Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С. и Колпаковой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловым Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-43/2022 (УИД 92OS0000-01-2022-000034-46) по административному исковому заявлению Чеботарёва Олега Александровича о признании не действующим приказа Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя от 17 ноября 2021 г. N 287-о "Об ограничении максимальной скорости движения в городе Севастополе по ул. Гоголя"
по апелляционной жалобе представителя административного истца Чеботарёва Олега Александровича Орленко Сергея Владимировича на решение Севастопольского городского суда от 20 июля 2022 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, объяснения представителя административного истца Орленко С.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя Валова Д.Г, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя от 17 ноября 2021 г. N 287-о "Об ограничении максимальной скорости движения в городе Севастополе по ул. Гоголя" (далее - Приказ N 287-о) введено ограничение максимальной скорости движения 40 км/ч в районе дома N 4 по ул. Гоголя.
Данный документ опубликован 17 ноября 2021 г. на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru).
Чеботарёв О.А. обратился в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Приказ N 287-о, как принятый с превышением полномочий органа исполнительной власти города Севастополя и несоответствующий пункту 10.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - ПДД РФ).
Решением Севастопольского городского суда от 20 июля 2022 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, настаивая на доводах административного искового заявления.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов участвующим в деле прокурором, а также Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения).
Пунктом 3 статьи 6 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
Конституцией Российской Федерации (статья 65), Уставом города Севастополя от 14 апреля 2014 г. N 1-ЗС (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 11 апреля 2014 г.) (часть 1 статьи 1) определен статус Севастополя как субъекта Российской Федерации, города федерального значения.
Исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования, формирования и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя, в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 8 сентября 2016 г. N 849-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя" (далее - Положение о Департаменте) является Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя (далее - Департамент).
В силу подпункта 28 пункта 9.10 вышеуказанного Положения Департамент наделен полномочием по принятию решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и (или) межмуниципального значения города Севастополя.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устава города Севастополя, законов города Севастополя и правовых актов Губернатора Департамент издает нормативные правовые акты по вопросам транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры (пункт 9.3 Положения о Департаменте).
Реализуя указанные полномочия, 17 ноября 2021 г. Департамент принял Приказ N 287-о, установив ограничение максимальной скорости движения 40 км/ч в районе дома N 4 по ул. Гоголя.
В соответствии с пунктом 12 Положения о Департаменте приказ подписан директором Департамента - руководителем исполнительного органа государственной власти города Севастополя.
Из материалов административного дела следует, что ограничение движения на вышеуказанном участке автодороги установлено до момента обустройства пешеходного перехода в районе дома N 6 по ул. Гоголя дублирующим дорожным знаком 5.19.1 "Пешеходный переход" над проезжей частью автомобильной дороги во исполнение предписания УГИБДД УМВД по городу Севастополь от 12 августа 2021 г. N 144, направленного в адрес ГКУ "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя", и носит временный характер.
Отсутствие в самом нормативном правовом акте указания на временность установления ограничения максимальной скорости не влечет его противоречие нормам, имеющим большую юридическую силу.
Исходя из содержания раздела 3 приложения N 1 к ПДД РФ "Дорожные знаки" запрещающие знаки, к числу которых относится дорожный знак 3.24 "Ограничение максимальной скорости", вводят или отменяют определенные ограничения движения. Соответственно, ограничение максимальной скорости входит в понятие "ограничение движения".
Судом первой инстанции верно отклонен довод административного иска о противоречии оспариваемого нормативного правового акта пункту 10.3 ПДД РФ, регламентирующему скорость движения вне населенных пунктов, поскольку указанной нормой урегулированы иные правоотношения.
При таких обстоятельствах, отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемый Приказ N 287-о акт принят Департаментом - органом исполнительной власти города Севастополя в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка его принятия и опубликования, а также соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивированно, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают приведенных выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований и не содержат обстоятельств, которые влекут отмену судебного акта в силу норм статьи 310 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Севастопольского городского суда от 20 июля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Чеботарёва Олега Александровича Орленко Сергея Владимировича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 ноября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.