.Н. ссылался на то, что ему при расчете выслуги лет для назначения пенсии необоснованно не зачтен период службы с 16 ноября 1999 г. по 11 сентября 2000 г. (297 дней) непосредственного участия в боевых действиях в льготном исчислении 1 месяц службы за 3 месяца.
Разрешая исковые требования Аверьянова А.Н. о возложении обязанности на Отдел МВД России по городу Осинники засчитать в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет) для назначения пенсии период службы с 16 ноября 1999 г. по 11 сентября 2000 г. непосредственного участия в боевых действиях 297 дней 1 месяц службы за 3 месяца, суд первой инстанции установив, что Аверьянов А.Н. проходил военную службу по призыву, пришел к выводу, что период непосредственного участия Аверьянова А.Н. в контртеррористической операции с 16 ноября 1999 г. по 11 сентября 2000 г. не может быть зачтен в льготном исчислении 1 месяц службы за 3 месяца при расчете выслуги лет для назначения пенсии по линии МВД России, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что подп. "б" п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941) не предусматривает льготное исчисление службы - 1 месяц службы за 3 месяца за период участия в боевых действиях на территории Чеченской Республики в период прохождения службы по призыву (срочной службы).
Суд первой инстанции указал, что на основании абзаца 1 п. 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 период службы Аверьянова А.Н. по призыву с 26 мая 1999 г. по 6 октября 2000 г, в том числе с учетом периода непосредственного участия в контртеррористической операции (297 дней), подлежит зачету в календарном исчислении - 1 месяц службы за 1 месяц.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Аверьянова А.Н. о возложении на ГУ МВД России по Кемеровской области назначить пенсию по выслуге лет с 26 августа 2021 г, суд первой инстанции исходил из того, что на момент увольнения - 26 августа 2021 г. выслуга лет Аверьянова А.Н. составила менее 20 лет.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судебных инстанций соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
В абзаце 1 п. "а" ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В силу абзаца 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 данного Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом "а" ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в частности, военная служба.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего закона, в льготном исчислении (ч. 2 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, установлены периоды военной службы, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы, в том числе лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, на льготных условиях - 1 месяц службы за 3 месяца.
Абзацем 1 п. 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Принимая обжалуемые судебные постановления, руководствуясь вышеуказанными нормами права, судебные инстанции пришли к правомерным выводам о том, что период непосредственного участия Аверьянова А.Н. в контртеррористической операции с 16 ноября 1999 г. по 11 сентября 2000 г. при расчете выслуги лет для назначения пенсии уволенным со службы сотрудникам органов внутренних дел не может быть зачтен в льготном исчислении - 1 месяц службы за 3 месяца, поскольку Аверьянов А.Н. проходил военную службу по призыву во внутренних войсках МВД России.
С учетом положений п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 правильными являются и выводы судебных инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Аверьянова А.Н. о возложении на ГУ МВД России по Кемеровской области назначить пенсию по выслуге лет с 26 августа 2021 г, поскольку на момент увольнения - 26 августа 2021 г. выслуга лет Аверьянова А.Н. составила менее 20 лет.
Выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе со ссылкой на Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" не могут повлечь отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку указанный Закон вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.
Вопреки доводам кассационной жалобы положениями Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", постановлений Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" и от 18 июля 1994 г. N 844 "О максимальных сроках непрерывного прохождения военнослужащими военной службы по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также направления (командирования) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N 9 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах", дополнительные гарантии и компенсации лицам, проходившим военную службу по призыву (срочную военную службу) во внутренних войсках МВД России не предусмотрены.
Ссылка в жалобе на то, что суду следовало направить запрос в военный комиссариат г. Ростова-на-Дону и Ростовского района Ростовской области о предоставлении информации о том, была ли войсковая часть 3654 включена в перечень войсковых частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения в составе временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона, объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, за период выполнения задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Республике Чечня с 16 ноября 1999 г. по 11 сентября 2000 г, запросить на Аверьянова А.Н. послужной список за период прохождения военной службы, необоснованная, поскольку обстоятельства того, что Аверьянов А.Н. с 16 ноября 1999 г. по 11 сентября 2000 г. выполнял служебно-боевые задачи в составе временной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по проведению контртеррористической операции ответчиком не оспаривались.
Иные доводы кассационной жалобы также не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность обжалуемых судебных постановлений, либо опровергали выводы судов.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 11 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Аверьянова Андрея Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.