Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Артамоновой Т.А, судей Брянцевой Н.В, Сумбаевой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Даниленко Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-108/2022 (УИД 61OS0000-01-2022-000069-40) по административному исковому заявлению Усинской Екатерины Сергеевны, Барсуковой Оксаны Эдуардовны, Игнатовой Ларисы Николаевны об оспаривании нормативного правового акта в части, по апелляционным жалобам Правительства Ростовской области и некоммерческой организации "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту" на решение Ростовского областного суда от 17 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Брянцевой Н.В, объяснения представителя административного ответчика Правительства Ростовской области ФИО6 и представителя заинтересованного лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области ФИО7, поддержавших доводы апелляционных жалоб, участвовавших в деле посредством видеоконференц-связи, возражения представителя административных истцов и заинтересованных лиц ФИО8, относительно доводов апелляционных жалоб, заключение старшего прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
26 декабря 2013 г. Правительством Ростовской области принято постановлением N 803, которым утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2015-2049 годы (далее - Региональная программа).
В перечне многоквартирных домов, являющимся приложением к данной Программе, перечислено общее имущество, которое подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Программы (далее по тексту - Перечень) с указанием видов ремонтных работ и сроков их выполнения.
Согласно вышеуказанной Программе многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" (позиция N 895, подраздел "Пролетарский район") с установлением сроков и видов ремонтных работ.
13 марта 2019 г. Правительством Ростовской области принято постановление N 151, которым в Региональную программу внесены изменения согласно приложению. Пункт 895 Региональной программы признан утратившим силу согласно подпункту 8.6.3 пункта 8 приложения к постановлению N 151.
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Ростовской области (http://pravo.donland.ru) номер опубликования 6114201903150019. Нормативный правовой акт вступил в силу, в соответствии с пунктом 2 постановления N151 со дня его официального опубликования 15 марта 2019 г. (л.д. 251 том 1).
Административные истцы Игнатова Л.Н, Усинская Е.С, Барсукова О.Э, являющиеся собственниками квартир N и нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", просят суд признать недействующим подпункт 8.6.3 пункта 8 приложения к постановлению N 151.
Требования мотивированы тем, что исключение названного многоквартирного дома из Региональной программы по причине отнесения его к домам блокированного типа застройки не основано на законе, так как противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем нарушает права собственников квартир дома, уплачивавших в течение нескольких лет взносы в фонд капитального ремонта, на проведение такого ремонта в рамках Региональной программы.
Решением Ростовского областного суда от 17 июня 2022 г. признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 8.6.3 пункта 8 приложения к постановлению Правительства Ростовской области от 13 марта 2019 г. N 151 "О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 26 декабря 2013 г. N 803", которым из Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы" (раздел "город Ростов-на-Дону", подраздел "Пролетарский район", пункт 895) исключен жилой дом, расположенный по адресу: "адрес".
С Правительства Ростовской области в пользу Усинской Екатерины Сергеевны взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб, расходы на оплату услуг представителя в сумме 30 000 руб, расходы на оплату строительно-технического исследования в сумме 15 000 руб, итого 45 300 руб.
В апелляционных жалобах административный ответчик Правительство Ростовской области и заинтересованное лицо НКО "Фонд капитального ремонта" просят отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апеллянты полагают, что спорный жилой дом является домом блокированной застройки, в связи с чем не может быть включен в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции необоснованно взыскал с Правительства Ростовской области расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб, считает, что в данной части решения суда не мотивировано.
Относительно доводов апелляционных жалоб административными истцами и прокуратурой Ростовской области представлены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, были извещены о времени и месте рассмотрения административного дела своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционных жалоб, возражения на них, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым относится жилищное законодательство (пункт "к" части 1 статьи 72), издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В силу пункта 11.1 части 1 статьи 4 ЖК РФ жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулируются ЖК РФ.
Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регламентируется разделом IX ЖК РФ.
Согласно пункту 8.3 статьи 13, части 1 статьи 167 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесены определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Частью 1 и абзацем 1 пункта 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 168 ЖК РФ порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным кодексом.
В целях реализации полномочий по предметам совместного ведения Законодательным Собранием Ростовской области принят Областной закон Ростовской области от 11 июня 2013 г. N1101-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области" (далее - Областной закон N1101-ЗС).
Правительство Ростовской области, являясь высшим органом исполнительной власти на территории Ростовской области, наделено полномочиями в соответствии пунктом 2 статьи 4 Областного закона N1101-ЗС по утверждению региональной программы капитального ремонта (часть 3 статьи 4, часть 1 статьи 61 Устава Ростовской области).
26 декабря 2013 г. постановлением Правительства Ростовской области утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы (л.д.192-193 том 1).
Вышеприведенным нормативным правовым актом спорный многоквартирный жилой дом включен в Региональную программу под пунктом 895.
13 марта 2019 г. постановлением за N 151 в Региональную программу внесены изменения, в том числе, в части исключения из Региональной программы многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что нормативный правовой акт в оспариваемой редакции принят в пределах полномочий Правительства Ростовской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.
Исходя из взаимосвязанных норм части 2 статьи 168 ЖК РФ и статьи 8 Областного закона N 1101-ЗС (в редакции Областного закона от 26 сентября 2018 г. N3-ЗС, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) региональная программа включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Ростовской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, домов, в которых имеется менее чем три квартиры, а также многоквартирных домов, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом Ростовской области, приняты решения о сносе или реконструкции.
В силу пункта 2 части 1 статьи 167 Жилищного Кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми в том числе, устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов.
Сведения, указанные в части 3 статьи 8 Областного закона N 1101-ЗС, (перечень многоквартирных домов, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту, плановый год проведения капитального ремонта, иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта), включаются в региональную программу капитального ремонта на основании данных мониторинга технического состояния многоквартирных домов в Ростовской области отдельно по каждому муниципальному образованию и в отношении каждого многоквартирного дома (часть 4 статьи 8 Областного закона N 1101-ЗС).
Для реализации приведенных выше положений федерального и регионального законодательства приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 24 июня 2013 г. N 50 утвержден порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных жилых домов (далее по тексту Порядок).
На дату утверждения Региональной программы (26 декабря 2013 г.) действовал Порядок, в редакции с изменениями, внесенными приказом министерства ЖКХ Ростовской области от 14 августа 2013 г. N 66 "О внесении изменений в приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области N 50 от 24 июня 2013 г.".
Данный порядок принят с целью установления организационных основ системы мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Ростовской области и распространялся на индивидуально определенные многоквартирные жилые дома (объект мониторинга), подлежащие впервые включению в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Пунктом 2 данного приказа, в редакции, действующей по состоянию на 14 августа 2013 г, главам городских округов, городских и сельских поселений рекомендовано создать комиссии, предусмотренные Порядком проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, и в срок до 1 октября 2013 г. обеспечить составление актов о техническом состоянии всех многоквартирных домов неблокированной застройки на территории муниципального образования и предоставление информации в рамках мониторинга технического состояния многоквартирных домов.
Лицами, ответственными за предоставление информации в рамках мониторинга, являются: управляющие организации; товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные кооперативы; лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений (пункт 2.2. Порядка).
Первичное предоставление информации в рамках мониторинга производится лицами, ответственными за предоставление информации, в электронном виде посредством использования сайта оператора мониторинга по показателям согласно приложению N 1 и приложению N 2 к настоящему Порядку (пункт 3.1 Порядка).
Оператором мониторинга является казенное предприятие "Информационная база ЖКХ" (пункт 2.3 Порядка).
Пунктом 4.2 Порядка, в редакции от 14 августа 2013 г, установлено, что первичная информация подлежит внесению лицами, ответственными за предоставление информации, в сроки, определяемые министерством ЖКХ Ростовской области. Сроки внесения первичной информации доводятся лицам, ответственным за предоставление информации, через органы местного самоуправления.
Согласно пункту 5.1 Порядка оценка технического состояния объекта мониторинга осуществляется путем: анализа фактического срока эксплуатации и срока эффективной эксплуатации конструктивных элементов (инженерных систем) многоквартирного дома до их капитального ремонта (замены) от года постройки многоквартирного дома; анализа сведений о проведенных работах по капитальному ремонту (замене) конструктивного элемента (инженерной системы) многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 5.5. в целях оценки технического состояния общего имущества в многоквартирных домах и организации сбора информации по показателям, влияющим на построение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории муниципального образования, органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения создается комиссия (комиссии).
Председателем комиссии назначается должностное лицо органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления, органа муниципального жилищного контроля, органа архитектуры и градостроительства.
К работе комиссии привлекаются представитель (представители) Государственной жилищной инспекции Ростовской области, представители организации, осуществляющей техническую инвентаризацию, организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, председатели советов многоквартирных домов, уполномоченные собственниками помещений лица из числа собственников помещений в многоквартирных домах, а в необходимых случаях представители экспертных организаций.
По результатам работы комиссия составляет акт о техническом состоянии многоквартирного дома по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
Акт заполняется в электронном виде, распечатывается на бумажном носителе и подписывается членами комиссии, а также лицами, привлеченными к работе комиссии. Комиссия обеспечивает соответствие сведений, содержащихся в акте, заполненном в электронном виде, и сведений, содержащихся в подписанном акте.
Из смысла вышеприведенных положений Порядка (в редакции от 14 августа 2013 г.) видно, что данный нормативный правовой акт принят с целью сбора и анализа информации в отношении многоквартирных жилых домов, которым требуется своевременное проведение капитального ремонта общего имущества, с последующим включением их в Региональную программу.
Из материалов административного дела следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" программу на основании акта технического состояния многоквартирного жилого дома от 2 декабря 2013 г, составленного комиссионно.
В указанном акте указана информация следующего содержания в отношении спорного многоквартирного жилого дома: тип застройки - неблокированная, год постройки - 1917 г, процент износа - 65, 6 %, количество квартир - 6, проживающих лиц -12.
Согласно акту отмечена потребность в капитальном ремонте электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, фундамента, крыши, фасада.
Постановлением Правительства Ростовской области от 26 декабря 2013 г. N 803 в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", включенного в Региональную программу (позиция 895) установлены следующие сроки и виды ремонтных работ: ремонт крыши - 2019 г, ремонт электроснабжения - 2021 г, ремонт газоснабжения - 2024 г, ремонт фасада, фундамента - 2031 г, ремонт холодного водоснабжения, водоотведения - 2033 г.(л.д. 194 том 1).
Из материалов дела видно и судом первой инстанции, верно, отмечено, что спорный многоквартирный дом включен в Региональную программу капитального ремонта в соответствии со сведениями предоставленными органом местного самоуправления по результату проведения мониторинга технического состояния, в соответствии с порядком, установленным приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 24 июня 2013 г. N 50 "Об утверждении порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов" на основании акта о техническом состоянии многоквартирного дома по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, в редакции, действующей по состоянию на 14 августа 2013 г.
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год путем внесения в нее изменений, что установлено частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 9 статьи 8 Областного закона N 1101-ЗС.
Оспариваемое постановление Правительства Ростовской области N 151 принято в целях актуализации Региональной программы путем уточнения перечня, включенных в нее объектов в рамках предоставленного Областным законом от N 1101-ЗС круга полномочий.
Спорный многоквартирный жилой дом исключен из Региональной программы ввиду отнесения к дому блокированного типа застройки.
Данный факт установлен в результате визуального обследования многоквартирного жилого дома, о чем 5 июля 2018 г. комиссией составлен акт.
Из данного акта визуального обследования следует, что комиссия в составе представителей НКО "ФКР", ДЖКХиЭ г.Ростова-на-Дону, МУПТИиОН, МКУ "УЖКХ" Пролетарского района при визуальном обследовании установила, что на земельном участке по адресу: "адрес" расположены два жилых строения: литер А многоквартирный имеет признаки жилого дома блокированного типа застройки и литер Б двухквартирный, имеет признаки жилого дома блокированного типа застройки. На основании изложенного, комиссия сделала вывод, что жилой дом, расположенный по указанному адресу (литер А и литер Б) имеет признаки многоквартирного жилого дома блокированного типа застройки (л.д.259 том 1).
Суд первой инстанции, проанализировав акт от 5 июля 2018 г. пришел к выводу, что он составлен по форме приложения N 3 к Порядку проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, утвержденного приказом Министерства ЖКХ Ростовской области от 24 июня 2013 г. N50.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
На дату принятия оспариваемого постановления Правительства Ростовской области N 151 от 13 марта 2019 г. Порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, утвержденный приказом Министерства ЖКХ Ростовской области от 24 июня 2013 г. N50, действовал в редакции приказа министерства ЖКХ Ростовской области от 14 августа 2013 г. N 66, которым форма акта визуального обследования, не была предусмотрена.
Приложением N 3 к Порядку проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, в редакции от 14 августа 2013 г, утвержден акт технического состояния многоквартирного дома, который отличается по форме и содержанию по отношению к акту визуального обследования, использованного административным ответчиком.
Акт визуального обследования, являющийся приложением N 3 к Порядку проведения мониторинга технического состояния, впервые введен приказом министерства ЖКХ Ростовской области от 29 июля 2020 г. N 126 "О внесении изменений в приказ министерства ЖКХ Ростовской области от 24 июня 2013 г. N 50".
Следовательно, административным ответчиком при актуализации Региональной программы использованы нормативные правовые документы, недействующие на дату (5 июля 2018 г.) обследования многоквартирного жилого дома.
Кроме того, в Порядке, в редакции, действующей на 13 марта 2019 г. (дата оспариваемого постановления), отсутствовали нормы, регламентирующие процедуру внесения изменения в Региональную программу посредством ее актуализации.
Разделы N 5 "Актуализация информации и сроки проведения мониторинга" и N 6 "Актуализация региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов по данным системы мониторинга" внесены приказом министерства ЖКХ Ростовской области от 29 июля 2020 г. N 126.
В рассматриваемом случае, Правительству Ростовской области необходимо было руководствоваться постановлением Правительства Ростовской области от 28 июня 2013 г. N 421 "О некоторых вопросах, связанных с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области", которым утвержден приложением N 9 порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на территории Ростовской области (далее по тексту Порядок проведения капитального ремонта).
Указанный Порядок, действующий в редакции постановления Правительства Ростовской области от 20 июня 2018 г. N 409 "О внесении изменения в постановление Правительства Ростовской области от 28 июня 2013 г.", разработан в целях определения содержания и состава процедур по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на территории Ростовской области, включенных в Региональную программу и применяется, в том числе, при актуализации Региональной программы.
Органом местного самоуправления городского округа, поселения, на территории которых расположены многоквартирные дома, включенные в Региональную программу, создается комиссия (комиссии). Комиссия осуществляет свою деятельность на основании настоящего Порядка. Председателем комиссии назначается должностное лицо органа местного самоуправления.В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления, при наличии в многоквартирном доме помещений, находящихся в муниципальной собственности, - органа муниципального жилищного контроля, органа архитектуры и градостроительства, Фонда.
Комиссия устанавливает наличие или отсутствие необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
При оценке наличия необходимости проведения капитального ремонта устанавливается техническое состояние конструктивных элементов и (или) инженерных систем многоквартирного дома.
Оценка технического состояния общего имущества в многоквартирном доме на предмет наличия (отсутствия) необходимости проведения его капитального ремонта осуществляется путем:
анализа заявления, иных документов и материалов, собранных в ходе проведения процедур, связанных с установлением необходимости проведения капитального ремонта;
анализа фактического срока эксплуатации и срока эффективной эксплуатации конструктивных элементов и (или) инженерных систем многоквартирного дома до их капитального ремонта (замены) от года постройки многоквартирного дома. Сроки эффективной эксплуатации конструктивного элемента или инженерной системы многоквартирного дома до капитального ремонта определяются в соответствии с нормативно-технической документацией в строительстве;
анализа сведений о проведенных работах по капитальному ремонту (замене) конструктивного элемента и (или) инженерной системы многоквартирного дома;
анализа заключений специализированных организаций, заключений межведомственной комиссии, создаваемой в целях признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, заключений проектно-изыскательских организаций по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций многоквартирного дома, актов обследования многоквартирного дома (при их наличии);
визуального осмотра конструктивного элемента и (или) инженерной системы многоквартирного дома, а также их инструментального обследования (в случае привлечения специализированных организаций).
По результатам изучения документов и проведения обследования и (или) иных исследований конструктивного элемента и (или) инженерной системы многоквартирного дома комиссия принимает одно из следующих решений: о наличии необходимости проведения капитального ремонта конструктивных элементов и (или) инженерных систем многоквартирного дома в сроки, предусмотренные Региональной программой, и (или) в сроки, предусмотренные решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта конструктивных элементов и (или) инженерных систем многоквартирного дома в сроки, предусмотренные Региональной программой, и (или) в сроки, предусмотренные решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение комиссии оформляется протоколом.
Протокол должен содержать следующие сведения: дату и место составления; состав комиссии; адрес многоквартирного дома, в отношении отдельных конструктивных элементов и (или) инженерных систем которого проводились процедуры, связанные с установлением необходимости проведения капитального ремонта; наименование конструктивных элементов и (или) инженерных систем многоквартирного дома, необходимость проведения капитального ремонта которых подлежала установлению; перечень документов, на основании которых принято решение; принятое решение; подписи членов комиссии.
Копия протокола в течение трех рабочих дней после его подписания подлежит внесению в базу оператора мониторинга технического состояния многоквартирных домов - казенного предприятия Ростовской области "Информационная база ЖКХ", размещенную на сайте оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", - ибжкх.рф.
Изложенное свидетельствует о том, что представленный акт визуального обследования от 5 июля 2018 г. не может быть принят в качестве допустимого доказательства соблюдения Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области при отсутствии решения комиссии, оформленного в виде протокола, предусмотренного указанным Порядком.
Учитывая изложенное, оснований полагать, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует актам, имеющим большую юридическую силу, у судебной коллегии не имеется.
При этом выводы суда первой инстанции о наличии в многоквартирном жилом доме общего имущества, что исключает основания для признания недвижимого имущества домом блокированной застройки не имеет существенного значения при отсутствии надлежаще оформленного акта и протокола комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Ростовской области, на дату исключения спорного дома из Региональной программы.
Вместе с тем, вышеприведенные обстоятельства не повлияли на правильность принятого решения, в связи с чем оснований к отмене обжалуемого судебного решения, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апеллянта Правительства Ростовской области о чрезмерном размере взысканных судом первой инстанции расходов на оплату услуг представителя в сумме 30 000 руб, судебная коллегия находит необоснованными.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 4 статьи 106, статьей 112 КАС РФ конкретизируя каждое действие представителя административного истца, учитывая категорию, сложность и длительность рассмотрения дела, количество судебных заседаний (6 судебных заседаний) с участием представителя, а также объем совершенных представителем в интересах доверителя процессуальных действий (в том числе, участие в двух осмотрах многоквартирного жилого дома), что отражено в актах, правильно взыскал в пользу административного истца расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 руб.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ростовского областного суда от 17 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Ростовской области и некоммерческой организации "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 октября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.